Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Основные идеи программы "Психологическая азбука" 1121Вачков И.В. АннотацияАвтор представляет свою программу по психологии для детей начальной школы. Ее содержание включает в себя знакомство детей с основными психологическими понятиями и тренировку элементарных умений и навыков рефлексии. Главная цель программы – развитие личности ребенка, его самопознания и рефлексивных способностей. Рубрика: Инновационные модели Фрагмент статьи
1. Экспериментальная программа«Психологическая азбука» в системе начального обучения Современное педагогическое сознание претерпевает содержательные изменения в плане отношений к педагогическому процессу и к позиции ученика в этом процессе. Маятник общепринятого мнения уже достаточно сильно отклонился от полюса «формовки» достойных членов общества (бывшая задача школы) к полюсу гуманистической точки зрения об уникальности личности каждого конкретного школьника (новая задача школы). Формула новой педагогики — «переход от установки на развивание детей к педагогической ценности саморазвития ребенка и педагога» (Г. А. Цукерман). Следует обратить внимание на использованный в указанной формуле не слишком благозвучный термин «развивание», который очень отчетливо выделяет некий «внешний» аспект понятия «развитие», акцентировавшийся в старых педагогических установках и подразумевавший синонимичность (в той или иной степени) слов «развитие» и «формирование», «управление», «ведение за собой». В результате этого в настоящее время сам термин «развитие» у некоторых исследователей начал вызывать сомнения в идеологической лояльности к подлинному гуманизму в отношении ученика. Тем более достаточно часто встречает недоумение со стороны педагогов и психологов постановка вопроса о развитии самосознания. На наш взгляд, именно прежнее понимание «развития» как «развивания» провоцирует подобную точку зрения. Нынешняя ситуация в образовании требует иного взгляда на проблему развития: ставшее ведущим в новом педагогическом подходе понятие «саморазвитие» отнюдь не исключает воспитания (помощи, подготовки) человека, способного стать субъектом саморазвития, а делает эту проблему чрезвычайно актуальной и высвечивает ее с точки зрения создания условий для осуществления этого процесса. Мы полагаем, что важнейшим условием, позволяющим человеку стать субъектом саморазвития, является достижение им некоторого определенного уровня развития самосознания, т. е. уровня знания о своем Я, отношения к своему Я и управления своим Я. Ведь человек должен иметь самое общее представление о том, кто (что) станет объектом (субъектом) его саморазвития, — хотя бы для того, чтобы у него возникла мотивация саморазвития. Литература
Статьи по теме
Психология образования | Куравский Л.С., Поминов Д.А., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Сафронова М.А., Куланин Е.Д., Антипова С.Н. Концепция адаптивного тренажера и оценка его эффективности в математическом обучении Инновационные модели | Бортаковский А.С., Евдокимова Е.А. Синтез оптимального управления группой объектов переменного состава |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|