Динамика привычек пешеходов в условиях изменения пешеходных переходов

676

Аннотация

В настоящей статье представлены результаты исследования, в котором основное внимание уделено поведению пешеходов на перекрестках, роли сформированных привычек при выборе маршрута, а также изучению ощущения безопасности и комфорта пешеходами, их предпочтений и ожиданий. Данные собирались и анализировались с помощью интервью-собеседований на местах (пешеходных переходах) с пешеходами, наблюдений и видеозаписей с камер фиксации. Обнаружено, что группа «уязвимых пешеходов» (пожилые люди, женщины с колясками, дети и др.) выбирают специфические стратегии пересечения проезжей части: ждут, когда водитель уступит им дорогу, и не ищут возможности безопасного прохода между автомобилями; а также рассчитывают на понимание и стратегию сотрудничества со стороны водителей больше, чем другие группы пешеходов. Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что удаление разметок пешеходных переходов ухудшило ощущение безопасности и комфорта для пешеходов, в то время как их осведомленность об условиях перехода была улучшена. При этом основная часть пешеходов могут хорошо справляться с новой ситуацией (изменения разметки перехода или его перенесения на другую часть улицы) и пересекать дорогу без серьезных трудностей, но группа «уязвимых участников дорожного движения» испытывает трудности при пересечении проезжей части.

Общая информация

Ключевые слова: пешеходы, пешеходные переходы, уязвимые участники дорожного движения, поведение пешеходов, безопасность пешеходов

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2018090404

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства образования Чешской Республики, проект № FF-2018-019.

Для цитаты: Шуха М. Динамика привычек пешеходов в условиях изменения пешеходных переходов // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 4. С. 33–46. DOI: 10.17759/sps.2018090404

Литература

  1. Björklund G. Driver Interaction — Informal rules, Irritation and Aggressive Behaviour. Digital Comprehensive Summaries of Uppsala Dissertations from the Faculty of Social Sciences 8. Sweden: Uppsala Universitet, 2005. 44 p.
  2. Bjornskau T. Why are the safest norms, attitudes and types of behavior not typical for the safest drivers? Transport Reviews, 1996. Vol. 16, pp. 169—181.
  3. Borst H.C., Miedema H.M., de Vries S.I., Graham J.M.A., & van Dongen J.E.F. Relationships Between Street Characteristics and Perceived Attractiveness for Walking Reported by Elderly People. Journal of Environmental Psychology, 2008, Vol. 28, pp. 353—361.
  4. Broach J. Where Do People Prefer to Walk? A Pedestrian Route Choice Model Developed from GPS Data [Electronic resource]. URL: http://activelivingresearch. org/where-do-people-prefer-walk-pedestrian-route-choice-model-developed-gps-data (Accessed 21. 8. 2015).
  5. Creswell J.W., Hanson W.E., Plano V.L.C., & Morales A. Qualitative research designs: selection and implementation. Counselling Psychology, 2007. Vol. 35, pp. 236—264.
  6. Dahlstedt S. The SARTRE-tables. Opinions about Traffic and Traffic Safety of Some European Drivers. (VTI Report No. 403/403A). Linkoping, Sweden: VTI, 1994.
  7. Diaz E.M. Theory of planned behavior and pedestrians’ intentions to violate traffic regulations. Transportation Research Part F, 2002. Vol. 5, pp.169—175.
  8. Fitzpatrick K., Turner S.M., Brewer M., Carlson P.J., Ullman B., Trout N.D., ... Lord D. Improving Pedestrian Safety at Unsignalized Crossings: Appendices B to O (No. NCHRP Project 3-71). [Electronic resource]. 2006. URL: https://nacto.org/wp-content/uploads/2010/08/NCHRP-562-Improving-Pedestrian-Safety-at-Unsignalized- Crossings.pdf (Accessed 21. 8. 2015).
  9. Gårder P. E. The impact of speed and other variables on pedestrian safety in Maine. Accident Analysis & Prevention, 2004. Vol. 36, pp. 533—542.
  10. Griffiths J.D., Hunt J.G., Marlow M. Delays at pedestrian crossings. 1. Site Observations and the Interpretation of Data. Traffic Engineering & Control, 1984. Vol. 25, pp. 365—371.
  11. Gunnarsson O. Strategies for Creating a Pedestrian-friendly City. Outline to a final report, COST C6 Town and Infrastructure Planning for Safety and Urban Quality for Pedestrians. 2001.
  12. Hakamies-Blomqvist L. General problems of pedestrians and cyclists. WAL-CYNG Internal report I, No 3. 1997.
  13. Hamed M.M. Analysis of pedestrians’ behavior at pedestrian crossings. Safety Science, 2001. Vol. 38, pp. 63—82.
  14. Hydén C., Nilsson A., & Risser R. WALCYNG. How to enhance WALking and CYcliNG instead of shorter car trips and make these modes safer. [Electronic resource]. European Commission, Transport RTD programme, 4th framework. Project WALCYNG. 1998. URL: https://safety.fhwa.dot.gov/ped_bike/docs/walcyng.pdf. (Accessed 21. 8. 2015)
  15. Knoblauch R., Pietrucha M., & Nitzburg M. Field studies of pedestrian walking speed and start-up time. Transportation Research Record, 1996. Vol. 1538, pp. 27—38.
  16. Lally P., Van Jaarsveld C.H., Potts H.W., & Wardle J. How are habits formed: Modelling habit formation in the real world. European Journal of Social Psychology, 2010. Vol. 40, pp. 998—1009.
  17. Øvstedal L., Barham P., Jones S., & Øderud T. Indicators describing the accessibility of urban public transport. D2.2 Mediate project. 2010. [Electronic resource]. URL: http://www.transport-research.info/sites/default/files/project/documents/D2.2%20 Indicators%20for%20accessibility%20of%20urban%20public%20transport_0.pdf. (Accessed 21. 8. 2015)
  18. PROMISING. Measures for pedestrian safety and mobility problems. Final report of Workpackage 1 of the European research project PROMISING (Promotion of Measures for Vulnerable Road Users). Athens: National Technical University of Athens NTUA, 2001. 97 p.
  19. Ronis, D.L., Yates, J.F., Kirscht, J.P. Attitudes, decisions, and habits as determinants of repeated behavior. Attitude structure and function, 1989, pp. 213—239.
  20. Schneider R.J. Theory of routine mode choice decisions: An operational framework to increase sustainable transportation. Transport Policy, 2013. Vol. 25, pp. 128—137.
  21. Schroeder B., et al. Empirically-Based Performance Assessment & Simulation of Pedestrian Behavior at Unsignalized Crossings. Final report, STRIDE project. 2014. [Electronic resource]. URL: https://ntl.bts.gov/lib/55000/55300/55329/Schroeder_ STRIDE_2012-016S_Final_Report.pdf. (Accessed 21. 8. 2015)
  22. Steg L., de Groot J., Forward S., Kaufmann C., Risser R., Schmeidler K., Martincigh L., & Urbani L. Assessing Life Quality in Transport Planning and Urban Design. 2007. In: S. Marshall & D. Banister (Eds.), Land Use and Transport — European research towards integrated policies. Oxford: Elsevier, pp. 217—243.
  23. Steiner R., Cirder L., & Betancourt M. Safe Ways to School — The role in multimodal planning. Florida Department of Transportation Systems Planning Office. 2006. [Electronic resource]. URL: http://www.narc.org/uploads/File/Transportation/ Library/SafeWaystoSchool.pdf. (Accessed 21. 8. 2015).
  24. Thomas C. (Ed.). Shared Surface Street Design: Report of focus groups held in Holland. Hillfields: The Guide Dogs for the Blind Association. 2006. 44 p.
  25. Vlakveld W. Subjectieve verkeersveiligheid, wat is het en wat kunnen we ermee? Verkeerskunde, 2009. Vol. 60, pp. 50—53.
  26. Wilde G.J. The theory of risk homeostasis: implications for safety and health. Risk Analysis, 1982. Vol. 2, pp. 209—225.

Информация об авторах

Шуха Матуш, кандидат психологических наук, руководитель департамента психологии, Университет Палацкого, Оломоуц, Чехия, e-mail: matus.sucha@upol.cz

Метрики

Просмотров

Всего: 1316
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 676
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0