Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru
2009. Том 1. № 2009-1
Отчет о конференции «Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика»
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Научная жизнь
Тип материала: отчет о событии
Для цитаты: Полякова Т.А. Отчет о конференции «Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика» [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2009. Том 1. № 2009-1. URL: https://psyjournals.ru/serialpublications/pj/archive/2009_1/22373 (дата обращения: 16.11.2024)
Фрагмент статьи
... Участники конференции распределились по группам и получили задание – оценить работу педагогов и психологов с разных сторон. Нам пришлось пройти через несколько «станций»: беседа с линейными психологами, опыты в кабинете химии, рисунок по батику в кабинете изобразительного искусства и т.д.
После этого, собравшись в актовом зале школы, представители групп рассказывали о своих впечатления, задавали вопросы.
- Как организовано в школе дополнительное образование?
- Лекции, тренинги по психологии организуются в зависимости от запроса самих детей. В школе есть кружок вязания, кулинарный кружок, в проекте – необычные игры на развитие креативности мышления. Одна из задач всех дополнительных занятий – взаимодействие психолога с детьми в неформальной обстановке. Какое, на первый взгляд, имеет отношение кулинарный кружок к психологии? Но именно здесь, решаются конфликтные ситуации внутри группы, если они возникают, ребята получают определенные социальные и адаптационные навыки.
- Как работают линейные психологи?
- Линейная работа организована таким образом, что у каждого психолога есть не только класс, который он ведет, но и свои «личные» дети, с которыми он постоянно находится в контакте. Это могут быть и ученики других классов. Но они выбрали именно этого психолога, нуждаются в его советах, его поддержке. Детям часто нужен человек, с которым они могут обсуждать свои проблемы безоценочно, в ситуации доверия, за чашкой чая. Ребята знают, что «их» психолога можно поймать в коридоре, на улице и задать ему свой сокровенный вопрос. ...
Полный текст
С 6 по 10 октября в МГППУ состоялась международная конференция для студентов, аспирантов и молодых ученых "Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика"
О целях и задачах, которые ставили перед собой организаторы конференции, мы попросили рассказать Дмитрия Викторовича Ушакова, руководителя Центра исследования и развития одаренности МГППУ, доктора психологических наук:
- Одаренность и интеллект в наше время становятся важным стратегическим запасом. Вся современная экономика основана не только на знании, но и на творчестве. И если знания мы можем получить довольно простым путем, то процесс творчества, то есть то, что составляет основную функцию людей, не может быть передан информационным путем. Поэтому сегодня основной стратегический запас страны, это не нефть, газ или золото – это люди. Талантливые люди, которые могут создать новый интеллектуальный продукт. Это утверждение может быть доказано и представлено в виде точных психолого-экономических моделей, о которых и докладывалось на конференции.
Кроме того, одаренность – это важный теоретический предмет психологии, как науки. Здесь мы сталкиваемся с основной психологической проблематикой: интеллектом, мышлением, творчеством, когнитивными процессами, психогенетикой и т.д.
Проведенная нами конференция включала в себя элементы школы. С одной стороны состоялся обмен мнениями между ведущими специалистами в этой области, с другой – происходила трансляция знаний, так как здесь присутствовали молодые ученые, студенты, которые только входят в сферу исследования практики работы с одаренностью. Поэтому и формат, выбранный нами, был довольно разнообразным: пленарные заседания, круглый стол, постер-сессия. Прошли и обучающие семинары по двум направлениям: практика работы с одаренными детьми и методы исследования одаренности (в частности методы математической статистики).
После конференции мы провели анкетирование участников. Результаты его показали, что проблема одаренности актуальна и необходима современному психолого-педагогическому сообществу, поэтому мы собираемся сделать подобные научные мероприятия традиционными.
Беседовала Татьяна Полякова
Психологи и педагоги сели за парты
И это потому, что во второй день работы конференции в школе-интернате «Интеллект» проводилась деловая игра.
Информационная справка:
Школа-интернат "Интеллектуал" образована в 2003 году решением
Департамента образования города Москвы. Научное руководство школой осуществляет
Московский городской психолого-педагогический университет, сотрудники которого
ведут непрерывное кураторство школы. Многие учителя имеют учёные степени и
являются активно действующими учёными.
Школа-интернат "Интеллектуал" – особое учебное заведение, предназначенное для
обучения школьников с повышенными умственными возможностями, начиная с 5-го и
по 11-ый класс.
Обучение ведется малыми группами, с предоставлением выбора уровня трудности для
каждого предмета (базовый уровень или продвинутый). В старших классах обучение
специализировано в зависимости от сложившейся у школьника системы учебных
приоритетов (гуманитарное отделение, физико-математическое,
химико-биологическое).
В школу принимаются школьники, характеризующиеся тремя важнейшими качествами:
- Ярко выраженная потребность в знаниях, любовь к напряженной умственной деятельности;
- Высокий интеллект (развитое логическое мышление, критический ум, достаточная эрудиция);
- Достаточная работоспособность и организованность, позволяющая много трудиться и при этом успевать заниматься спортом, посещать по вечерам кружки и студии по интересам.
Школа "Интеллектуал" является интернатом, т.е. дети могут ночевать с понедельника по субботу (кроме каникул и праздников). Столовая обеспечивает бесплатное шестиразовое питание.
Участники конференции распределились по группам и получили задание – оценить работу педагогов и психологов с разных сторон. Нам пришлось пройти через несколько «станций»: беседа с линейными психологами, опыты в кабинете химии, рисунок по батику в кабинете изобразительного искусства и т.д.
После этого, собравшись в актовом зале школы, представители групп рассказывали о своих впечатления, задавали вопросы.
- Как организовано в школе дополнительное образование?
- Лекции, тренинги по психологии организуются в зависимости от запроса самих детей. В школе есть кружок вязания, кулинарный кружок, в проекте – необычные игры на развитие креативности мышления. Одна из задач всех дополнительных занятий – взаимодействие психолога с детьми в неформальной обстановке. Какое, на первый взгляд, имеет отношение кулинарный кружок к психологии? Но именно здесь, решаются конфликтные ситуации внутри группы, если они возникают, ребята получают определенные социальные и адаптационные навыки.
- Как работают линейные психологи?
- Линейная работа организована таким образом, что у каждого психолога есть не только класс, который он ведет, но и свои «личные» дети, с которыми он постоянно находится в контакте. Это могут быть и ученики других классов. Но они выбрали именно этого психолога, нуждаются в его советах, его поддержке. Детям часто нужен человек, с которым они могут обсуждать свои проблемы безоценочно, в ситуации доверия, за чашкой чая. Ребята знают, что «их» психолога можно поймать в коридоре, на улице и задать ему свой сокровенный вопрос.
- Каковы принципы отбора детей в школу-интернат «Интеллектуал»?
- Школа имеет свою специфику: это школа для одаренных детей и школа-интернат. Поэтому наша задача – организовать психологическое сопровождение приема. Для того, чтобы исключить случайности, дети проходят три этапа отбора. На первый тур приходит огромное количество детей, мы выдаем им анкету, которую они заполняют. Она не влияет на результаты, но дает нам информацию о ребенке, которая в дальнейшем будет полезна. Также они пишут небольшую творческую работу. Мы определяем базовые знания, познавательный интеллект.
Второй тур – творческая работа – дети выполняют письменную работу, потом готовят выступление и в режиме конференции докладывают результаты своей творческой работы. Строго отсекающими является третий тур. По результатам первых двух туров экспертная комиссия из психологов и учителей решает, кто переходит на третий тур, во время которого начинается непосредственная работа в классе. Это самая важная часть отбора, когда дети в режиме реального времени, работают на уроке с учителем, получают домашние задания. Большинство детей, которые проходят на третий тур – поступают. Отсев получается очень небольшой. И опять консилиум, экспертами выступают все учителя и психологи, которые принимали участие в отборе. По каждому кандидату проводится голосование.
- Что является определяющим при приеме ребенка в школу?
- Определяющим качеством является одаренность. Но одаренность не показатель, если нет трудоспособности, самоорганизованности. Не все способные дети хотят учиться.
Итог дня в своем выступлении подвела Юркевич Виктория
Соломоновна,
заведующая лабораторией «Психология одаренных детей» МГППУ, кандидат
психологических наук, профессор:
- Можно сказать, что это влияние времени, что к одаренным детям повернулись лицом.
Я еще застала те времена, когда нельзя было заниматься проблемой одаренности. Говорили, нет неспособных детей, есть неспособные учителя. Сейчас проблема одаренности набирает социальный вес. Сегодняшний день - это как бы демоверсия той работы, которая могла бы быть, если бы участники конференции в эту проблему окунулись всерьез. А дальше: у нас в институте есть возможность повысить квалификацию, получить второе высшее образование, проводится масса программ, в которых может участвовать человек заинтересованный. Но с детьми надо работать не только головой, но, в первую очередь, душой. Это труд, не измеряемый количеством часов.
Почему эту школу можно назвать уникальной? Нам, профессионалам, дали возможность делать то, что мы считали нужным. Конечно, Евгений Владимирович Маркелов (директор школы- интерната «Интеллектуал» - прим. редакции) увидел такую школу. Он и набирал людей. Маркелов разрешает всем быть индивидуальностью. Его не смущает разнообразие характеров, подходов, стратегий. Здесь царит творчество и среди учителей, и среди учеников. Для меня самой загадка, как в этом море индивидуальностей, амбиций, сложностей возникает то, что возникает. Школа замечательная, но требующая от учителя, ученика не только творчества, но и понимание того, что он за многое отвечает сам. Здесь нет жесткой внешней организации. Но созданные здесь условия побуждают к внутренней дисциплине.
Когда мы говорим об одаренности, мы имеем в виду умение думать, соображать, это и есть основа общих способностей. Поэтому и наш прием построен на этом фундаменте. Дети не делятся на математиков, гуманитариев. Они делятся на умных, сообразительных, желающих учиться и на не очень сообразительных или не желающих учиться. Нас интересуют дети, которые могут и хотят заниматься сложной умственной деятельностью. Они к ней стремятся. Вся наша очень сложная система отбора направлена на то, чтобы взять «своих» детей. У них дисциплина должна быть внутри.
Такой степени самостоятельности, свободы, как в этой школе - нет нигде. Свободы не от внимания взрослых, а свободы принимать решения. Это единственное место, которое я знаю, где каждому ребенку, каждому учителю разрешается быть самим собой.
Меня приучили к мысли, что учительская миссия настолько сложна, что «выгорание» неизбежно. Но я вижу, что здесь - это не так.
В деловой игре принимала участие Татьяна Полякова.
Приложения
Презентация к выступлению Д.В. Ушакова «Работа с одаренными детьми сквозь призму интересов государства»:
Презентация Е.В. Маркелова «О необходимости Ресурсных центров по работе с одаренными детьми» на примере школы-интерната «Интеллектуал»:
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1749
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2