Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 107Рубрики 53Авторы 8884Новости 1775Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

18 место — направление «Психология»

1,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,245 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: https://doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Взаимосвязь между частотой использования электронных гаджетов, включенностью в игровое взаимодействие и креативностью у дошкольников 185

Красило Т.А.
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии развития, факультет социальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4801-1791
e-mail: t-krassilo@rambler.ru

Аннотация

Цель исследования. Изучение взаимосвязи между частотой использования электронных гаджетов, уровнем включенности во взаимодействие в игре и креативностью у дошкольников, а также выявление гендерной специфики в выраженности изучаемых феноменов. Контекст и актуальность исследования. В связи с активным включением в жизнь современного человека технических средств и цифровых технологий существенно изменились социокультурная ситуация развития ребенка и процесс его социализации. Это, безусловно, приводит к изменениям в психическом и личностном развитии детей, поэтому очень важным является изучение психологических особенностей современного ребенка и их связи с новыми характеристиками ситуации развития. Дизайн исследования. В работе изучались уровень креативности дошкольников, частота использования ими электронных гаджетов и уровень их включенности в игровое взаимодействие. Наличие взаимосвязи между данными параметрами устанавливалось через подсчет коэффициента корреляции Пирсона. Выборка. 48 детей в возрасте 6—7 лет: 24 мальчика и 24 девочки, а также их родители (48 человек). Методы. Методика «Карта наблюдения за свободной ролевой игрой» — модификация методики «Нормативные карты развития» (авторы: Н.А. Короткова и П.Г. Нежнов); авторская анкета для родителей «Взаимодействие детей с электронными гаджетами»; тест креативности Э.П. Торренса. Результаты. Установлена обратная взаимосвязь между частотой использования электронных гаджетов и уровнем включенности в игровое взаимодействие у дошкольников. Выявлена прямая взаимосвязь между уровнем креативности ребенка и его уровнем включенности во взаимодействие в игре. Описана гендерная специфика в выраженности изучаемых феноменов. Выводы. Между частотой использования гаджетов, включенностью во взаимодействие в игре и креативностью у дошкольников имеется взаимосвязь. Существует гендерная специфика в проявлении изучаемых феноменов.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Работа выполнена при финансовой поддержке Московского психолого-педагогического университета (проект «Специфика развития умственных способностей детей в эпоху цифровой социализации»).

Литература

 

  1. Денисенкова Н.С., Красило Т.А. Развитие дошкольников в эпоху цифровой социализации // Современное дошкольное образование. 2019. № 6. С. 22—29.
  2. Захарова Е.И. Условия становления негативного отношения современных женщин к материнской роли // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 1. С. 44—49. doi:10.17759/chp.2015110106
  3. Красило Т.А. К проблеме критериев творческой деятельности // Актуальные проблемы психологического знания. 2010. № 3. С. 3—13.
  4. Красило Т.А. Социально-психологические аспекты развития творческих способностей человека в процессе образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 2. С. 265—276. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n2/61380.shtml (дата обращения: 08.05.2019).
  5. Нормативные карты развития, разработанные Н.А. Коротковой и П.Г. Нежновым [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/60951067-Normativnye-karty-razvitiya-razrabotannye-n-a-korotkovoy-i-p-g-nezhnovym.html (дата обращения: 04.02.2020).
  6. Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 5—10. doi:10.17759/ jmfp.2016050201
  7. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 3. С. 1—11. doi:10.17759/psyedu.2015070301
  8. Смирнова Е.О. Современная детская субкультура // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 4. С. 25—35. doi:10.17759/cpp.2015230403
  9. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 91—103.
  10. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 15—23.
  11. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 71—80. doi:10.17759/sps.2018090308.
  12. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд развития интернет, 2013. 144 с.
  13. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 375 с.
  14. Социальная психология развития: учебник для бакалавриата и магистратуры / Под ред. Н.Н. Толстых. М.: Юрайт, 2014. 603 с.
  15. Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления [Электронный ресурс]. URL: https://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogo-myshleniya (дата обращения: 04.02.2020).
  16. Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 4. С. 7—24. doi:10.17759/cpp.2015230402
  17. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Культурно-историческая психология. 2010. № 2. С. 98—104.
  18. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

 

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика