Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8583Ключевые слова 21029 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологические принципы разработки компьютерных программ для обучения студентов французскому языку 948

Поршнев А.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социальных наук НФ ГУ-ВШЭ, Координатор Нижегородского отделения ISCAR, Нижний Новгород, Россия, aporshnev@gmail.com

Аннотация

Статья посвящена проблеме использования компьютера в обучении. Автор описывает экспериментальную компьютерную обучающую программу обучения грамматике французского языка (начальный уровень) и проверку ее возможностей. В основе программы лежат следующие положения Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина: 1) Принцип единства сознания и психики, 2) принцип интериоризации, 3) Принцип развития как усвоения общественного опыта, 4) Принцип поэтапного формирования умственных действий. Полученные результаты показали уменьшение времени, затрачиваемого на объяснение нового материала, и времени, затрачиваемого студентами на выполнение всего комплекса упражнений.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Современные информационные технологии находят широкое применение в сфере образования. Создаются программы, использующие для обучения мультимедийные возможности компьютера. Компьютер применяется повсеместно и обладает широкими возможностями для обучающего воздействия. Перечислим основные направления применения компьютера в обучении: использование для демонстрации (анимация, графики, схемы), средство для дополнительной стимуляции студентов (создание информационных ресурсов по изучаемой проблеме, участие в телеконференциях и т. д.), инструмент проведения тестирования и, наконец, средство обучения с помощью компьютерных обучающих программ (КОП).

Отличительная особенность КОП заключается в организации автоматизированной системы предоставления информации и контроля за ее усвоением.

КОП обладают следующими положительными качествами:

  • универсальностью (разработанные программы могут с успехом применяться в различных учебных заведениях);
  • возможностью индивидуализации процесса обучения;
  • гибкостью организации;
  • возможностью применения как при обычной, так и при дистанционной форме обучения.

Наряду с этими положительными качествами не стоит забывать и о проблемах, возникающих при применении КОП. Так, К. М. Шоломий отмечает, что при использовании КОП существует потенциальная опасность массового тиражирования ошибок.

В ряде работ отмечается низкая эффективность отдельных КОП. Объяснить это можно тем, что распространение новейших компьютерных технологий опередило создание необходимой теоретической базы. Многие КОП были созданы и создаются преподавателями или программистами на основе их представлений о традиционном занятии. Подобный подход к созданию КОП не обеспечивает эффективного использования времени работы с компьютером. А как известно, длительное пребывание за компьютером может оказывать негативное влияние на здоровье пользователя. Поэтому при создании КОП необходимо не исходить из интуитивных представлений об учебном процессе, а создавать обучающие программы на основе современной психолого-педагогической теории. Проблеме выбора основополагающих принципов при создании КОП и посвящена данная публикация.

Литература
  1. Аткинсон Р., Бауэр Г., Кротерс Э. Введение в математическую теорию обучения. М., 1969.
  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1999.
  3. Выготский Л. С. Психология // История развития высших психических функций. Тверь, 2000.
  4. Гальперин П. Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. М., 1999.
  5. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука // Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Воронеж, 1998.
  6. Н. Краудер. О различиях между линейным и разветвленным программированием // Программированное обучение за рубежом. М., 1968.
  7. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
  9. Скиннер Б. Ф. Наука об учении и искусство обучения // Программированное обучение за рубежом. М., 1968.
  10. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. М., 1996.
  11. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
  12. Шоломий К. М. Когнитивно-психологический подход к компьютерному обучению школьным предметам // Вопросы психологии. 1995. № 5.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика