Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru
2009. Том 1. № 2009-1
Древняя традиция и новая специализация
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Психологическая проза
Для цитаты: Древняя традиция и новая специализация [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2009. Том 1. № 2009-1. URL: https://psyjournals.ru/serialpublications/pj/archive/2009_1/22262 (дата обращения: 16.11.2024)
Фрагмент статьи
... Выдающиеся философы М.К.Мамардашвили и А.М.Пятигорский посвятили одному из направлений буддизма работу «Три беседы о метатеории сознания: краткое введение в учение виджнянавады» (что интересно, не использовав при этом ни единого собственно буддийского термина). Но в основном психологическая составляющая буддизма находится в поле зрения религиоведов и антропологов, среди которых «буддийской психологией» часто называется Абхидхарма – систематическое изложение учения о состояниях сознания, факторах их возникновения и т.д. В Америке буддизм стал популярен в 70-ые гг. и для многих психотерапевтов стал атмосферой, в которых происходило их становление как людей и специалистов. Поэтому «буддийская психология» на западе – это и «личное в профессиональном», и те практические находки, которые были перенесены из религиозной практики в терапевтическую.
Буддизм, как и любая религия, имеет сотериологическую направленность – установку на «спасение», на освобождение от страданий в глобальном смысле, поэтому терапевтическая практика вбирает в себя только отдельные его аспекты, служащие для реализации более близких целей. Оставив в стороне разнообразие параллелей между буддизмом и различными направлениями психологии – гуманистической, экзистенциальной, психодинамического подхода и др. – можно выделить две основные формы взаимодействия этих двух практик: буддийские представления о человеке как теоретическое основание ряда практических методик и отдельные буддийские техники, используемые для фасилитации терапевтического процесса. ...
Полный текст
Этот обзор так называемой «буддийской психологии» имеет целью познакомить читателей с терапевтическими подходами, черпающими вдохновение из древнейшей религиозной традиции. Публикации, посвященные православной психологии (см., например, «Московский психотерапевтический журнал»), пользуются популярностью, поэтому мы решили познакомить читателей с еще одним аспектом отечественной религиозной культуры в контексте психологической теории и практики.
Выдающиеся философы М.К.Мамардашвили и А.М.Пятигорский посвятили одному из направлений буддизма работу «Три беседы о метатеории сознания: краткое введение в учение виджнянавады» (что интересно, не использовав при этом ни единого собственно буддийского термина). Но в основном психологическая составляющая буддизма находится в поле зрения религиоведов и антропологов, среди которых «буддийской психологией» часто называется Абхидхарма – систематическое изложение учения о состояниях сознания, факторах их возникновения и т.д. В Америке буддизм стал популярен в 70-ые гг. и для многих психотерапевтов стал атмосферой, в которых происходило их становление как людей и специалистов. Поэтому «буддийская психология» на западе – это и «личное в профессиональном», и те практические находки, которые были перенесены из религиозной практики в терапевтическую.
Буддизм, как и любая религия, имеет сотериологическую направленность – установку на «спасение», на освобождение от страданий в глобальном смысле, поэтому терапевтическая практика вбирает в себя только отдельные его аспекты, служащие для реализации более близких целей. Оставив в стороне разнообразие параллелей между буддизмом и различными направлениями психологии – гуманистической, экзистенциальной, психодинамического подхода и др. – можно выделить две основные формы взаимодействия этих двух практик: буддийские представления о человеке как теоретическое основание ряда практических методик и отдельные буддийские техники, используемые для фасилитации терапевтического процесса.
Использование собственно буддийских моделей в психотерапии.
В буддийской психологии о сознании говорится относительно объектов сознания (object related) – оно обуславливается внутренними или внешними объектами, «формами», на которые оно обращено в данный момент. С одной стороны, вне контекста «форм» невозможно обнаружить сознание, с другой стороны, сознание ответственно за восприятие «форм». Идея о том, что мотивация человека лежит во влечениях и страхах, не нова для европейской психологии. Однако буддийская психология считает своеобразной «эго-защитой» не только отдельные неадаптивные механизмы, но и веру в «реально существующую» личность вообще. Важным принципом здесь выступает пустота (шуньята) как отсутствие отдельного независимого существования объектного мира и психики.
Согласно классической буддийской модели, человеческая личность состоит из пяти скандх (совокупностей): рупа (форма – органы чувств и воспринимаемые ими объекты), ведана (чистые ощущения), самджня (представления), самскара (волевые импульсы), виджняна (сознание). К примеру, Bill McCrackens объединил элементы когнитивной и гештальт-терапии с концепцией рупа в работе с пациенткой, страдающей от трихотилломании. Он исходил из того, что образ себя и своего тела у этой девушки является своеобразным «объектом», который вызывает у нее отвращение (компонент бинарной оппозиции «отвращение – привязанность»), а для облегчения этого чувства она прибегает к выдергиванию волос. В работе с ней использовал анализ компонентов этого «объекта»: формы, цвета, ощущений тепла, давления и др., а также связанных с ними негативных представлений с сознательной заменой их на выбранные девушкой приятные образы.
Таким образом, постоянное и неделимое «я» может существовать только как обозначение, но не как реальная сущность. В психологической практике принцип бессамостности воплощается во встрече с Другим. Если фиксированное «я» - это тюрьма, то для выхода из нее важно исследование и переживание того, что не является «мной». Можно сказать, что буддийский подход к терапии центрирован на другом (other-centred) и требует от клиента более осознанного подхода к своим отношениям с ближайшим окружением (которые также являются частью «я», личной истории).
Поскольку восприятие окрашено личными предпочтениями, представлениями о приятном и неприятном, каждый новый опыт только усиливает переживание фиксированного «я». Поэтому терапевт призывает клиентов к радикальной смене точки зрения, к исследованию позиции значимого другого: Каково было в тот момент вашей матери? Друзьям? Можете ли вы представить себя на их месте? Что помогает или мешает вам в этом? Можете ли вы распознать ваши собственные паттерны восприятия, которые вы невольно привносите в этот мысленный эксперимент?
Еще одним важнейшим понятием буддийской психологии является карма – буквально, «действие». Принцип кармы примерно соответствует знаменитому утверждению Леонтьева о том, что «сознание рождается в деятельности». При этом действия подразделяются на действия тела, речи и ума, что позволяет выполнять во внутреннем плане то, что невыполнимо во внешнем.
Использование отдельных буддийских практик или их элементов для фасилитации терапевтического процесса
Использование буддийской аналитической медитации (випашьяна) в рамках психоанализа показало ее эффективность для развития способности к продуцированию свободных ассоциаций и отреагированию негативных эмоциональных состояний. Специально организованное различение эмоциональных, когнитивных и перцептивных компонентов опыта помогает клиенту переводить из бессознательного в сознание материал, недоступный иными способами.
M.Jacuzzi, психолог организации Amida Trust Society, использует осознанность дыхания (практику, описанную в Анапанасати сутре) и переход от него к сосредоточению без объекта для правильного переживания схваток и работы с болью в родах. Концепция отсутствия жестко фиксированной идентичности, неизменного «я» служит для того, чтобы помочь женщине пережить рождение ребенка как ритуал перехода в новое состояние и построить новую, материнскую идентичность. Galanter предложил использование медитации для лечения различных зависимостей по принципу заместительной терапии. Здесь тексты по Абхидхарме выступают в необычной роли каталогов, описывающих психологические и соматические состояния, призванные заменить наиболее притягательные для пациентов наркотические переживания.
Самое очевидное применение буддийских методов – это консультирование клиентов из стран Азии, которым некоторые техники, сложившиеся на западе, могут показаться чуждыми и даже неприемлемыми. С другой стороны, важно соблюдать осторожность, предлагая такие формы работы российским клиентам.
Практика внимательности – форма медитации, предполагающая отслеживание телесных ощущений, эмоций, мыслей без какого-либо вмешательства в эти процессы – активно внедряется в медицине как способ лечения психосоматических заболеваний и как средство повышения качества жизни у тяжело больных пациентов, например, в онкологических центрах.
Когнитивная терапия, основанная на практике внимательности (mindfulness-based Cognitive Therapy (MBCT) была создана Zindel Segal, Mark Williams & John Teasdaleна основе Программы снижении стресса, основанной на практике внимательности (mindfulness-based Stress Reduction programme) Jon Kabat-Zinn. В настоящее время в Великобритании официально введена магистерская степень по подходам, основанным на практике внимательности (Mindfulness-Based Approaches (MBAs), причем она пользуется большой популярностью.
Сиднейский онкологический центр уже несколько лет проводит исследования практики внимательности. Использование ее у пациентов приводит к снижению уровня депрессии и тревожности, к увеличению субъективно оцениваемого качества жизни и, что немаловажно, к облегчению болей. Вторая часть исследования была посвящена людям, которые осуществляли регулярную заботу о пациентах – сиделкам и родственникам. Были зафиксированы сходные изменения в уровне депрессии, тревоги и качества жизни.
При рассмотрении эффективных буддийских методик, вырванных из религиозного контекста, встает вопрос о возможности секуляризации этого типа психологического знания. И отвечает на него положительно, даже Далай Лама, духовный лидер Тибета. На базе научно-исследовательского института Mind and Life Institute он сотрудничает с такими известными учеными, как Пол Экман, Франсиско Варела, Умберто Матурана и др. На русский язык переведена одна из книг, изданных институтом – «Деструктивные эмоции: как с ними справиться?»
Литература
- Foley, E., Baillie, A., Huxter, M., Price, M. & Sinclair E. // Mindfulness Based Cognitive Therapy for Individuals whose lives have been affected by cancer: A randomized controlled trial.
- Foley, E. & Baillie, A. // Caring for Carers: Mindfulness Based Cognitive Therapy for carers of cancer patients
- Rick J. Strassman, Marc Galanter The Abhidharma: a Cross-Cultural Model for the Psychiatric Application of Medication // International Journal of Social Psychiatry 1980; 26; 293
- McCrackens W. Working with Trichotillomania
- Jacuzzi M. Childbirth and Buddhism
- Brazier C. Buddhist Psychology: Studies in Non-self
Сборник исследований терапии, основанной на практике внимательности (часть статей – полнотекстовые)
Буддизм и теория личностных конструктов Дж.Келли (полный текст)
Буддизм и экзистенциальная психотерапия (полный текст)
Метрики
Просмотров
Всего: 1426
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3