Профессиональное общение врача и больного с точки зрения риторики как искусства речи

1922

Аннотация

Автор высказывает свое мнение об овладении врачом искусства общения с больным. Подробно анализируются правила выслушивания больного, тон врача, его мимика. Отдельно рассматриваются формирование этико-деонтологических принципов и мировоззрение будущего врача.

Общая информация

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Для цитаты: Лили Ч. Профессиональное общение врача и больного с точки зрения риторики как искусства речи // Психологическая наука и образование. 2003. Том 8. № 1.

Фрагмент статьи

Речь возникает и развивается у человека при его общении с окружающими людьми, благодаря чему он и овладевает языком. В процессе общения речь имеет важнейшее значение для развития мышления, психологической деятельности и формирования личности человека.

Правила речевых отношений между собеседниками строятся на основании формул вежливости, которые обеспечивают возможность диалога. В отношениях врача и пациента складывается своеобразный моральный микроклимат. Здесь важны неповторимые нюансы общения двух личностей, диалог которых ведется на совершенно определенной нравственной основе — авторитетности врача, с одной стороны, и доверии к нему пациента, с другой (пациент ждет от другого помощи, облегчения своих страданий от врача, а тот изыскивает пути более рационального оказания ее). Чтобы это общение было продуктивным и оправдало ожидания больного, врач должен иметь определенные знания и навыки в области медицины, а установление контакта с больным — это искусство, которое надо отнести прежде всего к речевым. Овладение мастерством установления контакта и общения с больным является одной из основных профессиональных проблем врача. Оно не только полезно для каждого специалиста, но и украшает его, укрепляет его авторитет. Ведь профессия врача — речевая, риторическая в смысле необходимости для врача владеть искусством эффективной и убедительной речи. Практика свидетельствует: чем выше уровень речевого искусства, тем врачу легче общаться с больным. В последние десять лет в России и за рубежом уделяется большое внимание общению врача с больным, так как врач несет ответственность за здоровье больного.

Взаимоотношения между больным и врачом зависят не только от индивидуальных особенностей больного, его психики, но и от личности и поведения врача, его общей и профессиональной культуры, соблюдения принципов этики и деонтологии. Прямая обязанность врача — разрушить психологическую преграду в контакте с больным, вызвать его доверие, создав обстановку участия и теплоты, Обратим внимание на то, что завоевание доверия всегда считалось главной целью ритора (оратора) как участника речи.

Литература

  1. Аннушкин В. Н. Риторика: Учебное пособие. Пермь, 1994.
  2. Рождественский Ю. В. Общая филология. М., 1996.
  3. Магазаник Н. А. Искусство общения с больными. М., 1991.
  4. Матвеев В. Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. М.. 1992.
  5. Иванюшкин А. Я. Профессиональная этика в медицине. М., 1990.
  6. Сергеев Ю. Д. Профессия врача. Киев, 1988.

Информация об авторах

Лили Чжан, доцент кафедры русского языка Харбинского медицинского университета

Метрики

Просмотров

Всего: 3547
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 1922
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2