Включен в Web of Science СС (ESCI)
Психология и право Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (online): 2222-5196 DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2010 года Периодичность: 4 номера в год Формат: сетевое издание Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психология и право Психологические механизмы манипуляции поведением потребителя 2928Дворянчиков Н.В. Соловьева Ю.А. АннотацияВ статье представлены результаты исследования психологических механизмов криминального манипулирования при мошенничестве на примере финансовой пирамиды по типу закрытого бизнес-клуба некоммерческого партнерства N. Рассмотрены основные приемы и способы психологического воздействия на потребителя, проанализирована технология проведения семинаров некоммерческого партнерства N. Подробно представлен поэтапный анализ манипулятивной деятельности организаторов финансовой пирамиды с позиций общей, социальной и юридической психологии. В результате анализа выявлены факторы, снижающие качество мыслительной деятельности и способствующие принятию решения, противоречащего интересам потребителя, под воздействием группы (высокая сплоченность группы, авторитарный стиль руководства, изоляция от других групп и высокий уровень стресса). Описаны основные проблемы, связанные с оказанием психологического воздействия манипуляторов на потребителя. Ключевые слова: манипуляция, криминальное манипулирование, мошенничество, финансовая пирамида, психология воздействия на потребителя, психология воздействия Рубрика: Психология девиантного и криминального поведения Тип: научная статья Фрагмент статьи
Введение За последние годы в судебной практике наряду с классическими методами влияния на адресата, а также злоупотреблением его доверием встречаются и новые способы психологического воздействия. Обман и злоупотребление доверием адресата совмещают в себе как использование новых информационных технологий, так и знания о психологических механизмах скрытого воздействия. Согласно статистике, все большее число российских граждан становятся жертвами криминального мошенничества. Изучением проблемы криминального манипулирования как скрытого, сознательного и целенаправленного психологического воздействия на жертву с целью завладения ее имуществом занимаются такие науки, как криминология и криминалистика; мошенничество рассматривается также с позиций уголовного права. Что же касается психологических аспектов мошенничества, а именно психологического анализа механизмов и способов манипулирования, то они мало изучены. Криминальное манипулирование используется в целом ряде корыстных и насильственных преступлений. Мошенничество относится к корыстным преступлениям, осуществляемым с применением психологического воздействия на личность. Особенно остро стоит вопрос о психологическом манипулировании, когда речь идет об экспертной оценке деятельности финансовых пирамид по типу закрытых бизнес-клубов. Проблема криминального манипулирования при мошенничестве характеризуется междисциплинарным и многоаспектным характером, а значит, предполагает комплексный подход с использованием как психологических, так и юридических знаний. <...> Литература
Статьи по теме
Юридическая психология | Гайворонская И.Б., Фомина Т.Ф., Аманжолова Б.А. Вербовка в экстремистские и террористические организации посредством сети Интернет Юридическая психология | Москвитина М.М., Бовин Б.Г. Юридическая психология | Дворянчиков Н.В., Соловьева Ю.А. Криминальное манипулирование поведением потребителя на примере мошенничества |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|