Неврюев А.Н. старший преподаватель Департамента психологии и развития человеческого капитала Факультета социальных наук и массовых коммуникаций, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8640-9717 e-mail: ANNevryuev@fa.ru
Сычев О.А. кандидат психологических наук, научный сотрудник Управления научно-исследовательской деятельности, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина" (ФГБОУ ВО АГГПУ), Бийск, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0373-6916 e-mail: osn1@mail.ru
Сариева И.Р. старший преподаватель Департамента психологии Факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9223-2180 e-mail: iren.sarieva@gmail.com
Цель. Анализ взаимосвязи причин для гордости и стыда за страну у молодежи с разными ценностными ориентациями.
Контекст и актуальность. В последнее десятилетие наметился некоторый тренд на несогласие в обществе по ключевым вопросам культурной и политической повестки. Как правило, его связывают с ценностными различиями между поколениями, но не рассматривают различия в самих ценностях у одного поколения. В данной работе будет проанализировано, что вызывает чувства гордости и стыда и как это связано с ценностями одной из возрастных категорий — молодежи.
Дизайн исследования. Данные, полученные в результате опроса, были проанализированы с помощью факторного и корреляционного анализа, а также многомерного шкалирования. Представлена структура причин для гордости и стыда у российской молодежи, а также взаимосвязь полученных факторов с различными ценностями.
Участники. Выборку составили 402 российских студента в возрасте от 17 до 25 лет (M=18,6; SD=1), из них 31% мужчин.
Методы (инструменты). Русскоязычная сокращенная версия опросника Ш. Шварца и модифицированные утверждения о гордости и стыде из исследований Левада-Центра ( С 05.09.2016 Левада-Центр включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента).
Результаты. Было установлено, что причины для гордости формируют 4 фактора, а причины для стыда — 5. Полученные факторы по-разному связаны с тремя ценностями: сохранения, открытости изменениям и самопреодоления. Структура факторов и взаимосвязь с ценностями подробно рассмотрены в статье.
Основные выводы. Ценности сохранения, открытости изменениям и самопреодоления связаны с тем, какие факторы причин для гордости и стыда значимы для молодых людей.
Голубева А. Социал-демократ, не верит властям,
аполитичен. «Левада-центр» составил портрет российской молодежи [Электронный
ресурс] // BBC. URL: https://www.bbc.com/ russian/features-52479627 (дата
обращения: 3.07.2021).
Европейское социальное исследование в России [Электронный
ресурс]. URL: http:// www.ess-ru.ru/ (дата обращения: 24.10.2020).
Колесников А. Общество после протестов. Несет ли
смена поколений модернизацию России [Электронный ресурс] // Московский Центр
Карнеги. URL: https://carnegie.ru/ commentary/84142 (дата обращения:
3.07.2021).
Лимонов Л.Э., Несена М.В. Диспаритет «больших» и
«малых» городов России: сравнительный анализ показателей экономического
развития и данных социальных обследований // Журнал Новой экономической
ассоциации. 2019. № 4(4). С. 163— 188.
Пипия К. Национальная идентичность и гордость
[Электронный ресурс] // Левада- Центр. URL:
https://www.levada.ru/2019/01/17/natsionalnaya-identichnost-i-gordost/ (дата
обращения: 29.10.2020).
Радаев В.В. Миллениалы на фоне предшествующих
поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2018. № 3. С.
15—33. DOI:10.7868/S0132162518030029
Радаев В.В. Городские и сельские миллениалы:
неоднородность нового поколения // Вопросы экономики. 2019. № 7. С. 5—28.
DOI:10.32609/0042-8736-2019-7-5-28
Радаев В.В. Раскол поколения миллениалов:
историческое и эмпирическое обоснование (Первая часть) // Социологический
журнал. 2020. Т. 26. № 3. С. 30—63. DOI:10.19181/ socjour.2020.26.3.7395
Радаев В.В. Раскол поколения миллениалов:
историческое и эмпирическое обоснование. (Окончание) // Социологический журнал.
2020. Т. 26. № 4. С. 31—60. DOI:10.19181/ socjour.2020.26.4.7641
Руднев М.Г. Базовые ценности населения: сравнение
россиян с жителями других европейских стран. Дисс. … канд. социол. наук
[Электронный ресурс]. URL:
http://142.93.136.188/wp-content/uploads/2018/01/d0b4d0b8d181d181d0b5d180d182d0b0d1
86d0b8d18fd180d183d0b4d0bdd0b5d0b2-2n.pdf (дата обращения: 3.07.2021).
Рязанцев И.П., Подлесная М.А., Богдан И.В.
Универсализм ценностей студенческой молодежи и развитие российского общества //
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т.
21. № 1. C. 97—109. DOI:10.22363/2313-2272-2021-21-1-97-109
Структура и воспроизводство памяти о Советском Союзе в
российском общественном мнении [Электронный ресурс] // Левада-Центр. URL:
https://www.levada.ru/cp/wp-content/
uploads/2020/03/Pamyat-o-Sovetskom-Soyuze.pdf (дата обращения:
3.07.2021).
Сычев О.А., Белоусов К.И., Протасова И.Н.
Ценностные и моральные основы социально- политических взглядов молодежи //
Сибирский психологический журнал. 2019. № 73. С. 60— 77.
DOI:10.17223/17267080/73/4
Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С.
Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России
[Электронный ресурс] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9.
№ 1. С. 43—70. URL: https://psy-journal.hse.ru/
data/2013/10/30/1283379255/Schwartz_et_al_9-02pp43-70.pdf (дата обращения:
3.07.2021).
Dekker H., MalováD., Hoogendoorn S.
Nationalism and Its Explanations // Political Psychology. 2003. Vol. 24(2). P.
345—376.
Ghitza Y., GelmanА. The Great
Society, Reagan’s Revolution, and Generations of Presidential Voting
[Электронный ресурс]. URL: http://www.stat.columbia.edu/~gelman/research/
unpublished/cohort_voting_20140605.pdf (дата обращения: 3.07.2021).
Jasper J.M. The Emotions of Protest: Affective and
Reactive Emotions In and Around Social Movements // Sociological Forum. 1998.
Vol. 13. P. 397—424. DOI:10.1023/A:1022175308081
Jennings M.K., Niemi R.G. Generations and Politics:
A Panel Study of Young Adults and Their Parents. Princeton, NJ: Princeton
University Press, 1981. P. 447.
Salice A., Montes Sánchez A. Pride,
Shame, and Group Identification // Frontiers in Psychology. 2016. Vol. 7. P.
557. DOI:10.3389/fpsyg.2016.00557
Scheff T. Shame and the Social Bond: A Sociological
Theory // Sociological Theory. 2000. Vol. 8(1). P. 84—99.
Shepherd L., Spears R., Manstead A. ‘This will
bring shame on our nation’: The role of anticipated group-based emotions on
collective action // Journal of Experimental Social Psychology. 2013. Vol.
49(1). P. 42—57. DOI:10.1016/j.jesp.2012.07.011
Schuman H., CorningА. Generational
Memory and the Critical Period: Evidence for National and World Events //
Public Opinion Quarterly. 2012. Vol. 76(1). P. 1—31.
Schwartz S.H. A Proposal for Measuring Value
Orientations across Nations. Chapter 7 [Электронный ресурс] // The
Questionnaire Development Package of the European Social Survey. 2003. P.
259—319. URL: https://www.europeansocialsurvey.org/docs/methodology/core_ess_
questionnaire/ESS_core_questionnaire_human_values.pdf (дата обращения:
3.07.2021).
Schwartz S.H. An Overview of the Schwartz Theory of
Basic Values. Online Readings // Psychology and Culture. 2012. Vol. 2(1).
DOI:10.9707/2307-0919.1116
Sullivan G.B. Collective pride, happiness, and
celebratory emotions: Aggregative, network, and cultural models // Collective
emotions: Perspectives from psychology, philosophy, and sociology. Oxford
University Press, 2014. P. 266—280. DOI:10.1093/acprof:
oso/9780199659180.003.0018