Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru
2009. Том 1. № 2009-1
Место людей с проблемами в развитии в современной психологии
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Специальная психология
Для цитаты: Место людей с проблемами в развитии в современной психологии [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2009. Том 1. № 2009-1. URL: https://psyjournals.ru/serialpublications/pj/archive/2009_1/22265 (дата обращения: 24.11.2024)
Фрагмент статьи
... В методике «Размышления о смысле жизни» получилось, только 35 % думают о смысле жизни, в то время как среди их здоровых сверстников 79% задумываются над этим вопросом. При изучении референтных лиц в обсуждении проблемы смысла жизни на первом месте у юноше с ДЦП родители (51%), на последнем – друзья (2%); у детей без проблем в развитии на первом месте именно друзья (75%), на последнем – учителя (9%). Мы можем говорить, что юноши с детским церебральным параличом редко задумываются над своим будущим, чаще советниками и помощниками являются именно родители, так как круг общения ограничен.
При исследовании традиционных ценностей в экспериментальной группе предпочтения распределились следующим образом. В группе юношей с ДЦП оказалось больший процент отвержений традиционных ценностей:
- ценности личности – 56% отвергли данную ценность;
- альтруистические ценности – 74%;
- общественно – политические ценности – 50.7%;
- материальные ценности – 62%;
- ценности профессиональной и учебно – профессиональной деятельности – 89%;
- семейно – дружеские ценности – 24%;
- ценности саморазвития – 85%.
Данные результаты позволяют говорить о том, что юноши с ДЦП отвергают большинство традиционных ценностей, так они не видят в своей будущей жизни важности в учебно – профессиональной деятельности, семейно – дружеской, ценностей саморазвития, также альтруистических ценностей. В отличии от них учащиеся без проблем в развитии большие процентные соотношения показали по принятию традиционных ценностей, это говорит о том, что они более ориентированы на будущее, готовы к самоопределению и профессиональной жизни. ...
Полный текст
Сегодняшнее общество, естественно, отличается от вчерашнего – это есть нормальный процесс развития и преобразования. На смену военизации приходит идея гуманизации. Мы можем говорить о всепроникновении данной идеи, поскольку не только в гуманитарных науках на первый план выступает личность человека, но и в технических, естественно - научных, мы встречаемся с признанием индивидуальности и неповторимости человека. Современная психология одна из первых откликнулась на, как это принято называть, запросы общества. Появились новые теории современного человека, которые позволяют каждому найти собственный взгляд на себя, объяснить необъяснимые проблемы людей и расширить представления о гуманизме. Повсюду стало встречаться понятие «толерантность». Им пользуются как представители власти, когда говорят о межнациональной борьбе; продавцы в магазинах, когда стараются учитывать личностные особенности покупателей; учителя при общении с современной молодежью; так и представители низших слоев общества, требуя от окружающих понимания их проблем.
Значительно возросло количество специалистов, готовых прийти на помощь в трудную минуту и преодолеть все трудности вместо самого человека. В психологических исследованиях активно рассматриваются такие темы как альтруизм, эмпатия, самоактуализация, мотивация. Все они также диктуются запросами окружающей среды. Общество нуждается в идеальном образе человека, к которому нужно стремиться, добиваться и преодолевать собственные комплексы. И наиболее уязвимой в этом плане становиться современная молодежь. Это юноши и девушки, которые уже не могут быть как их родители, но еще не знают, кем хотят стать, относительно требований окружающих. С одной стороны все говорят о гуманизации, терпимости, а с другой – уверенность часто путают с агрессивностью, отсутствие комплексов - с невоспитанностью, умение отстаивать собственное мнение с грубостью и хамством.
Важным становиться вопрос воспитания и формирования полноценной личности. А для формирования тех или иных качеств, человек должен представлять действительность, в которой данные качества будут необходимы. Таким образом, мы можем говорить, что современный ребенок живет в мире с частыми социально – экономическими изменениями, отсутствием стабильности. По концепции Л.С. Выготского можно использовать термин «социальная ситуация развития», которая прямым образом определяет психическое развитие индивида. Но если здоровый ребенок имеет возможность пробовать окружающую действительность, ошибаться, самостоятельно или с помощью взрослых исправлять ошибки, благодаря современным условиям общаться с разными людьми и создавать более адекватный образ будущего, при стремлении к которому будут формироваться необходимые личностные качества. То дети с проблемами в развитии часто лишены таких возможностей. Само заболевание, отношение окружающих и часто неправильный стиль воспитания дают искаженный образ будущего.
В нашей работе мы исследовали особенности психологического будущего у юношей с детским церебральным параличом.
В психологической науке регулярно возникает интерес к изучению проблемы времени. Данной проблематикой занимались К. Левин, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова – Славская, А.С. Дмитриев и другие. Психологическое будущее в психологии принято понимать как проект собственной жизни, со знанием целей и путей их достижения. Человек не только должен видеть себя в будущем, он должен представлять, что он будет ценить в своей жизни, этот образ должен быть эмоционально окрашенным. Человек может оценивать свое будущее как притягательное (ценностно – насыщенное, эмоционально привлекающее, активное), в другом случае – как отталкивающее (ценностно – пустое, эмоционально угрожающее, пассивное). В зависимости от выбранного полюса в будущем будет строиться психологическое настоящее, оно также может быть направлено на самоактуализацию, стремление к познанию и личностному росту, а может наоборот - порождать отсутствие смысла в жизни, интереса к развитию и полноценной жизни.
В нашем исследовании принимало участие 60 юношей с детским церебральным параличом средней степени в возрасте от 15 – 18 лет, все респонденты из полных семей, обучаются в условиях интерната.
Контрольную группу составили 60 юношей без проблем в развитии в возрасте от 15 – 18 лет из полных семей, обучаются в общеобразовательной школе.
Мы предположили, содержание психологического будущего юношей с ограниченными возможностями будет характеризоваться ограниченностью представлений, будет преобладать негативные характеристики образа жизни, не будет четкой картины будущего в отличие от их здоровых сверстников.
Были проведены следующие методики: Методика «Размышления о смысле жизни» Х.Ниеми. Направлена на выявление актуальности для подростков и юношей вопроса о смысле жизни, а также референтного по этому вопросу круга лиц; Методика «Традиционные ценности».
Разработана М.Р. Гинзбургом. Она позволяет определить ценностный портрет группы старшеклассников, выявить наиболее значимые для старшеклассников ценности и наименее значимые; Методика, направленная на выявление основных областей жизнедеятельности, разработана на основе методики Х. Ниеми, сочинение «Мое будущее».
При обработке результатов подсчитывался средний колличественный показатель по каждой группе ответов и % соотношение.
Полученные результаты позволили определить особенности психологического будущего у детей с ДЦП.
В методике «Размышления о смысле жизни» получилось, только 35 % думают о смысле жизни, в то время как среди их здоровых сверстников 79% задумываются над этим вопросом. При изучении референтных лиц в обсуждении проблемы смысла жизни на первом месте у юноше с ДЦП родители (51%), на последнем – друзья (2%); у детей без проблем в развитии на первом месте именно друзья (75%), на последнем – учителя (9%). Мы можем говорить, что юноши с детским церебральным параличом редко задумываются над своим будущим, чаще советниками и помощниками являются именно родители, так как круг общения ограничен.
При исследовании традиционных ценностей в экспериментальной группе предпочтения распределились следующим образом. В группе юношей с ДЦП оказалось больший процент отвержений традиционных ценностей:
- ценности личности – 56% отвергли данную ценность;
- альтруистические ценности – 74%;
- общественно – политические ценности – 50.7%;
- материальные ценности – 62%;
- ценности профессиональной и учебно – профессиональной деятельности – 89%;
- семейно – дружеские ценности – 24%;
- ценности саморазвития – 85%.
Данные результаты позволяют говорить о том, что юноши с ДЦП отвергают большинство традиционных ценностей, так они не видят в своей будущей жизни важности в учебно – профессиональной деятельности, семейно – дружеской, ценностей саморазвития, также альтруистических ценностей. В отличии от них учащиеся без проблем в развитии большие процентные соотношения показали по принятию традиционных ценностей, это говорит о том, что они более ориентированы на будущее, готовы к самоопределению и профессиональной жизни.
Далее были выявлены основные области жизнедеятельности, в которых осуществляется самореализация юношей с ДЦП. Так наиболее значимыми областями жизнедеятельности являются общение с родителями, общение со знакомыми старшими, газеты, радио, телепередачи; наиболее значимыми оказались – общение с любимым человеком, дискотеки, труд, общение с друзьями. Эти результаты говорят о том, что юноши с ограниченными возможностями предпочитают пассивные области жизнедеятельности, которые не требуют самостоятельности и активности. В контрольной группе получились следующие результаты. Наиболее значимыми областями являются общественная работа, учеба и занятия творчеством; менее значимыми – общение с учителями, газеты, радио, телепередачи. Можно говорить, что эти школьники имеют большую направленность на обучение, творческое самоопределение, активное познание окружающей среды.
При обработке сочинений «Мое будущее» использовали контент – анализ. В результате которого были определены основные категории ответов и процентное соотношение выборов. Для данной работы наибольший интерес представляли категории, которые встречались в картине будущего только в группе юношей с детским церебральным параличом и не были заявлены в группе их здоровых сверстников. Это оказались:
- выполнение работы на дому (54%),
- жизнь с родителями (46%),
- одиночество (42%), о
- тсутствие интересов (35%),
- отсутствие интересов окружающих к их жизни (21%).
Это можно считать не количественными различиями, а качественными различиями в видении своего будущего. Необходимо отметить, что и в одинаковых категориях имеются количественные отличия. Таким образом, суммируя результаты всех методик можно говорить, что юноши с ДЦП действительно представляют свое будущее негативно, ценности, которые являются жизнеопределяющими, в большинстве отвергаются, не рассматриваются как личностные предпочтения. Сам вопрос о жизненных смыслах практически не поднимается. Образ будущего вырисовывается достаточно негативный: жизнь с родителями, без возможности общаться в профессиональном плане, одиночество и отсутствие чувства необходимости близкому человеку.
В нашей работе мы говорим об актуальных проблемах психологии. Общество, которое провозглашает о терпимости и гуманности, часто говорит, что необходимо «поворачиваться лицом к людям с проблемами в развитии» не делает практических шагов. Если подрастающее поколение не видит своих жизненных перспектив, не может определить своей роли в будущем, то насколько тяжелым и негативным становиться их настоящее. Важно то, что не только физический дефект ограничивает видение себя в будущем, а часто именно социальное окружение не позволяет формировать адекватный и позитивный образ будущего и развивать умение достигать своих целей.
В практической психологии практически не имеется коррекционно – развивающих программ по развитию личностных качеств людей с ограниченными возможностями.
По итогам данного исследования была создана модифицированная коррекционно – развивающая программа «Делаем свое будущее», предназначенная именно для юношей с детским церебральным параличом. Основной акцент делается не только на развитие рефлексии и формировании готовности к личностному и профессиональному самоопределению, сколько на участие окружающих людей, обучение навыкам общения и взаимодействия с людьми с проблемами в развитии. Программа находиться на стадии апробации.
Методики в приложение к статье: скачать в формате Word.
Литература
- Барабанова В.В., Зеленова М.Е. Представления старшеклассников о будущем как аспект из социализации // Психологическая наука и образование – 1998 - №1.
- Бершедова Л.И. Психологическая готовность современных старшеклассников к жизни – Птз., 1996.
- Бондаренко Г.И. Я - концепция человека с инвалидностью // Дефектология – 2006 - №5.
- Борисова Е. М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект.: Авторский доклад. М., 1995. 46 с.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений в шести томах. т.3 – М.: Педагогика, 1990.
- Дубровина И. В. Индивидуальные особенности школьника. – М., 1995. – 85 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1991. – 225 с.
- Малкина - Пых И.Г. Возрастные кризисы. – М., 2004
- Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Педагогика, 1997. – 240 с.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста – СПб., 2000
- Сергеева Л. И. О профессиональном самоопределении детей с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. – 2004. - №1. – с. 38-39.
- Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1998. – 168 с.
- Шипицина Л. М., К. ван Рейсвейк Навстречу друг другу: пути интеграции. СПб. – 1998.
- Шипицина Л. М., Мамайчук И. И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. – М. – 2004.
Метрики
Просмотров
Всего: 1903
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4