Тест эмоционального интеллекта — русскоязычная методика

6046

Аннотация

В статье в рамках модели эмоционального интеллекта как способности рассматриваются работы по адаптации методики MSCEIT v. 2.0 и разработке других методик, нивелирующие социально-культурные различия и специфичность стимулов при их применении на выборках, отличных от американской. Описана процедура разработки, стандартизации нового надежного психодиагностического русскоязычного инструментария, позволяющего измерить уровень развития эмоционального интеллекта. В процессе создания новой методики измерения эмоционального интеллекта ТЭИ были учтены недочеты, выявленные в процессе стандартизации русскоязычной версии MSCEIT v. 2.0, в большинстве своем связанные с культурной спецификой. В психометрической проверке ТЭИ приняли участие 1007 человек в возрасте от 20 до 72 лет (487 мужчин и 520 женщин, средний возраст — 35,9 лет). Отмечены особенности ТЭИ по сравнению с методикой- прототипом MSCEIT v. 2.0. Методика ТЭИ демонстрирует удовлетворительный уровень основных психометрических показателей надежности и валидности.

Общая информация

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, способность, психодиагностика, тест, апробация методики, валидность, надежность, стандартизация

Рубрика издания: Методический инструментарий

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2019100311

Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-013-00085 «Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности и психологическом благополучии человека»).

Для цитаты: Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Ветрова И.И., Никитина А.А. Тест эмоционального интеллекта — русскоязычная методика // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 3. С. 177–192. DOI: 10.17759/sps.2019100311

Литература

  1. Мэтьюс Дж., Люсин Д.В., Зайднер М., Робертс Р.Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал ВШЭ. 2004. Т. 1. № 4. С. 3—26.
  2. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Русскоязычная адаптация теста Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT V2.0). М.: Смысл, 2017. 140 с.
  3. Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Ветрова И.И., Киселева Т.С. Создание и психометрическая проверка методики измерения эмоционального интеллекта (ТЭИ) // Казанский педагогический журнал. 2017. № 3. С. 114—117.
  4. Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Ветрова И.И., Киселева Т.С. Факторная и структурная валидность методики ТЭИ (тест эмоционального интеллекта) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 3. С. 33—36.
  5. Шаховский В.И. Что такое лингвистика эмоций // Мир лингвистики и коммуникации. 2008. № 3 (12). С. 22—30.
  6. Шаховский В.И. Эмоциональные культурные концепты: параллели и контрасты // Языковая личность: культурные аспекты: Сб. науч. тр. / Под науч. ред. В.И. Карасик. Волгоград: Волг. гос. пед. ун-т, 1996. С. 80—96.
  7. Blum D., Holling H. Spearman’s law of diminishing returns. A meta-analysis // Intelligence. 2017. Vol. 65. P. 60—66. https://doi.org/10.1016/j.intell.2017.07.004
  8. Curci A., Lanciano T., Soleti E., Salovey P., Zammuner V.L. Construct validity of the Italian version of the Mayer—Salovey—Caruso Emotional Intelligence Test (MSCEIT) v2.0. // Journal of Personality Assessment. 2013. Vol. 95. P. 486—494.
  9. Jordan P.J., Lawrence S.A., Emotional intelligence in teams: development and initial validation of the workgroup emotional intelligence profile — short version (WEIP-S) // Journal of Management & Organization. 2009. Vol. 15. P. 452—469. doi:10.1017/ S1833367200002546
  10. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Mayer—Salovey—Caruso Emotional Intelligence Test (MSCEIT) user’s manual. Canada, Toronto: MHS Publishers, 2002. Р. 131.
  11. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. The Ability Model of Emotional Intelligence: Principles and Updates // Emotion Review. 2016. Vol. 8 (4). P. 290—300. doi:10.1177/1754073916639667
  12. Plutchik R. A general psychoevolutionary theory of emotion // Emotion: Theory, research, and experience Vol. 1. / In Plutchik R., Kellerman H. (eds.). New York: Academic, 1980. Р. 3—33.
  13. Wong C.-S., Law K.S. The effects of leader and follower emotional intelligence on performance and attitude: an exploratory study // The Leadership Quarterly. 2002. Vol. 13 (3). P. 243—274. doi:10.1016/S1048-9843(02)00099-1

Информация об авторах

Сергиенко Елена Алексеевна, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях, Институт психологии Российской Академии Наук (ФГУН ИП РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4068-9116, e-mail: elenas13@mail.ru

Хлевная Елена Анатольевна, доктор экономических наук, доцент, преподаватель, Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (МИРБИС), кандидат психологических наук, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0975-6686, e-mail: elankha@yandex.ru

Ветрова Ирина Игоревна, кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии субъекта в нормальных и посттравматических состояниях, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ ПИ РАО), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6406-5733, e-mail: stranavetra@gmail.com

Никитина Александра Александровна, методист-психолог, Международный центр «Креативные технологии консалтинга», Москва, Россия, e-mail: nikitina@mc-ktk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3195
В прошлом месяце: 84
В текущем месяце: 49

Скачиваний

Всего: 6046
В прошлом месяце: 60
В текущем месяце: 37