Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru
2009. Том 1. № 2009-1
Путешествие к новой семье
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: сирота, травматический опыт, сепарация, семья
Рубрика издания: Сиротство и семейное устройство
Для цитаты: Арчакова Т.О. Путешествие к новой семье [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2009. Том 1. № 2009-1. URL: https://psyjournals.ru/serialpublications/pj/archive/2009_1/22479 (дата обращения: 04.10.2024)
Фрагмент статьи
... Из этого следует необходимость подготовки ребенка к смене родительских фигур. Так C.Jewett-Jarratt считает важной частью подготовки к переходу в новую семью осознание эмоционального послания, содержащегося в прощании с прежней семьей. Является ли оно своеобразным «благословением» или «проклятием», или оно настолько нейтрально, что ребенку кажется, что он не являлся ценностью для тех, кто о нем заботился. Также имеет значение то, как ребенка приветствуют в новом доме:
- Все ли члены семьи готовы к появлению ребенка, или для некоторых это становится неожиданностью?
- Относятся ли к появлению ребенка как к «рабочему моменту» или более эмоционально?
- Видят ли в ребенке очередного воспитанника или уникальную индивидуальность?
Любое отделение ребенка от кровной или замещающей семьи, инициированное официальными лицами с позиции власти, принижает значимость семейных связей. Они в той или иной мере осознают, что их родители тоже не контролируют ситуацию.
Выделяются разные типы восприятия ребенком сепарации:
- «Меня отняли» - нарушается баланс нормальной зависимости и автономии, свойственный ребенку данного возраста, что проявляется либо в отказе от отстаивания своих интересов, либо в агрессивном самоутверждении.
- «Меня отдали» - возникают хроническое чувство вины, депрессия из-за того, что ребенок считает себя «недостаточно хорошим». Если ребенок связывает перемещение со своим плохим поведением, которое он старался изменить, то к его чувствам может добавляться гнев из-за того, что его усилия не оценили по достоинству.
- «Причина во мне» - наиболее сложный случай, когда ребенок берет на себя ответственность за произошедшее. Если у детей дошкольного возраста такое искажение перспективы происходит за счет «магического мышления» (веры в то, что их меты и фантазии повлияли на исход реальных событий), то школьники часто сами инициируют процесс расследования, ведущий к изъятию из семьи (например, сообщая школьному учителю о том, что подверглись насилию).
...
Полный текст
Обзор книги V.Fahlberg A Child’s Journey through Placement
Вера Фалберг, психотерапевт и педиатр, работает с детьми и их семьями с 1964, сферу ее научных и практических интересов составляют проблемы привязанности и сепарации, особенно у детей, передаваемых в замещающие семьи. Книга «A Child’s Journey through Placement» впервые увидела свет в 1991, и с тех пор выдержала 8 переизданий в одной только Великобритании.
Первые несколько разделов книги посвящены нормальным этапам развития ребенка и особенностям детей, живущих вне родной семьи, на каждом из этих этапов; проблемам привязанности и переживания потери. При этом привязанность ребенка к родителю и родителя к ребенку обозначаются разными терминами – attachment и bonding соответственно. Автор подчеркивает несимметричность отношений привязанности, которая часто имеет место в замещающих семьях.
Четвертый раздел книги рассказывает о возможностях смягчения травмы сепарации от кровной семьи или от замещающей семьи, к которой ребенок уже привязан. Когда опека над ребенком переходит в введение государства, фактически происходит разделение родительства на три аспекта:
Кровные родители |
Родители как официальные представители ребенка |
Родители, осуществляющие заботу о ребенке |
Жизнь Пол Внешность Предрасположенность к некоторым заболеваниям Потенциал интеллектуального развития Темперамент Задатки |
Ответственность за материальное обеспечение Безопасность Решения по основным вопросам (выбор школы, разрешение на операцию и др.) Юридическая ответственность за действия ребенка Другие юридические решения, связанные с ребенком |
Любовь Дисциплина Повседневные нужды Помощь в учебе Забота в период болезни Передвижения Жизненные навыки Ценности
|
Эти аспекты могут в разные моменты принадлежать разным лицам: официальным представителем ребенка является государственный орган, а заботу осуществляют замещающие родители. Сложность возникающих отношений усугубляется перемещениями ребенка – на каком-то этапе он может вернуться в кровную семью или быть переданным на усыновление. Адекватное осознание происходящего является для ребенка крайне сложной задачей. Конечно, она решаема, но только при помощи взрослых.
Из этого следует необходимость подготовки ребенка к смене родительских фигур. Так C.Jewett-Jarratt считает важной частью подготовки к переходу в новую семью осознание эмоционального послания, содержащегося в прощании с прежней семьей. Является ли оно своеобразным «благословением» или «проклятием», или оно настолько нейтрально, что ребенку кажется, что он не являлся ценностью для тех, кто о нем заботился. Также имеет значение то, как ребенка приветствуют в новом доме:
- Все ли члены семьи готовы к появлению ребенка, или для некоторых это становится неожиданностью?
- Относятся ли к появлению ребенка как к «рабочему моменту» или более эмоционально?
- Видят ли в ребенке очередного воспитанника или уникальную индивидуальность?
Любое отделение ребенка от кровной или замещающей семьи, инициированное официальными лицами с позиции власти, принижает значимость семейных связей. Они в той или иной мере осознают, что их родители тоже не контролируют ситуацию.
Выделяются разные типы восприятия ребенком сепарации:
- «Меня отняли» - нарушается баланс нормальной зависимости и автономии, свойственный ребенку данного возраста, что проявляется либо в отказе от отстаивания своих интересов, либо в агрессивном самоутверждении.
- «Меня отдали» - возникают хроническое чувство вины, депрессия из-за того, что ребенок считает себя «недостаточно хорошим». Если ребенок связывает перемещение со своим плохим поведением, которое он старался изменить, то к его чувствам может добавляться гнев из-за того, что его усилия не оценили по достоинству.
- «Причина во мне» - наиболее сложный случай, когда ребенок берет на себя ответственность за произошедшее. Если у детей дошкольного возраста такое искажение перспективы происходит за счет «магического мышления» (веры в то, что их меты и фантазии повлияли на исход реальных событий), то школьники часто сами инициируют процесс расследования, ведущий к изъятию из семьи (например, сообщая школьному учителю о том, что подверглись насилию).
Хотя умение сообщить о плохом обращении значимым взрослым свидетельствует скорее о психологическом благополучии ребенка, дальнейшие переживания своей «вины» за развал семьи могут привести к неадекватному принятию на себя ответственности за все события, следующие за его обращением за помощью («если бы я не пожаловался на отца, он не тратил бы время на походы в суд, и его не выгнали бы с работы»). Детям, которые сами обратились за помощью, необходимо объяснить, что ответственность за принятие решения об изъятии ребенка из семьи разделена между многими людьми: юристом, социальным работником, психологом, обычно учитывается и мнение самих родителей, их готовность к изменениям. Если бы все эти люди не сочли случай достаточно серьезным, сама по себе жалоба ребенка не привела бы к таким последствиям.
В книге также содержится богатый материал, касающийся профессиональной сферы психологов и других специалистов семейного устройства – упражнения, случаи для анализа по заданной схеме и др. Целый раздел посвящен составлению индивидуального плана работы с ребенком и замещающей семьей, выбору общей стратегии и конкретных средств работы. Уделяется внимание и переживаниям самих специалистов.
Так, например, помогая ребенку подготовиться к сепарации, психолог или социальный работник сам переживает сильные чувства по поводу перемещения ребенка в новую семью, особенно, если перед этим он целенаправленно работал над сохранением места ребенка в данной семье.
- Вина – «Почему я не смог предотвратить это?»
- Фрустрация – «Почему в системе семейного устройства нет необходимых средств для предотвращения подобных случаев?»
- Гнев – «Почему родители не следовали моим рекомендациям?»
- Печаль – идентификация с переживаниями семьи и ребенка, особенно если специалист сам имеет непроработанный опыт сепарации и потерь.
- Чувства потери и соперничества, когда ответственность за ребенка переходит к другому специалисту. Иногда вместо потери возникает чувство облегчения (что может казаться неприемлемым – «я же не хотел избавиться от него»).
Большой интерес представляют собой разделы, посвященные коррекции поведенческих проблем и работе непосредственно с детьми. Автор предлагает разнообразные методики для работы с детьми разных возрастов:
От 4 до 10 лет: игрушечные телефоны (для установления контакта), совместное рассказывание историй, специальные тетради на печатной основе, карточки с изображениями эмоций, арт-терапия, Экологическая карта, Книга жизни;
От 8 до 12 лет: списки чувств и эмоций, тематические настольные игры (типа «Наша семья»), тетради на печатной основе, оценочные шкалы (напоминающие шкалы Дембо-Рубинштейн), таблицы «за» и «против», послания от родной семьи, круговые диаграммы для изображения разных состояний, Книга жизни;
Для подростков вышеприведенный список дополняется структурированными дневниками или письмами, играми на развитие навыков общения, схемами для объяснения идеи разделенных аспектов родительства.
Книга жизни (the Life Story Book) – это вместилище информации о ребенке, которая естественным образом существует в каждой нормальной семье – фотографий, документов, открыток, списка памятных дат, буклетов из путешествий, детских рисунков – и которую при помещении ребенка в замещающую семью часто необходимо собирать специально. Это и письменная история его жизни.
Книга жизни помогает ребенку восстановить хронологию событий в своей жизни, дает материал для построения идентичности и нормальной самооценки. При помощи нее ребенок выстраивает связи между прошлым, настоящим и будущим; осознает сильные чувства, связанные с прошлым опытом; отделяет фантазии о своем прошлом от реальности; получает представление о проблемах и о сильных сторонах своей родной семьи. Специалисты могут использовать Книгу жизни как способ вступить в контакт с ребенком и как инструмент для укрепления привязанности к замещающей и / или родной семье.
Отдельную сложность представляют собой формулировки, используемые в Книге жизни в отношении родных и замещающих родителей. Они не должны стать причиной для обострения конфликта лояльности. Маленькие дети обычно используют слова «мама» и «папа» как обращение к тем, кто о них постоянно заботится; они не связывают эти обращения с фактом своего рождения у данной семейной пары. Чем старше ребенок и чем короче по длительности его помещение в семью, тем скорее он будет называть замещающих родителей по имени (или иначе, как они представились ему). Если в семье есть кровный ребенок, то ребенок, принятый в семью, будет брать пример с него и называть родителей «мамой» и «папой». Более пожилые замещающие родители могут услышать в свой адрес «бабушка» и «дедушка».
Говоря о кровной семье, замещающим родителям стоит называть кровных «мамой» и «папой», добавляя ситуативные вариации или имена, чтобы избежать путаницы, например, «твоя мама Нэнси», «твой папа, который живет отдельно». Можно использовать разные форму слов, например, называть родную мать «мамой», а замещающую – «мамочкой». Таким образом взрослые демонстрируют ребенку, что существование двух «комплектов» родителей – это нормальная ситуация, которая поддерживается на уровне словесного описания. Однако детям старшего дошкольного и школьного возраста некомфортно сразу называть незнакомых людей «мамой» и «папой», поэтому с ними надо обсудить приемлемую альтернативу.
Надо отметить, что при всем обилии информации «A Child’s Journey through Placement» не теряет легкости и увлекательности, во многом благодаря огромному количеству примеров из реальной практики автора. Это действительно путешествие – путешествие в многогранный мир семейного устройства.
Литература
- Образцы материалов для работы с детьми: Foster Care Lifebooks, Fahlberg V. The Life Story Book
- «Книга жизни»: Опыт работы специалистов ДД №19 (статья на русском языке)
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2587
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0