Социальная психология и общество
2018. Том 9. № 4. С. 33–46
doi:10.17759/sps.2018090404
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Динамика привычек пешеходов в условиях изменения пешеходных переходов
Аннотация
В настоящей статье представлены результаты исследования, в котором основное внимание уделено поведению пешеходов на перекрестках, роли сформированных привычек при выборе маршрута, а также изучению ощущения безопасности и комфорта пешеходами, их предпочтений и ожиданий. Данные собирались и анализировались с помощью интервью-собеседований на местах (пешеходных переходах) с пешеходами, наблюдений и видеозаписей с камер фиксации. Обнаружено, что группа «уязвимых пешеходов» (пожилые люди, женщины с колясками, дети и др.) выбирают специфические стратегии пересечения проезжей части: ждут, когда водитель уступит им дорогу, и не ищут возможности безопасного прохода между автомобилями; а также рассчитывают на понимание и стратегию сотрудничества со стороны водителей больше, чем другие группы пешеходов. Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что удаление разметок пешеходных переходов ухудшило ощущение безопасности и комфорта для пешеходов, в то время как их осведомленность об условиях перехода была улучшена. При этом основная часть пешеходов могут хорошо справляться с новой ситуацией (изменения разметки перехода или его перенесения на другую часть улицы) и пересекать дорогу без серьезных трудностей, но группа «уязвимых участников дорожного движения» испытывает трудности при пересечении проезжей части.
Общая информация
Ключевые слова: пешеходы, пешеходные переходы, уязвимые участники дорожного движения, поведение пешеходов, безопасность пешеходов
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2018090404
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства образования Чешской Республики, проект № FF-2018-019.
Для цитаты: Шуха М. Динамика привычек пешеходов в условиях изменения пешеходных переходов // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 4. С. 33–46. DOI: 10.17759/sps.2018090404
Литература
- Björklund G. Driver Interaction — Informal rules, Irritation and Aggressive Behaviour. Digital Comprehensive Summaries of Uppsala Dissertations from the Faculty of Social Sciences 8. Sweden: Uppsala Universitet, 2005. 44 p.
- Bjornskau T. Why are the safest norms, attitudes and types of behavior not typical for the safest drivers? Transport Reviews, 1996. Vol. 16, pp. 169—181.
- Borst H.C., Miedema H.M., de Vries S.I., Graham J.M.A., & van Dongen J.E.F. Relationships Between Street Characteristics and Perceived Attractiveness for Walking Reported by Elderly People. Journal of Environmental Psychology, 2008, Vol. 28, pp. 353—361.
- Broach J. Where Do People Prefer to Walk? A Pedestrian Route Choice Model Developed from GPS Data [Electronic resource]. URL: http://activelivingresearch. org/where-do-people-prefer-walk-pedestrian-route-choice-model-developed-gps-data (Accessed 21. 8. 2015).
- Creswell J.W., Hanson W.E., Plano V.L.C., & Morales A. Qualitative research designs: selection and implementation. Counselling Psychology, 2007. Vol. 35, pp. 236—264.
- Dahlstedt S. The SARTRE-tables. Opinions about Traffic and Traffic Safety of Some European Drivers. (VTI Report No. 403/403A). Linkoping, Sweden: VTI, 1994.
- Diaz E.M. Theory of planned behavior and pedestrians’ intentions to violate traffic regulations. Transportation Research Part F, 2002. Vol. 5, pp.169—175.
- Fitzpatrick K., Turner S.M., Brewer M., Carlson P.J., Ullman B., Trout N.D., ... Lord D. Improving Pedestrian Safety at Unsignalized Crossings: Appendices B to O (No. NCHRP Project 3-71). [Electronic resource]. 2006. URL: https://nacto.org/wp-content/uploads/2010/08/NCHRP-562-Improving-Pedestrian-Safety-at-Unsignalized- Crossings.pdf (Accessed 21. 8. 2015).
- Gårder P. E. The impact of speed and other variables on pedestrian safety in Maine. Accident Analysis & Prevention, 2004. Vol. 36, pp. 533—542.
- Griffiths J.D., Hunt J.G., Marlow M. Delays at pedestrian crossings. 1. Site Observations and the Interpretation of Data. Traffic Engineering & Control, 1984. Vol. 25, pp. 365—371.
- Gunnarsson O. Strategies for Creating a Pedestrian-friendly City. Outline to a final report, COST C6 Town and Infrastructure Planning for Safety and Urban Quality for Pedestrians. 2001.
- Hakamies-Blomqvist L. General problems of pedestrians and cyclists. WAL-CYNG Internal report I, No 3. 1997.
- Hamed M.M. Analysis of pedestrians’ behavior at pedestrian crossings. Safety Science, 2001. Vol. 38, pp. 63—82.
- Hydén C., Nilsson A., & Risser R. WALCYNG. How to enhance WALking and CYcliNG instead of shorter car trips and make these modes safer. [Electronic resource]. European Commission, Transport RTD programme, 4th framework. Project WALCYNG. 1998. URL: https://safety.fhwa.dot.gov/ped_bike/docs/walcyng.pdf. (Accessed 21. 8. 2015)
- Knoblauch R., Pietrucha M., & Nitzburg M. Field studies of pedestrian walking speed and start-up time. Transportation Research Record, 1996. Vol. 1538, pp. 27—38.
- Lally P., Van Jaarsveld C.H., Potts H.W., & Wardle J. How are habits formed: Modelling habit formation in the real world. European Journal of Social Psychology, 2010. Vol. 40, pp. 998—1009.
- Øvstedal L., Barham P., Jones S., & Øderud T. Indicators describing the accessibility of urban public transport. D2.2 Mediate project. 2010. [Electronic resource]. URL: http://www.transport-research.info/sites/default/files/project/documents/D2.2%20 Indicators%20for%20accessibility%20of%20urban%20public%20transport_0.pdf. (Accessed 21. 8. 2015)
- PROMISING. Measures for pedestrian safety and mobility problems. Final report of Workpackage 1 of the European research project PROMISING (Promotion of Measures for Vulnerable Road Users). Athens: National Technical University of Athens NTUA, 2001. 97 p.
- Ronis, D.L., Yates, J.F., Kirscht, J.P. Attitudes, decisions, and habits as determinants of repeated behavior. Attitude structure and function, 1989, pp. 213—239.
- Schneider R.J. Theory of routine mode choice decisions: An operational framework to increase sustainable transportation. Transport Policy, 2013. Vol. 25, pp. 128—137.
- Schroeder B., et al. Empirically-Based Performance Assessment & Simulation of Pedestrian Behavior at Unsignalized Crossings. Final report, STRIDE project. 2014. [Electronic resource]. URL: https://ntl.bts.gov/lib/55000/55300/55329/Schroeder_ STRIDE_2012-016S_Final_Report.pdf. (Accessed 21. 8. 2015)
- Steg L., de Groot J., Forward S., Kaufmann C., Risser R., Schmeidler K., Martincigh L., & Urbani L. Assessing Life Quality in Transport Planning and Urban Design. 2007. In: S. Marshall & D. Banister (Eds.), Land Use and Transport — European research towards integrated policies. Oxford: Elsevier, pp. 217—243.
- Steiner R., Cirder L., & Betancourt M. Safe Ways to School — The role in multimodal planning. Florida Department of Transportation Systems Planning Office. 2006. [Electronic resource]. URL: http://www.narc.org/uploads/File/Transportation/ Library/SafeWaystoSchool.pdf. (Accessed 21. 8. 2015).
- Thomas C. (Ed.). Shared Surface Street Design: Report of focus groups held in Holland. Hillfields: The Guide Dogs for the Blind Association. 2006. 44 p.
- Vlakveld W. Subjectieve verkeersveiligheid, wat is het en wat kunnen we ermee? Verkeerskunde, 2009. Vol. 60, pp. 50—53.
- Wilde G.J. The theory of risk homeostasis: implications for safety and health. Risk Analysis, 1982. Vol. 2, pp. 209—225.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1316
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 676
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0