Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10334Новости 1983Ключевые слова 5081 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №1 (1) / 1996 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2020

CiteScore : Q4
SNIP: Q1
SJR: Q3

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Знаково-символическое развитие детей в начальной школе 2064

Салмина Н.Г.
доктор психологических наук, профессор кафедры «Психологии образования и педагогики» факультета психологии МГУ, профессор кафедры возрастной психологии МГППУ, Москва, Россия
e-mail: salmina2005@yandex.ru

Ссылка для цитирования

Полный текст

Проблема развивающего обучения, интенсивно разрабатываемая в последние годы, включает в качестве одного из направлений исследования анализ путей овладения детьми психологическими орудиями, развития знаково-символической деятельности.

Начало исследования семиотического развития в онтогенезе положено Ж.Пиаже, который понимал под ним способность представлять отсутствующий объект или событие посредством обозначающих символов или знаков, отличных от того, что они обозначают. Семиотическая функция, согласно Пиаже создает для своей деятельности три рода средств: индексы, символы и знаки. Переход от индексов к символам и знакам и есть переход к появлению этой функции. Семиотическая функция, по Пиаже, проявляется в разных видах деятельности — имитации, символической игре, умственном образе, представлении и речи [1].

В отечественной психологии начало постановки проблемы роли знака в психогенезе и развития семиотической функции связывается с именем Л.С. Выготского. Он рассматривал появление у ребенка способности использовать знаки как «центральный и основной момент в построении всякой психической функции». Л.С. Выготский и А.Р. Лурия писали об особенностях психического развития человека: подобно тому как в процессе исторического развития человек изменяет не свои естественные органы, а орудия, так и в процессе своего психического развития он совершенствует работу своего интеллекта главным образом за счет развития «вспомогательных средств мышления и поведения» [2]. Начиная с этих работ, в психологической литературе проводится мысль, что овладение новыми средствами переводит ребенка на более высокий уровень интеллектуального развития, которое через них и осуществляется.

Литература
  1. Пиаже Ж. Теория Пиаже// История зарубежной психологии 30—60-е годы XX века. Тексты/Ред. П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. М., 1986.
  2. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М., 1993.
  3. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.6. М., 1982.
  4. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
  5. Aebli H. Didactique psychologique. Application a la didactique de la psychologic de J. Piaget. Suisse. 1963.
  6. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий.//Психологическая наука в СССР. Т.1. М., 1969.
  7. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М., 1988.
  8. Салмина Н.Г., Сильнова О.В. Путешествие в страну «Символика». М., 1985.
  9. Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М., 1981.
  10. Салмина Н.Г., И. Фореро Навас. Математика. Методическое пособие для учителей. М., 1994.
  11. Манакова И.П., Салмина Н.Г. Дети, мир звуков, музыка. Свердловск, 1991.
Статьи по теме

Психология образования  |  Куравский Л.С., Поминов Д.А., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Сафронова М.А., Куланин Е.Д., Антипова С.Н.

Концепция адаптивного тренажера и оценка его эффективности в математическом обучении

CrossRef doi:10.17759/mda.2021110401

 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика