Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Возможны ли целостные представления о мышлении? 817Зинченко В.П. АннотацияИзвестный психолог В.П. Зинченко высказывает свое мнение о мышлении. Он полагает, что для получения целостных представлений о мышлении, необходимо выйти за пределы деятельности и действия, в мир образов, аффектов и слова. Это необходимо, потому что образ, слово и чувство становятся языками мышления. Рубрика: Общая психология Фрагмент статьи
В статье, посвященной перспективам развивающего образования, опубликованной в этом журнале [2], давалась характеристика рассудка, разума, эмпирического и теоретического мышления, отмечались положительные и отрицательные особенности каждого из них. Неоднократно подчеркивалось, что «чистая культура» какого-либо из них невозможна: речь может идти лишь о большем или меньшем удельном весе, о доминировании той или иной формы мыслительной деятельности. М. К. Мамардашвили был достаточно категоричен: «Если кто-то когда-то выполнил акт философского мышления, то в нем есть все, что вообще бывает в философском мышлении» [4]. Думаю, что то же самое можно сказать о любом другом акте мышления, включая обыденное. Нормальное, а не патологически разорванное мышление целостно. Однако применительно к каждому виду мышления целостность выступает как проблема и доминирование той или иной формы мышления в целом мышлении вполне реально. Но там, где есть доминирование, возможна и односторонность, вольное или невольное пренебрежение другими формами. Попробую показать это на близком нам примере диалектико-материалистического или просто диалектического мышления — мышления, с которым связаны интересные философские поиски Э. В. Ильенкова и психологические поиски В. В. Давыдова. Последний, по сути дела, отождествлял теоретическое мышление с диалектическим, опираясь при этом на понимание диалектики Э. В. Ильенковым. Скажу сразу, что у меня нет сколько-нибудь принципиальных претензий к трактовке В.В. Давыдовым теоретического мышления как такового, нет и претензий к анализу Э. В. Ильенковым процедуры восхождения от абстрактного к конкретному. В то же время не только у меня есть претензии к результатам, порожденным диалектико-материалистическим мировоззрением, выдававшим себя за философию и ставшим официальной идеологией СССР. Это мировоззрение наложило еще не изгладившийся отпечаток на интеллектуальный потенциал нашей страны. Настала пора в этом разобраться. Начну с прозрачного соображения A. M. Пятигорского: «Наука не может дать ответа на все вопросы, которыми она занимается, а мировоззрение может дать ответы на все вопросы, которыми оно не занимается. И конечно, в этом смысле термин «научное мировоззрение» есть чистейший вздор» [7]. Литература
Статьи по теме
Общая психология | Белова С.С. Креативность и управляющие функции: обзор зарубежных дифференциально-психологических исследований Общая психология | Захарчук Е.В., Доценко Е.Л., Гаибов С.С.Х. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|