Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 128Рубрики 53Авторы 9857Новости 1929Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №2 (16) / 2000 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

SCImago Journal & Country Rank

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Совокупная деятельность как генетически исходная единица психического развития 1405

Зинченко В.П.
доктор психологических наук, ействительный член РАО, профессор Института общего среднего образования РАО, профессор МГППУ, профессор кафедры общей и экспериментальной психологии ГУ-ВШЭ, академик, главный редактором научного журнала "Культурно-историческая психология", член редакционного совета научного журнала «Экспериментальная психология»., Москва, Россия

Мещеряков Б.Г.
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии ФСГН, Государственный университет «Дубна» (ГБОУ ВО МО «Университет “Дубна”»), Дубна, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6252-2822
e-mail: borlogic1@gmail.com

Аннотация

Представленное исследование направлено на формирование первой деятельности у слепоглухонемых детей. Ход развития слепоглухонемых, как он представлен автором, противоречит принятым в детской психологии постулатам, например о ведущей деятельности общения у младенца и необходимости речи для осуществления совместной и самостоятельной деятельности ребенка. Исследование подтверждает гипотезу о совокупной деятельности как генетически исходной единице психического развития, однако она лишена признака речевого опосредствования.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблема единиц и клеточек

Как известно, Л.С. Выготский не построил сколько-нибудь развернутую таксономию единиц анализа психики [5]. На пути решения этой задачи возникает немало проблем.

В работе «Логико-семантический анализ концепции Л.С. Выготского» [11, 12] удалось восстановить таксономию (систематику) психических функций и форм поведения, которые входят в сферу культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Получилась достаточно сложная классификационная схема.

Еще ранее была предпринята попытка решения двух задач: во-первых, сформулировать нормативные требования к единице психологического анализа и к самому анализу [5, 6]; во-вторых, доказать, что в качестве исходной единицы возможной таксономии следует считать орудийное действие [5] а не, к примеру, значение или переживание.

Первая задача решалась на основе анализа тех требований, которые бессистемно и не всегда явно описывались самим Л.С. Выготским. В результате В.П. Зинченко сформулировал 7 требований [5]. Часть из них прямо касается единиц, другие имеют отношение, скорее, к методологии их исследований.

  1. Единица должна быть структурным образованием, связной психологической структурой.
  2. Единица должна быть гетерогенной, соединять разные и даже противоположные свойства. Другими словами, каждая единица должна содержать в себе свойства, отражающие познание, чувство и волю или предметность, осмысленность и активность.
  3. Единица должна быть способна к развитию, в том числе к саморазвитию; это же требование может быть сформулировано иначе: у нее должны быть порождающие свойства.
  4. Единица должна быть живой частью целого.
  5. Потенциальное и реальное множество единиц, в принципе, можно организовать в таксономическое единство. Тем самым утверждается возможность таксономического подхода к единицам психологического анализа. Данное требование как бы санкционирует усилие исследователей на поиск таксономии.
  6. Здесь, как и в предыдущем пункте, формулируется свойство метода анализа. Это свойство является коррелятом второго требования: если мы имеем дело с единицами, а не с их частями, то анализ должен фиксировать, открывать синтетические свойства. В чем смысл выделения этого требования?
  7. Речь идет о том, что «оптика» метода анализа должна правильно отображать свойства объекта, т. е. портрет должен быть похож на оригинал.
  8. Говоря кратко, искомые единицы должны быть релевантны исследованию сознания, а сознание всегда было главным предметом исследования Л.С. Выготского.

Остановимся только на констатации данного списка требований. Хотя остается вопрос о его полноте и обоснованности, самое важное то, что этот список эвристичен. С ним можно продуктивно работать дальше, уточняя и дополняя его. Собственно, первый же полезный и достаточно убедительный результат применения данного метода состоял в том, что в качестве единицы анализа было забраковано значение.

Литература
  1. Брудный А. А. Психологическая герменевтика. М., 1998.
  2. Брушлинский А. В. Теория Л.С. Выготского и идеология (приглашение к диалогу) // Известия Академии педагогических и социальных наук. Вып. 1. Проблемы современной психологии. М.; Воронеж, 1996.
  3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. М., 1982 — 1984.
  4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.
  5. Зинченко В. П. Идеи Л.С. Выготского о единицах анализа психики. (К 85-летию со дня рождения) // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 2.
  6. Зинченко В.П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. М., 1983.
  7. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М., 1997.
  8. Лисина М.И, Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997.
  9. Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. М., 1974.
  10. Мещеряков Б. Г. Психологические проблемы антропологизации образования //
    Вопросы психологии. 1998. № 1.
  11. Мещеряков Б. Г. Логико-семантический анализ концепции Л.С. Выготского. Самара, 1998.
  12. Мещеряков Б. Г. Логико-семантический анализ концепции Л.С. Выготского: систематика форм поведения и законы развития высших психических функций // Вопросы психологии. 1999. № 4.
  13. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4.
  14. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах // Избранные психологические труды. М.; Воронеж, 1995.
 
Баннер проекта по Консультированию родителей
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика