В инклюзивном образовании кадры тоже решают все

Аннотация

В "Учительской газете - Москва" от 25 августа 2009 года опубликована статья ведущего научного сотрудника МГППУ Натальи Семаго.

Общая информация

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Семаго Н.Я. В инклюзивном образовании кадры тоже решают все [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2010. Том 2. № 2010-2. URL: https://psyjournals.ru/serialpublications/pj/archive/2010_2/32136 (дата обращения: 17.07.2024)

Полный текст

Особенности развития инклюзивного образования на сегодняшний момент характеризуются неравномерностью развития (как по округам, так и на различных ступенях образования) и недостаточной системностью.

При этом в инклюзивном образовании детей с ОВЗ разного возраста выявляются актуальные проблемы:  —  кадрового обеспечения; — психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса, в том числе не только детей, но и взрослых специалистов, родителей, администрации; —  необходимости разработки и адаптации учебно-методических пособий для детей с сенсорными и двигательными нарушениями, когнитивными дефицитами.

Недостаточным остается не только техническое обеспечение обучения, но и возможность участия детей и студентов с ОВЗ во внеучебной жизни.

Очевидно, что эти и многие другие проблемы должны решаться системно, опираясь на федеральные, муниципальные и локальные законы и нормативные акты, а также научно-методическое обеспечение инклюзивного образования.

Такое состояние дел и определило необходимость организации ресурсного центра по психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного образования как структурного подразделения МГППУ.

Можно выделить следующие направления деятельности ресурсного центра:

  • Участие в разработке стратегии развития инклюзивного образования в городе.
  • Анализ основных проблем и условий для реализации инклюзивного образования на различных ступенях образования.
  • Разработка и внедрение наиболее эффективных организационно-технологических систем и технологий сопровождения инклюзивных процессов.
  • Организация и координация деятельности окружных ресурсных центров.
  • Консолидация усилий государственных и общественных организаций по продвижению инклюзии.
  • Повышение квалификации специалистов сопровождения, повышение психологической компетентности педагогов.
  • Исходя из этих направлений деятельности, выделяются и основные цели подобного ресурсного центра:  — Разработка научно-методических основ, программно-методического и информационного обеспечения для организации системного психолого-педагогического сопровождения всех звеньев инклюзивной образовательной вертикали. — Повышение квалификации и участие в подготовке кадров для реализации задач психолого-педагогического сопровождения.
  • Подобные направления невозможно реализовать без решения следующих задач:
  • Разработка концептуальных положений психолого-педагогического сопровождения.
  • Проектирование и мониторинг инклюзивных процессов в образовательных учреждениях для детей и молодежи с ОВЗ.
  • Разработка методологии и практико-ориентированных технологий сопровождения всех субъектов инклюзивного пространства.
  • Разработка и реализация программ профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, реализующих интеграцию и инклюзию.

В самом сопровождении инклюзивного образования можно говорить о трех его аспектах: организационном, содержательном и возрастном.

Наиболее разработанной из поставленных задач на сегодняшний момент считается система модульного обучения и ПК работников инклюзивного образования.

С точки зрения возраста это обучение специалистов служб ранней помощи, ДОУ, школ. Как видно, здесь максимальные дефициты лежат в сфере сопровождения среднего специального и высшего образования, реализующих включение молодежи с ОВЗ.

Также на каждой образовательной ступени можно выделить целевую аудиторию — то есть специалистов педагогического или психологического профиля, специалистов административно-управляющего звена.

Сами обучающие модули  —  это систематические, но краткие обучающие семинары, тренинги, мастер-классы, консилиумы; это ПК —  такая форма обучения начнется уже в 2009-2010 учебном году на базе МГППУ.

Сегодня мы надеемся на разработку и реализацию подготовки на базе МГППУ специалистов по профилю «Педагогика и психология инклюзивного образования» в соответствии с проектом ФГОС ВПО 3-го поколения (по направлению «Психолого-педагогическое образование»).

Осуществить эти задачи реально можно только при опоре на принципы и приоритеты такой формы образования:

  • ЭВОЛЮЦИОННОСТЬ И ПОСТЕПЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ И ПРОДВИЖЕНИИ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПРОЦЕССОВ.
  • ПРИОРИТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ НА КАЖДОМ ВОЗРАСТНОМ ЭТАПЕ.
  • ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ (в широком смысле) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ.

"Учительская газет" от 25 августа 2009 года.

Информация об авторах

Семаго Наталья Яковлевна, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник Института проблем инклюзивного образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: nmsemago@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1765
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0