Путешествие к новой семье

Аннотация

Обзор книги V.Fahlberg A Child’s Journey through Placement "Путешествие ребенка к новой семье" (A Child’s Journey through Placement) Веры Фалберг – это одна из самых известных книг по психологии семейного устройства детей в Европе и Америке. Энциклопедичность сведений и обилие примеров из практики делают ее одновременно полезной и увлекательной. Книга посвящена, пожалуй, самой сложной проблеме семейного устройства - вынужденным перемещениям ребенка из семьи в семью и адаптации к ним.

Общая информация

Ключевые слова: сирота, травматический опыт, сепарация, семья

Рубрика издания: Сиротство и семейное устройство

Для цитаты: Арчакова Т.О. Путешествие к новой семье [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2009. Том 1. № 2009-1. URL: https://psyjournals.ru/serialpublications/pj/archive/2009_1/22479 (дата обращения: 04.10.2024)

Фрагмент статьи

... Из этого следует необходимость подготовки ребенка к смене родительских фигур. Так C.Jewett-Jarratt считает важной частью подготовки к переходу в новую семью осознание эмоционального послания, содержащегося в прощании с прежней семьей. Является ли оно своеобразным «благословением» или «проклятием», или оно настолько нейтрально, что ребенку кажется, что он не являлся ценностью для тех, кто о нем заботился. Также имеет значение то, как ребенка приветствуют в новом доме:

  • Все ли члены семьи готовы к появлению ребенка, или для некоторых это становится неожиданностью?
  • Относятся ли к появлению ребенка как к «рабочему моменту» или более эмоционально?
  • Видят ли в ребенке очередного воспитанника или уникальную индивидуальность?

Любое отделение ребенка от кровной или замещающей семьи, инициированное официальными лицами с позиции власти, принижает значимость семейных связей. Они в той или иной мере осознают, что их родители тоже не контролируют ситуацию.

Выделяются разные типы восприятия ребенком сепарации:

  • «Меня отняли» - нарушается баланс нормальной зависимости и автономии, свойственный ребенку данного возраста, что проявляется либо в отказе от отстаивания своих интересов, либо в агрессивном самоутверждении.
  • «Меня отдали» - возникают хроническое чувство вины, депрессия из-за того, что ребенок считает себя «недостаточно хорошим». Если ребенок связывает перемещение со своим плохим поведением, которое он старался изменить, то к его чувствам может добавляться гнев из-за того, что его усилия не оценили по достоинству.
  • «Причина во мне» - наиболее сложный случай, когда ребенок берет на себя ответственность за произошедшее. Если у детей дошкольного возраста такое искажение перспективы происходит за счет «магического мышления» (веры в то, что их меты и фантазии повлияли на исход реальных событий), то школьники часто сами инициируют процесс расследования, ведущий к изъятию из семьи (например, сообщая школьному учителю о том, что подверглись насилию).

...

Полный текст

Обзор книги V.Fahlberg A Child’s Journey through Placement

Вера Фалберг, психотерапевт и педиатр, работает с детьми и их семьями с 1964, сферу ее научных и практических интересов составляют проблемы привязанности и сепарации, особенно у детей, передаваемых в замещающие семьи. Книга «A Child’s Journey through Placement» впервые увидела свет в 1991, и с тех пор выдержала 8 переизданий в одной только Великобритании.

Первые несколько разделов книги посвящены нормальным этапам развития ребенка и особенностям детей, живущих вне родной семьи, на каждом из этих этапов; проблемам привязанности и переживания потери. При этом привязанность ребенка к родителю и родителя к ребенку обозначаются разными терминами – attachment и bonding соответственно. Автор подчеркивает несимметричность отношений привязанности, которая часто имеет место в замещающих семьях.

Четвертый раздел книги рассказывает о возможностях смягчения травмы сепарации от кровной семьи или от замещающей семьи, к которой ребенок уже привязан. Когда опека над ребенком переходит в введение государства, фактически происходит разделение родительства на три аспекта:

Кровные родители

Родители как официальные представители ребенка

Родители, осуществляющие заботу о ребенке

Жизнь

Пол

Внешность

Предрасположенность к некоторым заболеваниям

Потенциал интеллектуального развития

Темперамент

Задатки

Ответственность за материальное обеспечение

Безопасность

Решения по основным вопросам (выбор школы, разрешение на операцию и др.)

Юридическая ответственность за действия ребенка

Другие юридические решения, связанные с ребенком

Любовь

Дисциплина

Повседневные нужды

Помощь в учебе

Забота в период болезни

Передвижения

Жизненные навыки

Ценности

 

Эти аспекты могут в разные моменты принадлежать разным лицам: официальным представителем ребенка является государственный орган, а заботу осуществляют замещающие родители. Сложность возникающих отношений усугубляется перемещениями ребенка – на каком-то этапе он может вернуться в кровную семью или быть переданным на усыновление. Адекватное осознание происходящего является для ребенка крайне сложной задачей. Конечно, она решаема, но только при помощи взрослых.

Из этого следует необходимость подготовки ребенка к смене родительских фигур. Так C.Jewett-Jarratt считает важной частью подготовки к переходу в новую семью осознание эмоционального послания, содержащегося в прощании с прежней семьей. Является ли оно своеобразным «благословением» или «проклятием», или оно настолько нейтрально, что ребенку кажется, что он не являлся ценностью для тех, кто о нем заботился. Также имеет значение то, как ребенка приветствуют в новом доме:

  • Все ли члены семьи готовы к появлению ребенка, или для некоторых это становится неожиданностью?
  • Относятся ли к появлению ребенка как к «рабочему моменту» или более эмоционально?
  • Видят ли в ребенке очередного воспитанника или уникальную индивидуальность?

Любое отделение ребенка от кровной или замещающей семьи, инициированное официальными лицами с позиции власти, принижает значимость семейных связей. Они в той или иной мере осознают, что их родители тоже не контролируют ситуацию.

Выделяются разные типы восприятия ребенком сепарации:

  • «Меня отняли» - нарушается баланс нормальной зависимости и автономии, свойственный ребенку данного возраста, что проявляется либо в отказе от отстаивания своих интересов, либо в агрессивном самоутверждении.
  • «Меня отдали» - возникают хроническое чувство вины, депрессия из-за того, что ребенок считает себя «недостаточно хорошим». Если ребенок связывает перемещение со своим плохим поведением, которое он старался изменить, то к его чувствам может добавляться гнев из-за того, что его усилия не оценили по достоинству.
  • «Причина во мне» - наиболее сложный случай, когда ребенок берет на себя ответственность за произошедшее. Если у детей дошкольного возраста такое искажение перспективы происходит за счет «магического мышления» (веры в то, что их меты и фантазии повлияли на исход реальных событий), то школьники часто сами инициируют процесс расследования, ведущий к изъятию из семьи (например, сообщая школьному учителю о том, что подверглись насилию).

Хотя умение сообщить о плохом обращении значимым взрослым свидетельствует скорее о психологическом благополучии ребенка, дальнейшие переживания своей «вины» за развал семьи могут привести к неадекватному принятию на себя ответственности за все события, следующие за его обращением за помощью («если бы я не пожаловался на отца, он не тратил бы время на походы в суд, и его не выгнали бы с работы»). Детям, которые сами обратились за помощью, необходимо объяснить, что ответственность за принятие решения об изъятии ребенка из семьи разделена между многими людьми: юристом, социальным работником, психологом, обычно учитывается и мнение самих родителей, их готовность к изменениям. Если бы все эти люди не сочли случай достаточно серьезным, сама по себе жалоба ребенка не привела бы к таким последствиям.

В книге также содержится богатый материал, касающийся профессиональной сферы психологов и других специалистов семейного устройства – упражнения, случаи для анализа по заданной схеме и др. Целый раздел посвящен составлению индивидуального плана работы с ребенком и замещающей семьей, выбору общей стратегии и конкретных средств работы. Уделяется внимание и переживаниям самих специалистов.

Так, например, помогая ребенку подготовиться к сепарации, психолог или социальный работник сам переживает сильные чувства по поводу перемещения ребенка в новую семью, особенно, если перед этим он целенаправленно работал над сохранением места ребенка в данной семье.

  • Вина – «Почему я не смог предотвратить это?»
  • Фрустрация – «Почему в системе семейного устройства нет необходимых средств для предотвращения подобных случаев?»
  • Гнев – «Почему родители не следовали моим рекомендациям?»
  • Печаль – идентификация с переживаниями семьи и ребенка, особенно если специалист сам имеет непроработанный опыт сепарации и потерь.
  • Чувства потери и соперничества, когда ответственность за ребенка переходит к другому специалисту. Иногда вместо потери возникает чувство облегчения (что может казаться неприемлемым – «я же не хотел избавиться от него»).

Большой интерес представляют собой разделы, посвященные коррекции поведенческих проблем и работе непосредственно с детьми. Автор предлагает разнообразные методики для работы с детьми разных возрастов:

От 4 до 10 лет: игрушечные телефоны (для установления контакта), совместное рассказывание историй, специальные тетради на печатной основе, карточки с изображениями эмоций, арт-терапия, Экологическая карта, Книга жизни;

От 8 до 12 лет: списки чувств и эмоций, тематические настольные игры (типа «Наша семья»), тетради на печатной основе, оценочные шкалы (напоминающие шкалы Дембо-Рубинштейн), таблицы «за» и «против», послания от родной семьи, круговые диаграммы для изображения разных состояний, Книга жизни;

Для подростков вышеприведенный список дополняется структурированными дневниками или письмами, играми на развитие навыков общения, схемами для объяснения идеи разделенных аспектов родительства.

Книга жизни (the Life Story Book) – это вместилище информации о ребенке, которая естественным образом существует в каждой нормальной семье – фотографий, документов, открыток, списка памятных дат, буклетов из путешествий, детских рисунков – и которую при помещении ребенка в замещающую семью часто необходимо собирать специально. Это и письменная история его жизни.

Книга жизни помогает ребенку восстановить хронологию событий в своей жизни, дает материал для построения идентичности и нормальной самооценки. При помощи нее ребенок выстраивает связи между прошлым, настоящим и будущим; осознает сильные чувства, связанные с прошлым опытом; отделяет фантазии о своем прошлом от реальности; получает представление о проблемах и о сильных сторонах своей родной семьи. Специалисты могут использовать Книгу жизни как способ вступить в контакт с ребенком и как инструмент для укрепления привязанности к замещающей и / или родной семье.

Отдельную сложность представляют собой формулировки, используемые в Книге жизни в отношении родных и замещающих родителей. Они не должны стать причиной для обострения конфликта лояльности. Маленькие дети обычно используют слова «мама» и «папа» как обращение к тем, кто о них постоянно заботится; они не связывают эти обращения с фактом своего рождения у данной семейной пары. Чем старше ребенок и чем короче по длительности его помещение в семью, тем скорее он будет называть замещающих родителей по имени (или иначе, как они представились ему). Если в семье есть кровный ребенок, то ребенок, принятый в семью, будет брать пример с него и называть родителей «мамой» и «папой». Более пожилые замещающие родители могут услышать в свой адрес «бабушка» и «дедушка».

Говоря о кровной семье, замещающим родителям стоит называть кровных «мамой» и «папой», добавляя ситуативные вариации или имена, чтобы избежать путаницы, например, «твоя мама Нэнси», «твой папа, который живет отдельно». Можно использовать разные форму слов, например, называть родную мать «мамой», а замещающую – «мамочкой». Таким образом взрослые демонстрируют ребенку, что существование двух «комплектов» родителей – это нормальная ситуация, которая поддерживается на уровне словесного описания. Однако детям старшего дошкольного и школьного возраста некомфортно сразу называть незнакомых людей «мамой» и «папой», поэтому с ними надо обсудить приемлемую альтернативу.

Надо отметить, что при всем обилии информации «A Child’s Journey through Placement» не теряет легкости и увлекательности, во многом благодаря огромному количеству примеров из реальной практики автора. Это действительно путешествие – путешествие в многогранный мир семейного устройства.

Литература

  1. Образцы материалов для работы с детьми: Foster Care Lifebooks, Fahlberg V. The Life Story Book
  2. «Книга жизни»: Опыт работы специалистов ДД №19 (статья на русском языке)

Информация об авторах

Арчакова Татьяна Олеговна, психолог-методист, Благотворительный детский фонд «Виктория», Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6161-2946, e-mail: tatyana.archakova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2587
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0