Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru
2009. Том 1. № 2009-1
Отбор и обучение профессиональных замещающих семей: инструменты и критерии эффективности
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Сиротство и семейное устройство
Для цитаты: Отбор и обучение профессиональных замещающих семей: инструменты и критерии эффективности [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2009. Том 1. № 2009-1. URL: https://psyjournals.ru/serialpublications/pj/archive/2009_1/22165 (дата обращения: 12.12.2024)
Фрагмент статьи
В США более 500 тысяч детей постоянно или временно проживают в профессиональных замещающих семьях (foster families). Несмотря на то, что система foster care является ключевым звеном в помощи детям, которые по каким-то причинам не могут проживать со своими родителями, организационные и психологические проблемы подготовки семейных воспитателей периодически становятся причиной разногласий с органами, представляющими интересы ребенка (child welfare agencies).
Основные претензии чиновников к специалистам, работающим с замещающими семьями, - это отсутствие четких критериев оценки эффективности программ подготовки семейных воспитателей, и, в результате, недоверие к их полезности. Также семейные воспитатели сталкиваются с тем фактом, что планка требований общества к родителям поднимается все выше. Помимо налаживаний отношений с приемным ребенком, им приходится решать типичные проблемы «работающих родителей», «одиноких родителей» и т. д. В последнее время наблюдается тенденция к увеличению возраста детей и усилению негативного опыта жизни в родительской семье, что требует от семейных воспитателей особой подготовки. ...
Полный текст
В США более 500 тысяч детей постоянно или временно проживают в профессиональных замещающих семьях (foster families). Несмотря на то, что система foster care является ключевым звеном в помощи детям, которые по каким-то причинам не могут проживать со своими родителями, организационные и психологические проблемы подготовки семейных воспитателей периодически становятся причиной разногласий с органами, представляющими интересы ребенка (child welfare agencies).
Основные претензии чиновников к специалистам, работающим с замещающими семьями, - это отсутствие четких критериев оценки эффективности программ подготовки семейных воспитателей, и, в результате, недоверие к их полезности. Также семейные воспитатели сталкиваются с тем фактом, что планка требований общества к родителям поднимается все выше. Помимо налаживаний отношений с приемным ребенком, им приходится решать типичные проблемы «работающих родителей», «одиноких родителей» и т. д. В последнее время наблюдается тенденция к увеличению возраста детей и усилению негативного опыта жизни в родительской семье, что требует от семейных воспитателей особой подготовки.
Подготовка семейных воспитателей является ключевым фактором успешного помещения ребенка в семью. По данным разных источников, хорошая подготовка помогает уменьшить число поведенческих проблем у детей; наладить бесконфликтные отношения со специалистами, оказывающими семье поддержку; постоянно совершенстовать родительские навыки, не сталкиваясь с проблемой эмоционального выгорания. Первое масштабное исследование, которое можно считать достаточно валидным, было проведено в 1978 году в Калифорнии. Оно показало, что замещающие семьи, прошедшие специальную подготовку, имеют больший багаж психолого-педагогических знаний, ощущают большую поддержку и более удовлетворены своей ролью, чем не прошедшие обучение.
Что же такое «хорошая» программа подготовки профессиональных замещающих семей, позволяющая добиться положительного эффекта?
По сути, большинство подобных программ состоят из тематических блоков, в которые входят:
- Ознакомление с правами и обязанностями замещающей семьи, объяснение принципа взаимного подбора – семьи, подходящей для ребенка и ребенка – для семьи;
- Мотивация на сотрудничество с командой профессионалов и с биологическими родителями ребенка, на совмествное принятие решений; развитие навыков получения адекватной поддержки от окружающих;
- Повышение психолого-педагогической компетентности: знания о развитии ребенка, о возможных проблемах и путях их решения, развитие навыков общения с детьми (в том числе при помощи известного Тренинга родительской эффективности Т. Гордона, творчески переработанного в нашей стране Ю.Б. Гиппенрейтер).
К примеру, в исследовании Lee J.H. & Holland T.P. на основе программы MAPP – Model Approaches to Partnership in Parenting (Моделирующий подход к партнерским отношениям родителей) использовались следующие критерии эффективности:
- Снижение числа нереалистичных ожиданий в отношении ребенка;
- Отказ от телесных наказний;
- Более глубокое понимание детско-родительских отношений;
- Развитие эмпатии и понимание нужд ребенка.
… делает вывод, что параметры, выбрираемые в качестве критериев эффективности программ подготовки замещающих семей, просто отражают доминирующие в обществе представления о правильном родительском поведении, то есть не являются специфичными именно для замещающих семей.
Дополнительную неопределенность вносит проблема экспериментальной проверки эффективности программ подготовки. В контрольную группу (не прошедшую обучение) попадают замещающие семьи, совершенно иначе мотивированные на работу, имеющие другие представления о сотрудничестве с командой специалистов. Существуют также семьи, уже имеющие опыт воспитания своих и чужих детей (например, племянников), которые оказываются достаточно компетентны и без специального обучения.
Если в качестве критерия эффективности использовать число случаев возвращения ребенка из-за проблем, возникших в замещающей семье, то весьма эффективной является программа NOVA (Simon & Simon, 1982), целью которой является «привлечение, отбор, обучение и поддержка замещающих семей как членов команды, работающей на долгосрочную перспективу жизненного пути ребенка». Работа по ней дала почти в 2 раза меньше случаев отказа замещающей семьи воспитывать ребенка, даже в трудных случаях.
Прояснить ситуацию с целями, задачами и критериями эффективности подготовки замещающих семей может анализ диагностических инстурментов, на основе которых и происходит отбор кандиадатов, годных для работы с детьми.
Среди наиболее надежных опросников выделяют Potential for Foster Parenthood Scale (PFPS, Stone & Stone, 1983) – Шкалу для оценки потенциала замещающих семей, состоящую из 54 пунктов, и ее современную весрию Foster parent potential scale (FPPS, Orme, Buehler, McSurdy, Rhodes & Cox, 2003) из 76 пунктов. Иногда допускается использование диагностических инструментов, напрямую не относящихся к проблеме семейного устройства детей, например, Family Adaptability and Cohesion Scale (FACES III) – Шкала семейной адаптивности и сплоченности.
Опросники, оценивающие потенциал кандидатов, заполняются не ими самими, а специально обученными специалистами – психологами или социальными работниками. Фактически, они помогают максимально структурировать и привести к количественным результатам данные анамнестической анкеты, наблюдения и клинического интервью.
Приведем инструкцию и несколько вопросов из Шкалы для оценки потенциала замещающих семей. Эти примеры интересны еще и тем, что касаются проблемы общения с биологическими родителями ребенка – возможно, наиболее щекотливой для российских замещающих семей. Мы отдаем себе отчет в том, что термин «биологические родители» несет в себе пренебрежительный оттенок, сводя роль этих людей исключительно к физиологии. Однако в русском языке нет другого общепринятого аналога для понятия birth parents (досл. «родители по рождению», «родные родители»). Этот «пробел» в терминологии сам очерчивает «зону ближайшего развития» для отечественной теории и практики семейного устройства детей: выработку толерантного отношения к родителям, которые по тем или иным причинам не могут полноценно выполнять свои обязанности, и поиск для них достойного места в картине мира ребенка.
Шкала для оценки потенциала замещающих семей
Эта шкала разработана, чтобы оценить способность потенциальных матерей и отцов обеспечить детям должную заботу в качестве замещающей семьи. Ни одна замещающая семья не обладает в полном объеме всеми желательными характеристиками, однако хорошие замещающие семьи обладают значительной частью знаний и умений из этого списка.
Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы, максимально используя ваш профессиональный опыт. Примите во внимание информацию, полученную от самих родителей, сведения, полученные о них от других лиц, а также ваши собственные наблюдения и опыт общения с кандидатами.
Пользуйтесь следующими оценками для каждого вопроса:
1 = крайне маловероятно (0 – 10%)
2 = маловероятно (10 – 25%)
3 = скорее, маловероятно (25 – 49%)
4 = скорее, вероятно (50 – 75%)
5 = вероятно (75 – 90%)
6 = весьма вероятно (90 – 100%)
Для семьи, состоящей из двух родителей, на каждый вопрос отвечайте отдельно для и матери и для отца.
Насколько вероятно, что родитель сможет эффективно…
МАТЬ |
ОТЕЦ |
|
|
|
1. отмечать положительные стороны биологических родителей в общении с ребенком? |
|
|
2. дать понять биологическим родителям ребенка, что его проживание в замещающей семье – это не постоянная, а временная мера? |
|
|
3. поддерживать контакт ребенка с его биологическими родителями, сиблингами или другими родственниками? |
|
|
4. помочь ребенку справиться с противоречивыми чувствами после посещения родной семьи? |
|
|
5. помочь ребенку понять, какие сложности в родной семье привели к текущему положению дел? |
|
|
6. помочь ребенку в ситуации «конфликта лояльности»? |
|
|
7. делиться родительскими знаниями с биологическими родителями ребенка? |
|
|
8. поддерживать контакты ребенка с друзьями, с которыми он общался до помещения в замещающую семью? |
Естественно, что эти и другие диагностические инструменты прошли экспериментальную проверку на валидность. Расшифруем некторые требования к методикам для работы с замещающими семьями в форме конкретных практических вопросов:
Прогностическая валидность: будут ли кандидаты, получившие высокие баллы, допущены к участию в программе с большей вероятностью, чем те, кто получил низкий балл? Будет ли ребенок действительно помещен в их семью в обозримом будущем?
Конвергентная валидность (обоснованность): действительно ли замещающие семьи, у которых возникает много проблем, имеют более низкий родительский потенциал по результатам опросника?
Дискриминативная валидность: коррелируют ли баллы по опроснику с демографическими характеристиками или с установками замещающих родителей (например, с готовностью принять ребенка любого пола и возраста)?
Так при апробации FPPS в США обнаружилось, что афроамериканцы набирают более высокие баллы, чем евроамериканцы. Возможно, это объясняется тем, что среди афроамериканцев большее число испытуемых росли в расширенных семьях, где о них заботились не только родители или сами имели опыт воспитания не только своих детей, но и младших сиблингов, племянников и т.д. Это указывает на важность обращения к ближайшему социальному окружению замещающих родителей и необходимость работы с их представлениями о том, что такое «правильная» семья, чтобы они не чувствовали, что связанными благородной, но неестесвтенной задачей.
Литература
- Cuddeback G.S. et al. Measuring foster parent potential: Casey foster applicant inventory – worker version (CFAI-W). Research on Soial Work Practice, 2007, 17, 93.
- Lee J.H., Holland T.P. Evaluating the effectiveness of foster parent training. Research on Social Work Practice, 1991, 1, 162
- Orme J.G. et al. The foster parent potential scale. Research on Social Work Practice, 2003, 13, 181.
- Simon R.D. & Simon D.K. The effect of foster parent selection and training on service delivery. Child Welfare, 1982, 56, 515-524.
Метрики
Просмотров
Всего: 2237
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1