Принцип ситуационизма в современной социальной психологии. Рецензия на книгу Т. Гиловича и Л. Росса «Наука мудрости». Москва: Индивидуум, 2019. 368 с.

587

Аннотация

Рецензируемая книга обобщает достижения социальной психологии за последние несколько десятилетий в области социального познания. Внимание авторов обращено к анализу ситуационных факторов, которые определяют ошибки социальной перцепции, формируют социальные стереотипы и предубеждения, а также влияют на выбор различных форм социального поведения.

Общая информация

Ключевые слова: социальное познание, ситуационное влияние, ошибки социальной перцепции, субъективная интерпретация реальности

Рубрика издания: Критика и библиография

Тип материала: рецензия

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2019100113

Для цитаты: Белинская Е.П. Принцип ситуационизма в современной социальной психологии. Рецензия на книгу Т. Гиловича и Л. Росса «Наука мудрости». Москва: Индивидуум, 2019. 368 с. // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 1. С. 202–205. DOI: 10.17759/sps.2019100113

Полный текст

Жанр новой книги известных американских социальных психологов — Томаса Гило- вича и Ли Росса «Наука мудрости»[1] не так уж просто определить [1]. Само название задает рамку популяризации, да и авторы, вроде бы, обращаются к широкому читателю: неслучайно ее подзаголовком является столь востребованное сегодня очередное утилитарное «как» — в данном случае «как обратить себе на пользу важнейшие открытия социальной психологии». Однако с самого начала чтения мягкая ирония создателей над любыми попытками простых объяснений и безусловных рекомендаций становится очевидной: воспользоваться предлагаемым знанием сможет лишь тот, кто готов к восприятию сложного и нередко парадоксального мира социального поведения современного человека. В обращении именно к потенциальной мудрости читателя (а не к его эффективности, продуктивности, запредельному личностному росту или столь же безграничной осознанности) — не свежий «маркетинговый» ход на рынке психологической литературы, но ценностная позиция авторов: с их точки зрения, лишь мудрый человек «способен выходить за рамки того, что сейчас известно» [1, с. 30]. Эта книга, очевидно, будет интересна специалистам — они найдут в ней четкую и емкую теоретико-методологическую позицию, отражающую принципы ситуационного подхода, который по праву венчает логику ког­нитивизма в социальной психологии. Она будет очень полезна тем, кто только начинает свой профессиональный путь, студентам и молодым исследователям, — Т. Гилович и Л. Росс сумели в небольшом объеме текста представить увлекательную панораму социально-психологических экспериментов последних десятилетий, подчеркивающих иллюзию человеческой объективности при восприятии социального мира, и, заметим, что их результаты изложены без лишнего академизма и одновременно сопровождаются необходимыми библиографическими ссылками. Психологи, работающие в тех или иных областях социальной практики — от образования до менеджмента, — обнаружат, что вечная проблема «соединения» теоретического знания и прикладных задач вполне решаема: значительная часть книги посвящена широкому кругу социальных проблем, в разработке которых убедительно использованы достижения социальной психологии (от поиска путей обретения повседневного счастья и способов преодоления конфликтных ситуаций до организованных воздействий в целях повышения школьной успеваемости и предотвращения климатических изменений). Но при этом любой, склонный к познанию себя и мира, читатель найдет в «Науке мудрости» ответы на одно из основных человеческих «почему» — «почему люди поступают так, как поступают, и почему нам всем непросто выйти за рамки ограниченного видения событий?» [1, с. 45]. Если коротко, то это книга об ограничениях процесса познания и о человеческом бессилии перед властью обстоятельств, и одновременно — о наших возможностях и силе жить, меняясь и изменяя мир. Она рассчитана «на образованного читателя и стимулирует к размышлениям, но специального психологического образования не требует» [1, с. 9], — как замечает в своем блестящем предисловии научный редактор книги В.С. Магун.

Будучи в целом посвящена психологии социального познания, работа Т. Гиловича и Л. Росса соединяет в себе две содержательные линии: достижения «обыденной социальной психологии», ориентированной на «понимание мыслей, чувств, предпочтений и поступков обычного человека» [1, с. 30], и актуальные исследования процесса принятия решений, предпринятые в рамках поведенческой экономики.

Первая часть книги («Столпы мудрости») состоит из пяти глав, отражающих соответственно пять центральных социально-психологических идей, в максимальной степени определяющих современное состояние этой области знания. В первой из них («Иллюзия объективности») речь идет о нашей необъективности в восприятии социального мира, — ведь согласно «принципу наивного реализма» мы не только предполагаем, что наше восприятие соответствует реальности, но и думаем, что воспринимаем мир точнее, чем остальные, а также о возможных причинах этого (история открытия Л. Россом «эффекта ложного консенсуса» не только подробно описана, но и развернуто проиллюстрирована современным экспериментальным материалом). Во второй главе («Сила обстоятельств») авторы сосредоточивают свое внимание на тех ситуационных факторах, нередко слабых и не всегда замечаемых, которые, тем не менее, оказывают сильное влияние на социальное поведение, заставляя нас мыслить предубежденно (заметим, что отдельный интерес в ней представляют отсылки к концепции Курта Левина и реинтерпретация известного эксперимента Ст. Милгрэма). Третья глава, посвященная закономерностям субъективной интерпретации реальности («Что как называется»), содержит многочисленные данные о роли языка и дискурсивного контекста в возникновении переживаний и, соответственно, определяющих выбор человеком тех или иных вариантов своего социального поведения. Анализ тесной взаимосвязи аффектов и действий, предпринятый в четвертой главе («Первичность поведения»), не только обращает читателя к современному прочтению проблемы эмоций в социальной психологии, но и заставляет вновь задуматься о трагических уроках ХХ столетия, в частности, об известном тезисе о «банальности зла». Авторы заканчивают эту главу надеждой, что «те, кто мудрее, осознают, что рационализация зла и бездействие перед лицом зла — не меньшая угроза человечеству, чем варварские намерения злоумышленников» [1, с. 178]. Последняя, пятая, глава первой части («Замочные скважины, линзы и фильтры») содержит результаты исследований и экспериментов, демонстрирующих те закономерности в обработке информации, которые могут приводить к тенденциозности суждений о социальных объектах и явлениях, причем значительная ее часть описывает, «как сделать замочную скважину шире» [1, с. 198] — т. е. относиться критически к транслируемой с помощью масс-медиа информации, искать альтернативные информационные источники, не доверять безоговорочно своей интуиции и т. п.

Вторая часть («Прикладная мудрость») представляет собой реализацию изложенных в первой части принципов современной социальной психологии в отношении поиска решений четырех, более чем не тривиальных, задач социальной практики: изучения основ человеческого благополучия («Наука счастья»), закономерностей преодоления конфликтов («Почему мы не можем просто ладить друг с другом»), повышения школьной неуспеваемости, особенно если речь идет о детях из социально-депривированных групп населения («Тяжелая проблема для Америки»), и человеческих возможностях противостоять изменению климата на планете («Еще более тяжелая проблема для всего мира»). Т. Гилович и Л. Росс убедительно показывают, что столь разные по содержанию практические задачи могут быть объединены в своих прикладных решениях опорой на общие теоретические позиции, а именно — на представления о важной роли ситуационных воздействий, пониманием субъективных искажений реальности и нашей фактической неспособности их заметить, знанием о взаимосвязи между человеческими убеждениями и поведением. Столь фундаментальный подход не мешает авторам одновременно отвечать на многие, вполне конкретные и интересующие каждого «почему». Почему приобретение впечатлений больше связано с ощущением счастья, чем приобретение вещей? Почему в ситуации конфликта мы ожидаем, что первым на компромисс пойдет оппонент? Почему девушки, которые учатся не хуже юношей, реже выбирают в качестве профессии математику? Почему мы в большей мере склонны к экологичному поведению, если знаем, что наши соседи уже ведут себя подобным образом? За столь разными феноменологическими вариантами социального поведения, с точки зрения авторов, стоит как минимум одна общая причина, а именно — существующая в нашей голове определенная «рамка социального сравнения», ведь «самые важные вещи в жизни человека связаны с другими людьми» [1, с. 28], и потому основная задача социальной психологии состоит в попытках конкретизации этой связи в разных обстоятельствах и ситуациях.

В заключение подчеркнем, что в этой постоянной обращенности к Другому, явно или неявно присутствующей в книге, состоит, на наш взгляд, не только естественный для социальных психологов фокус интерпретации, но и ценностная позиция авторов, для которых очевидно, что «наиболее важные достижения в психологии опираются не только на научный, но и на моральный фундамент» [1, с. 25], на определенный моральный императив, столь необходимый сегодня в мире, полном динамичной неопределенности.

 

 

[1] Ли Росс и Томас Гилович знакомы отечественному читателю по двум книгам: Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии (М.: Аспект Пресс, 1999) и Бельски Г., Гилович Т. Почему умные люди не умеют управлять своими деньгами — и как это исправить (М.: Альпина Паблишер, 2010).

[2] Оригинальное название книги — «The wisest one in the room».

Информация об авторах

Белинская Елена Павловна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3057-5273, e-mail: elena_belinskaya@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1493
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 587
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1