Возможны ли целостные представления о мышлении?

738

Аннотация

Известный психолог В.П. Зинченко высказывает свое мнение о мышлении. Он полагает, что для получения целостных представлений о мышлении, необходимо выйти за пределы деятельности и действия, в мир образов, аффектов и слова. Это необходимо, потому что образ, слово и чувство становятся языками мышления.

Общая информация

Рубрика издания: Общая психология

Для цитаты: Зинченко В.П. Возможны ли целостные представления о мышлении? // Психологическая наука и образование. 2001. Том 6. № 2.

Фрагмент статьи

В статье, посвященной перспективам развивающего образования, опубликованной в этом журнале [2], давалась характеристика рассудка, разума, эмпирического и теоретического мышления, отмечались положительные и отрицательные особенности каждого из них. Неоднократно подчеркивалось, что «чистая культура» какого-либо из них невозможна: речь может идти лишь о большем или меньшем удельном весе, о доминировании той или иной формы мыслительной деятельности. М. К. Мамардашвили был достаточно категоричен: «Если кто-то когда-то выполнил акт философского мышления, то в нем есть все, что вообще бывает в философском мышлении» [4]. Думаю, что то же самое можно сказать о любом другом акте мышления, включая обыденное.

Нормальное, а не патологически разорванное мышление целостно. Однако применительно к каждому виду мышления целостность выступает как проблема и доминирование той или иной формы мышления в целом мышлении вполне реально. Но там, где есть доминирование, возможна и односторонность, вольное или невольное пренебрежение другими формами. Попробую показать это на близком нам примере диалектико-материалистического или просто диалектического мышления — мышления, с которым связаны интересные философские поиски Э. В. Ильенкова и психологические поиски В. В. Давыдова. Последний, по сути дела, отождествлял теоретическое мышление с диалектическим, опираясь при этом на понимание диалектики Э. В. Ильенковым. Скажу сразу, что у меня нет сколько-нибудь принципиальных претензий к трактовке В.В. Давыдовым теоретического мышления как такового, нет и претензий к анализу Э. В. Ильенковым процедуры восхождения от абстрактного к конкретному. В то же время не только у меня есть претензии к результатам, порожденным диалектико-материалистическим мировоззрением, выдававшим себя за философию и ставшим официальной идеологией СССР. Это мировоззрение наложило еще не изгладившийся отпечаток на интеллектуальный потенциал нашей страны. Настала пора в этом разобраться.

Начну с прозрачного соображения A. M. Пятигорского: «Наука не может дать ответа на все вопросы, которыми она занимается, а мировоззрение может дать ответы на все вопросы, которыми оно не занимается. И конечно, в этом смысле термин «научное мировоззрение» есть чистейший вздор» [7].

Литература

  1. Асмус В. Ф….Историко-философские этюды. М., 1984.:
  2. Зинченко В. П. Перспектива ближайшего развития развивающего образования// Психологическая наука и образование. 2000. № 2.
  3. Зинченко В. П. Мышление и язык. Дубна, 2001.
  4. Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. М., 1993.
  5. Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии. М., 1999.
  6. Новохатько А. Г. Историзм самосознания как проблема творчества// Ильенков Э. В.: личность и творчество. М., 1999.
  7. Пятигорский А. М. Избранные труды. М., 1966.
  8. Шпет Г. Г. Сочинения. М., 1989.

Информация об авторах

Зинченко Владимир Петрович, доктор психологических наук, ействительный член РАО, профессор Института общего среднего образования РАО, профессор МГППУ, профессор кафедры общей и экспериментальной психологии ГУ-ВШЭ, академик, главный редактором научного журнала "Культурно-историческая психология", член редакционного совета научного журнала «Экспериментальная психология»., Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1241
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 738
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0