Психолого-педагогические исследования
2012. Том 4. № 1
ISSN: 2587-6139 (online)
Методологические и технологические аспекты психолого-педагогического обеспечения профессионально-личностного становления студентов-психологов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессионально-личностное становление студентов-психологов, психолого-педагогическое сопровождение, методы интерактивного обучения, ВУЗ, студенты, формирование, развитие, стандартизация , метод минигрупп
Для цитаты: Донцов Д.А., Донцова М.В., Шарагин В.И. Методологические и технологические аспекты психолого-педагогического обеспечения профессионально-личностного становления студентов-психологов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n1/50863 (дата обращения: 25.11.2024)
Полный текст
Оптимальные образовательные условия, которые создаются в вузе для продуктивного обучения студентов, применяемые технологии психолого-педагогического сопровождения студентов открывают возможности для всестороннего профессионально-личностного развития.
Психолого-педагогическое и социально-психологическое сопровождение
профессионально-личностного развития студентов-психологов, осуществляемое в активных коммуникативно-тренинговых формах, может проходить не только в аудиториях, но и во внеаудиторном пространстве. Например, в Московском городском психологопедагогическом университете такая деятельность осуществляется на специальных студенческих базах отдыха и в загородных оздоровительных детских лагерях, где студенты выступают в качестве вожатых (там психологическое сопровождение основывается на обучении студентов психолого-педагогическому профессиональному мастерству). В МГППУ и в других педагогических и гуманитарных вузах студенты охотно включаются в подготовку и проведение практикумов, тренингов, «круглых столов», дискуссий, деловых игр, студенческих научно-практических конференций и т.п. Именно в таких формах работы со студентами реализуются их потребности в социально-профессиональной значимости, в социально-профессиональной реализации, в самоактуализации и т.д.
Многих студентов-психологов педагогических и гуманитарных вузов привлекает общение с учащимися общеобразовательных школ вне урока, например, в ходе так называемой музейной недели, на разнообразных тематических проектах, конкурсах и т.д. Для студентов психологических факультетов педагогических и гуманитарных вузов мы предлагаем такие формы профессионального сопровождения, как школы профессионального мастерства на основе прохождения студентами разного рода педагогической практики - в детских садах, школах, колледжах, ссузах, домах детского творчества, детских оздоровительных лагерях отдыха и т.п. Подобного рода деятельность, направленная на раскрытие профессионального потенциала студентов, исключительно полезна [1].
Перечислим классические интерактивные методы (методы активного обучения), которые мы предлагаем применять в процессе психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления студентов-психологов [1]:
метод словесного обучения. Он являет собой классическое дидактическое средство (рассказ, беседа, объяснение), активизирующее познавательную и практическую деятельность обучаемых;
метод проблемного обучения. Этот метод осуществляется путем создания проблемной ситуации (приемы - проблемные вопросы, эвристическая беседа, полимотивирование), в основе которой лежит некое смысловое противоречие;
метод проектов. Он развивает навыки научно-практической исследовательской деятельности (сферой исследования может быть любая психологическая/педагогическая проблема). При этом преподаватель (руководитель) целенаправленно проводит в жизнь имеющуюся программу профессионально-личностного развития студентов;
метод наблюдения. Это целенаправленный сбор информации, системное восприятие психических состояний и психологических свойств личности, производящиеся путем наблюдения за вербальными и невербальными реакциями и проявлениями человека.
Мы, в том числе и на основании наблюдения, выявили те заинтересовавшие нас личностные проявления студентов-психологов, которые затем были нами эмпирически детально опредмечены и изучены. Ниже мы поделимся своим опытом применения наблюдения в ходе психолого-педагогического сопровождения профессиональноличностного становления студентов-психологов.
Мы утверждаем, что, прежде чем оказывать какое-либо психолого-педагогическое влияние на конкретного человека, необходимо осуществить организованное наблюдение за его внешней активностью (поведением, экспрессией, деятельностью и т.п.). Наблюдение, так же как и эксперимент, - это метод сбора информации (обсервационные методы), относящийся, по Б.Г. Ананьеву, к методам исследования явлений и объектов, к способам познания окружающего мира. По форме проведения исследования, мы осуществляли прямое исследовательское наблюдение, применяли его в качестве практического психологического метода накопления и анализа данных. По содержанию, по научной направленности исследования мы, применяя наблюдение, исследовали человека, изучали людей как индивидуальностей, как личностей. Целями наблюдения являлись изучение поведения и деятельности студентов-психологов в образовательной и, в целом, в социальной среде, выявление их эмоциональных реакций, выяснение их чувственных отношений к действительности в процессе социально-психологического взаимодействия.
Вид (параметры) примененного нами метода наблюдения: внешнее, стандартизированное, включенное, систематическое. Мы осуществляли наблюдение многократно, с фиксированными временными перерывами (промежутками), в процессе деятельности и общения студентов-психологов в вузе и вне его (в ходе учебноознакомительной, научно-педагогической, научно-исследовательской, производственной практики и т.п.). При этом мы находились со студентами в постоянном взаимодействии и общении в процессе совместного выполнения разнообразной учебной и профессиональной деятельности. Систематическое стандартизированное наблюдение за студентами- психологами осуществлялось по разработанной нами схеме [1] (табл.1).
Т а б л и ц а 1
Ведение стандартизированного систематического включенного наблюдения за эмоциональными и иными психическими и внешними поведенческими и деятельностными реакциями субъекта
После проведения наблюдения мы осуществляли системный анализ результатов наблюдения. Собранный материал служил нам в качестве общей профессиональной информации о наших подопечных. Путем наблюдения мы отмечали наиболее актуальные затруднения студентов-психологов в процессе их социально-профессиональной активности. Мы делали психологические выводы о преобладающих в тех или иных случаях психических эмоциональных, поведенческих и иных реакциях студентов-психологов. Мы применяли метод наблюдения описанным выше образом в ходе консультирования и тренинга студентов-психологов, в процессе социально-педагогической работы с ними. Мы давали студентам психолого-педагогические рекомендации относительно адекватности их эмоционально-чувственного реагирования, экспрессивных реакций, социального взаимодействия с однокурсниками и др.
Вернемся теперь к рассмотрению методов, которые составляют психологопедагогическую и социально-психологическую основу процесса сопровождения профессионально-личностного становления студентов-психологов [1]:
метод диалога. Это истинно диалоговое общение, предполагающее равенство позиций и выражающееся в активной роли обучающих и обучаемых в образовательном процессе. При этом субъекты равноправны, а процессы познания происходят во взаимодействии путем совместного познания окружающих явлений в ходе интенсивного общения - через взаимопознание и взаимопонимание;
метод интроспективного анализа. Он помогает обучающимся осознавать свои проявления в жизни и деятельности не как производные от внешних обстоятельств, а как состояния собственного Я. Исследованию подвергаются: собственная деятельность, поведение, характер своих взаимоотношений с людьми, качества собственной личности и др. Основной прием развития интроспекции и рефлексии (как мы отмечали выше) - полимотивационные вопросы, побуждающие человека осуществлять по отношению к самому себе исследовательскую (познавательную) деятельность.
Свою деятельность по сопровождению профессионального становления студентов мы начинали со студентами-психологами I курса всех форм обучения. Наша деятельность предварялась разработкой, с опорой на имеющуюся в данном контексте литературу и практический опыт, курса лекций, семинаров и практических занятий по предмету «Введение в профессию». Предметный курс «Введение в профессию» был построен нами с учетом современной ситуации на рынке труда в контексте областей (сфер) профессиональной реализации психологов на современном этапе развития общества и государства. В ходе проведения занятий данного курса студентам были представлены профессиограмма специальности «психолог» и профессиограммы родственных специальностей. На семинарских занятиях велись дискуссионные беседы на тему выбора профессии, о том, где может применить себя выпускник психологического факультета, о сходстве и отличиях психолога-практика и психолога-теоретика, о том, в каких отраслях народного хозяйства и бизнеса может работать психолог, окончив институт и получив высшее профессиональное образование, какие психологические специализации имеются, для чего они применяются, где их получить и т.п.
Учебно-тематический план дисциплины представлен ниже [1].
Т а б л и ц а 2
Учебно-тематический план предметного курса «Введение в профессию»
для очного (дневного) отделения психологии
Темы занятий |
Всего часов |
В том числе часов |
||
Лекции |
Семинары и практические занятия |
Самостоятельная работа студентов |
||
Тема №1. Что такое профессия? Классификация профессий. |
16 |
4 |
2 |
10 |
Профориентация и профдиагностические методики |
|
|
|
|
Тема №2. Что такое психология? Житейская, научная и практическая психология |
12 |
4 |
2 |
6 |
Тема №3. Профессия «психолог» и другие «помогающие» профессии |
14 |
4 |
2 |
8 |
Тема №4. Нюансы психологической профессии. Отличия и сходства деятельности психолога, клинического психолога, патопсихолога, нейропсихолога, психотерапевта, психиатра |
12 |
4 |
2 |
6 |
Тема №5. Профессиональное содержание деятельности психолога в разных отраслях и сферах деятельности |
16 |
5 |
2 |
9 |
Тема №6. Профессиограмма и психограмма профессии «психолог» |
14 |
5 |
2 |
7 |
Тема №7. Личностные и профессиональные качества психолога |
12 |
4 |
2 |
6 |
Тема №8. Этика и нормы профессиональной деятельности психолога |
12 |
3 |
2 |
7 |
Тема №9. Подготовка профессиональных психологов за рубежом и в России. Ведущие вузы по психологическому профилю за рубежом и в России |
12 |
3 |
2 |
7 |
ИТОГО ЧАСОВ: |
Всего часов 120 |
Лекции 36 |
Семинары и П/З 18 |
Самостоят. работа студентов 66 |
В завершение данного экскурса, посвященного методологическим аспектам психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления студентов-психологов, в качестве методологической иллюстрации нашей педагогической деятельности опишем разработанный нами на основе классических педагогических технологий минигрупповой подход к проведению семинаров и практических занятий. Он применялся нами в процессе преподавания разнообразных предметных курсов, в частности курса «Введение в профессию» [1]. Подчеркиваем, что мы применяли описываемый ниже авторский минигрупповой подход в процессе преподавания студентам-психологам II—III курсов всех форм обучения дисциплин «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология» и «Методика преподавания психологии». Данный подход можно применять в ходе преподавания практически любого предмета, любой дисциплины [1].
Минигрупповой подход к проведению семинарских занятий состоит в следующем. Группа студентов (20-25 человек) делится на минигруппы (3-4 минигруппы по 6-8 человек), каждая из которых выполняет индивидуальное (единое для всей минигруппы) задание. Данная форма семинарского занятия (методом минигрупп) проводится после лекционного рассмотрения нескольких тем, объединенных в общий смысловой раздел. На каждую содержательную форму (на каждое смысловое упражнение) отводится от 5-10 до 15-20 мин. (в зависимости от сложности задания, количества участников и контекстной ситуации смыслового взаимодействия). Деятельное творческое участие преподавателя в данном процессе настоятельно рекомендуется [1; 2].
Названия и содержательные формы проведения метода минигрупп на семинарах и П/З [1; 2]:
«Тезисы». Минигруппа студентов должна по всему пройденному материалу составить тезисы. Как правило, оговаривается количество тезисов (не больше 6-8). Студентам разъясняется, что тезис в данном случае - это повествовательное предложение из 8-10 слов (т.е. оно должно хорошо восприниматься на слух), заключающее в себе большой (конкретно-фактологический) объем информации. Основная содержательная задача студентов - не дробить информацию, а наоборот укрупнять (синтезировать) ее. В тезисах по возможности необходимо обойтись без простого перечисления фактов, кроме того, они не должны носить характер определений каких-либо терминов или понятий. Все тезисы должны быть логически объединены общим смысловым контекстом - в соответствии с пройденным материалом [1; 2].
«Понятия и термины». Минигруппа студентов должна по всему пройденному материалу составить тезаурус (терминологический словарь). То есть выбираются термины или понятия, затем дается их краткое определение или характеристика. Для усложнения задания студентам предлагается выбрать из всего материала 10 (15) терминов и понятий как самых важных (основных), а затем объяснить (доказать), почему именно эти термины или понятия являются таковыми [1; 2].
«Схема». Минигруппа студентов должна по всему пройденному материалу составить одну схему. Схема может быть подробной или краткой (это оговаривается преподавателем заранее). Структурные блоки схемы (каждый блок включает в себя одно или два слова, понятия; это также оговаривается предварительно) должны быть соединены стрелками (одно- или разнонаправленными) с другими структурными блоками. Обращается внимание на логику построения схемы и смысловую корректность представленных блоков, например, по широте/узости охвата содержания и т.д. [1; 2].
«Символ». Минигруппа студентов должна весь пройденный материал отразить в символической форме. В виде одного символа. Это может быть рисунок, геометрическая фигура, знак, лейбл и т.д. В данной работе нельзя использовать надписи, буквенные обозначения и т.д. Символ может состоять из нескольких частей (желательно, логически связанных друг с другом), но он должен иметь единое (объединяющее) начало [1; 2].
«Поэты». Минигруппа студентов весь пройденный материал должна отразить в виде четверостиший (в крайнем случае - двустиший). Если у студентов не складываются рифмованные строки, то допускается (но не приветствуется) «белый» стих. Количество четверостиший не ограничено (ограничение только по времени подготовки: рекомендуется от 5-10 до 15-20 мин.). Важно, чтобы в четверостишиях была отражена смысловая суть изученного материала. Эффект достигается ритмизацией и смысловым повторением запоминаемого материала, имеют место мнемонические приемы запоминания [1; 2].
«Артисты». Минигруппа студентов по всему пройденному материалу должна разработать (составить) сценарий, распределить внутри своей группы роли и представить весь пройденный материал (его основную суть) в виде миниспектакля. Эффект достигается некоторыми элементами психодрамы и, отчасти, социодрамы [1; 2].
«Эксперты». Минигруппа студентов содержательно комментирует выступление каждой (или нескольких) из вышеперечисленных групп (команд студентов, выполняющих какое- либо творческое задание), задает уточняющие вопросы. В некоторых ситуациях допускается, чтобы студенты содержательно критиковали работу каждой из вышеперечисленных групп (команд студентов, выполняющих одно или несколько творческих заданий из приведенных выше). Эксперты осуществляют конструктивную критику - предлагают свои варианты тезисов, понятий, схем и т.д. Подразумевается, что студенты данной минигруппы (эксперты) хорошо усвоили изученный материал и могут свободно в нем ориентироваться [1; 2].
При организации семинарских занятий методом минигрупп важно учесть следующие моменты.
В зависимости от числа студентов, присутствующих на занятии, количество минигрупп может быть разным. На подготовку каждой из групп отводится от 30 до 60 мин. учебного времени (в зависимости от количества выполняемых заданий). Задания раздаются в самом начале занятия одновременно всем группам. Группы, которые занимаются схемой и символом, должны перенести их на доску для всеобщего обозрения (особенно - для группы экспертов). Приветствуется использование соответствующей имеющимся задачам мультимедийной техники [1; 2].
Перед проверкой выполнения заданий преподавателю необходимо убедиться, что все минигруппы выполнили задания и могут слушать друг друга - в таком случае педагогический эффект от занятия многократно повышается. Это происходит в силу того, что студенты еще раз обобщают и запоминают пройденный материал (мышление и память), задействуя зрительные, слуховые и тактильные (двигательные) каналы восприятия информации.
Участники минигрупп самостоятельно выбирают того (тех), кто будет озвучивать сделанную ими работу, или это делает сам преподаватель. Выступления минигрупп начинаются в той последовательности, в которой давались задания и в представленном заранее порядке (по предварительной договоренности). Минигруппа экспертов комментирует выступление каждой из других минигрупп.
Общее время занятия - 2-3 академических часа, в зависимости от объема пройденного и прорабатываемого учебного материала [1; 2].
Литература
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1674
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 679
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1