Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9266Новости 1834Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 18 место — направление «Психология» 0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 1,245 — двухлетний импакт-фактор ![]() Социальная психология и общество Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2221-1527 ISSN (online): 2311-7052 DOI: https://doi.org/10.17759/sps Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2010 года Периодичность: 4 номера в год Язык журнала: русский Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Социальная психология и общество Моральные основания и намерение участвовать в голосовании на выборах президента России 126Сычев О.А. Протасова И.Н. Власов М.С. АннотацияЦель исследования. Изучение связи моральных оснований с намерением участвовать в голосовании на выборах президента России. Контекст и актуальность исследования. Голосование на выборах имеет большое значение для обеспечения консенсуса в обществе, однако значительная доля избирателей не принимает в нем участия, что может быть вызвано, наряду с другими факторами, индивидуально-психологическими особенностями. В связи с появлением теории моральных оснований в мире растет интерес к моральным факторам политических предпочтений и электоральной активности. Тем не менее связь особенностей моральной сферы личности с электоральным поведением, а также возможные медиаторы такой связи остаются недостаточно изученными. Дизайн исследования. Использовался корреляционный дизайн с последующим структурным линейным моделированием связей. Опрос проводился в 2018 г. за 2—6 недель до выборов президента Российской Федерации. Выборка. 126 студентов заочного отделения (80% женщин) в возрасте от 18 до 50 лет. Методы. Опросник моральных оснований Дж. Грэхема и др., разработанный для этого исследования опросник вовлеченности в политику, а также анкета с вопросами о намерении голосовать и социально-демографических характеристиках респондентов. Результаты. Структурное линейное моделирование подтвердило связь сплачивающих моральных оснований с интересом к политике, предсказывающим, в свою очередь, намерение голосовать. Также подтвердилась выявленная в прошлых исследованиях тенденция к снижению готовности голосовать у более молодых респондентов. С помощью путевого анализа показано, что связь возраста с готовностью к участию в голосовании опосредована усиливающимися с возрастом сплачивающими моральными основаниями и интересом к политике. Основные выводы. Намерение голосовать на выборах зависит от вовлеченности в политику, связанной с выраженностью сплачивающих моральных оснований. Ключевые слова: моральные основания, абсентеизм, намерение голосовать на выборах, вовлеченность в политику, возраст Рубрика: Эмпирические исследования Тип: научная статья Финансирование
Статья подготовлена при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-013-00119 «Ценностные и моральные основы социального мировоззрения молодежи». Литература
1. Агадуллина Е.Р., Ловаков А.В. Протестное поведение: индивидуальные и групповые факторы // Современная зарубежная психология. 2013. Т. 2. № 2. Алексеев Р.А., Абрамов А.В. Электоральный абсентеизм в России и способы его преодоления (на материалах президентских выборов 2000-2012 гг.) [Электронный ресурс] // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2016. № 3. Гудина Ю.В. Активность российских избирателей: теоретические модели и практика // Полис. Политические Исследования. 2003. № 4. Дашкевич Г.В. Электоральная пассивность российской молодежи: ключевые причины и социальные последствия // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 5. Сычев О.А., Беспалов А.М., Прудникова М.М., Власов М.С. Особенности моральных оснований у монгольских, немецких и российских подростков // Культурно- историческая психология. 2016. Т. 12. № 6. Сычев О.А., Протасова И.Н., Белоусов К.И. Диагностика моральных оснований: апробация русскоязычной версии опросника MFQ // Российский психологический журнал. 2018. Т. 15. № 7. Татарко А.Н. Взаимосвязь базовых человеческих ценностей и электорального поведения // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 8. Buchanan P.J. 1992 Republican National Convention Speech [Электронный ресурс]. URL: http://buchanan.org/blog/1992-republican-national-convention-speech-148 (дата обращения: 03.04.2017). 9. Franks A.S., Scherr K.C. Using Moral Foundations to Predict Voting Behavior: Regression Models from the 2012 10. Graham J., Haidt J., Koleva S., Motyl M., Iyer R., Wojcik S., Ditto P.H. Moral foundations theory: The pragmatic validity of moral pluralism // Advances in experimental social psychology. 2013. Vol. 47. P. 55—130. DOI:10.1016/B978-0-12-407236-7.00002-4 11. Graham J., Haidt J., Nosek B.A. Liberals and conservatives rely on different sets of moral foundations // Journal of Personality and Social Psychology. 2009. Vol. 96 (5). P. 1029—1046. DOI:10.1037/a0015141 12. Graham J., Nosek B.A., Haidt J., Iyer R., Koleva S., Ditto P.H. Mapping the Moral Domain // Journal of Personality and Social Psychology. 2011. Vol. 101. P. 366—385. DOI:10.1037/a0021847 13. Hunter J.D. Culture wars: The struggle to define 14. Johnson K.M., Iyer R., Wojcik S.P., Vaisey S., Miles A., Chu V., Graham J. Ideology-specific patterns of moral indifference predict intentions not to vote // Analyses of Social Issues and Public Policy. 2014. Vol. 14 (1). P. 61—77. 15. Koleva S.P., Graham J., Iyer R., Ditto P.H., Haidt J. Tracing the threads: How five moral concerns (especially Purity) help explain culture war attitudes // Journal of Research in Personality. 2012. Vol. 46 (2). P. 184—194. DOI:10.1016/j.jrp.2012.01.006 16. Lijphart A. Unequal Participation: Democracy’s Unresolved Dilemma Presidential Address, American Political Science Association, 1996 // American Political Science Review. 1997. Vol. 91 (1). P. 1—14. DOI:10.2307/2952255 17. Low M., Wui M.G.L. Moral Foundations and Attitudes Towards the Poor // Current Psychology. 2016. Vol. 35 (4). P. 650—656. DOI:10.1007/s12144-015-9333-y 18. Milesi P. Moral Foundations and Voting Intention in 19. Niemi R.G., Weisberg H.F., Kimball D.C. Controversies in voting behavior. CQ Press Washington, DC, 2001. 398 p. 20. Sarieva I.R. How to Measure Perceived Political Efficacy? A Three-component Scale // Psychology. Journal of the Higher 21. Solt F. Economic inequality and democratic political engagement // American Journal of Political Science. 2008. Vol. 52 (1). P. 48—60. Статьи по теме
Психологическая диагностика, Психология личности | Жаркова О.Г., Барболина С.А., Афонина Н.М., Волкова В.Н. Социальная психология | Воронцова Т.А. Влияние целостного оформления внешнего облика на воспринимаемый возраст женщин Протасова И.Н., Сычев О.А., Аношкин И.В. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|