Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9739Новости 1907Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Психология и право - №3 / 2021 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

48 место — направление «Психология»

0,217 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,852 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Особенности социализированности несовершеннолетних из неблагополучных семей 18

|

Дронова Т.А.
педагог-психолог, Государственное бюджетное комплексное учреждение Архангельской области общего типа «Архангельский центр социальной помощи семье и детям» (ГБКУ АО «Архангельский ЦСПСиД»), Архангельск, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0438-4633
e-mail: esta077@yandex.ru

Корнеева Я.А.
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (ФГАОУ ВО «САФУ имени М.В. Ломоносова»), Архангельск, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9118-9539
e-mail: ya.korneeva@narfu.ru

Аннотация

В статье приводятся данные исследования по выявлению особенностей социализированности несовершеннолетних группы риска из социально неблагополучных семей. Обследовано 66 подростков — учащихся общеобразовательных школ г. Архангельска, воспитывающихся как в социально благополучных, так и в неблагополучных семьях. В результате исследования установлено, что наиболее распространенным типом социально неблагополучных семей является конфликтная семья. Подростки, воспитывающиеся в социально неблагополучных семьях, характеризуются низким уровнем социальной идентичности (межличностной и групповой) на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях; более низким уровнем адаптации, для них характерна дисгармония в сфере принятия решения, из-за постоянных неуспешных попыток ребенка реализовать цель; ценностные ориентации подростков из неблагополучных семей искажены, они не стремятся к поддержанию и сохранению благополучия в близких взаимоотношениях, не стараются сдерживать и предотвращать действия, а также склонности и побуждения к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-011-00385.

Литература
  1. Волович А.С. Особенности социализации выпускников средней школы: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. М: ВНИИ Эгаздрома, 1990. 28 с.
  2. Информационно-методические материалы. Традиционное и новое в профилактике и преодолении правонарушений среди несовершеннолетних [Электронный ресурс]. Великий Новгород: ОАУ «Новгородский областной центр развития социального обслуживания населения», 2015. 86 с. URL: http://edu53.ru/np-includes/upload/2016/03/22/9770.pdf (дата обращения: 10.08.2021).
  3. Концепции социализации и индивидуализации в современной психологии: коллективная монография / Под. ред. Т.Д. Марцинковской. M.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. 284 с.
  4. Мудрик А.В. Социализация человека. 3-е изд., перераб. и расшир.: М.: Воронеж: РАО-МПСИ, 2011. 624 с.
  5. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация. М.: ЭКСМО, 2010. 368 с.
  6. Сайт Управления федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу [Электронный ресурс]. URL: http://arhangelskstat.gks.ru. (дата обращения: 15.02.2019).
  7. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/motherhood/# (дата обращения: 12.01.2019).
  8. Сидоренков А.В.., Коваль Е.С, Мондрус, А.Л., Сидоренкова И.И., Ульянова Н.Ю. Методики социально-психологического изучения малых групп в организации [Электронный ресурс]. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2012. 244 с. URL: https://app.sfedu.ru/sites/default/files/publ_text/metod_izuch_mg_mon_tekst.pdf (дата обращения: 10.08.2021).
  9. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М.: Владос, 2003. 272 с.
  10. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М: Академия, 2008. 256 c.
  11. Evseeva, I.G., Sokolovskaya I.E., Tkhugo M.M., Shcherbakova O.I., Kalinina N.V., Geraskina N.S., Mikhailina I.A. Specific Features of Socialization and Rehabilitation of Minors Prone to Commission of Offenses // International journal of applied exercise physiology. 2019. Vol. 8(2.1). P. 75—81.
  12. Allen J.P., Porter M.R., McFarland F.C., Marsh P., McElhaney K.B. The Two Faces of Adolescents' Success with Peers: Adolescent Popularity, Social Adaptation, and Deviant Behavior // Child Dev. 2005. Vol. 76(3). Р. 747—60.
  13. Rosser-Liminana A., Suria-Martinez R. School Adaptation and Behavioural and Emotional Problems in Minors Exposed to Gender Violence // Revista espanola de pedagogia. 2019. Vol. 77(273). P. 313—331.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика