Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 128Рубрики 53Авторы 9857Новости 1929Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Социальная психология и общество - №3 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

18 место — направление «Психология»

0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,245 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: https://doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Чем гордится и чего стыдится молодежь в России? Роль базовых индивидуальных ценностей 204

|

Неврюев А.Н.
старший преподаватель Департамента психологии и развития человеческого капитала Факультета социальных наук и массовых коммуникаций, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8640-9717
e-mail: ANNevryuev@fa.ru

Сычев О.А.
кандидат психологических наук, научный сотрудник Управления научно-исследовательской деятельности, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина" (ФГБОУ ВО АГГПУ), Бийск, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0373-6916
e-mail: osn1@mail.ru

Сариева И.Р.
старший преподаватель Департамента психологии Факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9223-2180
e-mail: iren.sarieva@gmail.com

Аннотация

Цель. Анализ взаимосвязи причин для гордости и стыда за страну у молодежи с разными ценностными ориентациями. Контекст и актуальность. В последнее десятилетие наметился некоторый тренд на несогласие в обществе по ключевым вопросам культурной и политической повестки. Как правило, его связывают с ценностными различиями между поколениями, но не рассматривают различия в самих ценностях у одного поколения. В данной работе будет проанализировано, что вызывает чувства гордости и стыда и как это связано с ценностями одной из возрастных категорий — молодежи. Дизайн исследования. Данные, полученные в результате опроса, были проанализированы с помощью факторного и корреляционного анализа, а также многомерного шкалирования. Представлена структура причин для гордости и стыда у российской молодежи, а также взаимосвязь полученных факторов с различными ценностями. Участники. Выборку составили 402 российских студента в возрасте от 17 до 25 лет (M=18,6; SD=1), из них 31% мужчин. Методы (инструменты). Русскоязычная сокращенная версия опросника Ш. Шварца и модифицированные утверждения о гордости и стыде из исследований Левада-Центра ( С 05.09.2016 Левада-Центр включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента). Результаты. Было установлено, что причины для гордости формируют 4 фактора, а причины для стыда — 5. Полученные факторы по-разному связаны с тремя ценностями: сохранения, открытости изменениям и самопреодоления. Структура факторов и взаимосвязь с ценностями подробно рассмотрены в статье. Основные выводы. Ценности сохранения, открытости изменениям и самопреодоления связаны с тем, какие факторы причин для гордости и стыда значимы для молодых людей.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Голубева А. Социал-демократ, не верит властям, аполитичен. «Левада-центр» составил портрет российской молодежи [Электронный ресурс] // BBC. URL: https://www.bbc.com/ russian/features-52479627 (дата обращения: 3.07.2021).
  2. Гордость и стыд [Электронный ресурс] // Левада-Центр. URL: https://www.levada. ru/2017/03/01/gordost-i-styd/ (дата обращения: 3.07.2021).
  3. Европейское социальное исследование в России [Электронный ресурс]. URL: http:// www.ess-ru.ru/ (дата обращения: 24.10.2020).
  4. Колесников А. Общество после протестов. Несет ли смена поколений модернизацию России [Электронный ресурс] // Московский Центр Карнеги. URL: https://carnegie.ru/ commentary/84142 (дата обращения: 3.07.2021).
  5. Лимонов Л.Э., Несена М.В. Диспаритет «больших» и «малых» городов России: сравнительный анализ показателей экономического развития и данных социальных обследований // Журнал Новой экономической ассоциации. 2019. № 4(4). С. 163— 188.
  6. Одобрение институтов власти [Электронный ресурс] // Левада-Центр. URL: https:// www.levada.ru/2020/10/29/odobrenie-institutov-vlasti-27/ (дата обращения: 3.07.2021).
  7. Пипия К. Национальная идентичность и гордость [Электронный ресурс] // Левада- Центр. URL: https://www.levada.ru/2019/01/17/natsionalnaya-identichnost-i-gordost/ (дата обращения: 29.10.2020).
  8. Радаев В.В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 15—33. DOI:10.7868/S0132162518030029
  9. Радаев В.В. Городские и сельские миллениалы: неоднородность нового поколения // Вопросы экономики. 2019. № 7. С. 5—28. DOI:10.32609/0042-8736-2019-7-5-28
  10. Радаев В.В. Раскол поколения миллениалов: историческое и эмпирическое обоснование (Первая часть) // Социологический журнал. 2020. Т. 26. № 3. С. 30—63. DOI:10.19181/ socjour.2020.26.3.7395
  11. Радаев В.В. Раскол поколения миллениалов: историческое и эмпирическое обоснование. (Окончание) // Социологический журнал. 2020. Т. 26. № 4. С. 31—60. DOI:10.19181/ socjour.2020.26.4.7641
  12. Руднев М.Г. Базовые ценности населения: сравнение россиян с жителями других европейских стран. Дисс. … канд. социол. наук [Электронный ресурс]. URL: http://142.93.136.188/wp-content/uploads/2018/01/d0b4d0b8d181d181d0b5d180d182d0b0d1 86d0b8d18fd180d183d0b4d0bdd0b5d0b2-2n.pdf (дата обращения: 3.07.2021).
  13. Рязанцев И.П., Подлесная М.А., Богдан И.В. Универсализм ценностей студенческой молодежи и развитие российского общества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 1. C. 97—109. DOI:10.22363/2313-2272-2021-21-1-97-109
  14. Структура и воспроизводство памяти о Советском Союзе в российском общественном мнении [Электронный ресурс] // Левада-Центр. URL: https://www.levada.ru/cp/wp-content/ uploads/2020/03/Pamyat-o-Sovetskom-Soyuze.pdf (дата обращения: 3.07.2021).
  15. Сычев О.А., Белоусов К.И., Протасова И.Н. Ценностные и моральные основы социально- политических взглядов молодежи // Сибирский психологический журнал. 2019. № 73. С. 60— 77. DOI:10.17223/17267080/73/4
  16. Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России [Электронный ресурс] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. С. 43—70. URL: https://psy-journal.hse.ru/ data/2013/10/30/1283379255/Schwartz_et_al_9-02pp43-70.pdf (дата обращения: 3.07.2021).
  17. Эмиграционные настроения [Электронный ресурс] // Левада-Центр. URL: https://www. levada.ru/2019/11/26/emigratsionnye-nastroeniya-4/ (дата обращения: 3.07.2021).
  18. Dekker H., Malová D., Hoogendoorn S. Nationalism and Its Explanations // Political Psychology. 2003. Vol. 24(2). P. 345—376.
  19. Ghitza Y., Gelman А. The Great Society, Reagan’s Revolution, and Generations of Presidential Voting [Электронный ресурс]. URL: http://www.stat.columbia.edu/~gelman/research/ unpublished/cohort_voting_20140605.pdf (дата обращения: 3.07.2021).
  20. Jasper J.M. The Emotions of Protest: Affective and Reactive Emotions In and Around Social Movements // Sociological Forum. 1998. Vol. 13. P. 397—424. DOI:10.1023/A:1022175308081
  21. Jennings M.K., Niemi R.G. Generations and Politics: A Panel Study of Young Adults and Their Parents. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1981. P. 447.
  22. Salice A., Montes Sánchez A. Pride, Shame, and Group Identification // Frontiers in Psychology. 2016. Vol. 7. P. 557. DOI:10.3389/fpsyg.2016.00557
  23. Scheff T. Shame and the Social Bond: A Sociological Theory // Sociological Theory. 2000. Vol. 8(1). P. 84—99.
  24. Shepherd L., Spears R., Manstead A. ‘This will bring shame on our nation’: The role of anticipated group-based emotions on collective action // Journal of Experimental Social Psychology. 2013. Vol. 49(1). P. 42—57. DOI:10.1016/j.jesp.2012.07.011
  25. Schuman H., Corning А. Generational Memory and the Critical Period: Evidence for National and World Events // Public Opinion Quarterly. 2012. Vol. 76(1). P. 1—31.
  26. Schwartz S.H. A Proposal for Measuring Value Orientations across Nations. Chapter 7 [Электронный ресурс] // The Questionnaire Development Package of the European Social Survey. 2003. P. 259—319. URL: https://www.europeansocialsurvey.org/docs/methodology/core_ess_ questionnaire/ESS_core_questionnaire_human_values.pdf (дата обращения: 3.07.2021).
  27. Schwartz S.H. An Overview of the Schwartz Theory of Basic Values. Online Readings // Psychology and Culture. 2012. Vol. 2(1). DOI:10.9707/2307-0919.1116
  28. Sullivan G.B. Collective pride, happiness, and celebratory emotions: Aggregative, network, and cultural models // Collective emotions: Perspectives from psychology, philosophy, and sociology. Oxford University Press, 2014. P. 266—280. DOI:10.1093/acprof: oso/9780199659180.003.0018

 

 
Баннер проекта по Консультированию родителей
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика