«Психологическая Азбука. Начальная школа» (первый год обучения). (Продолжение).

1886

Аннотация

Продолжение. Начало развивающей программы — в «Вестнике практической психологии образования» № 1—4 за 2005 год.

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. «Психологическая Азбука. Начальная школа» (первый год обучения). (Продолжение). [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 1. С. 56–65. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n1/29009 (дата обращения: 22.12.2024)

Полный текст

Копилка мастерства
Т.А. Аржакаева, И.В. Вачков, А.Х. Попова
«Психологическая Азбука.
йт Начальная школа»
(первый год обучения)
Продолжение. Начало развивающей программы — в «Вестнике практической психологии образования» №№1—4 за 2005 год.
 
Занятие 21:
Разные люди — разные характеры
Задачи:
— знакомство детей с предметным содержанием понятия «характер», с чертами характера;
развитие умения описывать черты характера;
развитие произвольности поведения;
— обогащение запаса слов, используемых для обозначения черт характера.
Материалы: Психологические альбомы, цветные карандаши, таблица-памятка «Черты характера» (см. Приложение 1), «Перечень сказочных героев» (см. Приложение 2), запись динамичной музыки и релаксационной музыки, типа «Китаро», отличительный значок (например разрезанные открытки).
 
Ход занятия
 
Организационный момент
 
Дети становятся в круг.
Упражнение «Коллективный счет»
Психолог: «Это упражнение потребует от каждого умения чувствовать друг друга, угадывать его намерения. Все стоящие в кругу сейчас опустят глаза к полу. Ваша задача — называть числа от одного до десяти. При этом нужно выполнять следующие правила: первое — называет число один игрок и никто не знает, кто назовет следующее число; второе — нельзя одному и тому же игроку называть два числа подряд; третье — если нужное число будет названо двумя или более игроками, то следует начинать счет снова с единицы. Договариваться друг с другом нельзя. Постарайтесь уловить настрой других игроков, чтобы понять, нужно ли в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число».
Психолог на примере показывает, как действуют правила, по ходу упражнения следит за их соблюдением, подбадривает игроков. После 3—4 неудачных попыток добраться до числа «десять», достигаемый рубеж можно снизить до семи восьми.
Работа по теме
Беседа «О характере»
Психолог: «Ребята, давайте подумаем, чем люди непохожи друг на друга? Я слушаю ваши ответы. А кроме внешности чем они еще отличаются? Правильно, своим поведением, темпераментом и характером. Сегодня мы узнаем, что такое характер, и сделаем это с помощью сказки. Но сначала давайте прочитаем тему нашего занятия».
Дети читают название темы занятия на доске.
Психолог: «Итак, что значит “У разных людей — разные характеры”? Как вы это понимаете? Да, это значит, что люди различаются своими характерами: одни — добрые, друге — злые, одни — щедрые, а другие — жадные и т.п. (см. Приложение 1). В характере человека сочетаются очень разные черты, например, у одного — ум, смелость, замкнутость, у другого — справедливость, аккуратность, лень, а у третьего — трудолюбие, скромность, трусость. В характере каждого человека наиболее ярко выражены те или иные черты. Посмотрите на таблицу-памятку и прочитайте про себя, какие черты характера встречаются у разных людей».
Психолог располагает на доске таблицу-памятку «Черты характера» и дает время ознакомиться с ней. Затем он интересуется, все ли написанные в таблице черты характера детям понятны, при необходимости объясняет непонятное.
Задание «Назови противоположную черту характера»
Психолог: «Вы уже знаете, какие бывают черты характера. Сейчас мы проверим, кто их знает лучше всех. Я буду называть одну черту характера, а вы должны будете сказать противоположную. Например, я говорю “злой”, а вы — “добрый”. Итак, я убираю нашу таблицу “Черты характера” и называю первую черту характера. Приготовились!»
Психолог называет поочередно то положительную черту характера, то отрицательную. За каждый правильный ответ дает отличительный значок. Лучший знаток черт характера определяется по общей сумме набранных значков.
Игра «Сказочный художник»
Психолог: «Мы уже играли в игру “Художник”, и вы знаете, что делает “художник”: он “рисует” словесный портрет какого-то человека. В этой игре “сказочный художник” описывает черты характера сказочного героя, персонажа сказки или мультфильма. После того как “сказочный художник” опишет характер загаданного им персонажа, мы попытаемся угадать его. Тот, кто угадает, и будет следующим “сказочным художником”. Имена сказочных героев, которых вы можете загадывать, написаны на доске (см. Приложение 2). Итак, “сказочным художником” будет... (называется имя ребенка)».
Психолог снова располагает на доске таблицу-памятку «Черты характера», которая используется для подсказки и обращает внимание детей на написанные на доске имена сказочных героев. «Сказочный художник» становится лицом к доске и спиной к одноклассникам, выбирает сказочного героя из предложенного перечня, потом поворачивается и начинает свой рассказ-описание со слов: «Этот сказочный герой по характеру...» Если ребенок затрудняется, психолог ненавязчиво помогает описать характер сказочного героя, предлагая выбрать подходящую черту характера из дихотомической пары: «Этот сказочный герой — щедрый или жадный; трусливый или смелый?»
Время книги
Психолог: «Вы смогли правильно угадать сказочного героя по описанию его характера. А сейчас вы узнаете, на что бывают похожи характеры разных людей. Под приятную музыку вы послушаете “Сказку о Деревьях-Характерах”. Сядьте поудобнее (если есть ковровое покрытие в классе, то можно и лечь на пол), положите голову на стол, закройте глазки и молча слушайте сказку, представляя все то, о чем в ней идет речь».
Психолог включает запись релаксационной музыки и под нее читает в такт «Сказку о Деревьях-Характерах» (см. Приложение 3). Если некоторые дети не хотят или не могут расслабляться под музыку, психолог может предложить им нарисовать, не мешая остальным детям, волшебный лес и в нем свое Дерево-Характер. После прослушивания сказки все дети по указанию психолога открывают глаза.
Задание «Мое Дерево-Характер»
Психолог: «Вы прослушали сказку. Расскажите, о чем вы узнали из нее? Как вы думаете, растет ли в этом волшебном лесу ваше Дерево-Характер? А какое оно? Откройте свои альбомы, название рисунка “Мое Дерево-Характер”. Итак, каждый рисует, как выглядит его Дерево-Характер: большое оно или маленькое, высокое или стелющееся по земле, раскидистое или состоящее только из ствола. Нарисуйте, какие есть ветки на этом дереве — толстые, средние, тонкие, и напишите, как они называются. Ведь каждая ветка — это определенная черта характера».
Психолог включает спокойную музыку, ходит по классу и своими репликами поддерживает процесс самовыражения детей, выслушивает индивидуально рассказы детей, отвечает на вопросы. Высказывания психолога должны подчеркивать индивидуальную неповторимость каждого ребенка. Ни в коем случае не нужно делать критических замечаний или выделять лучшие рисунки.
Домашнее задание:
С помощью родителей подобрать и написать в альбоме одну пословицу о характере.
Подведение итогов
Игра «И я... » (первый вариант)
Психолог: «Сейчас я буду называть черту характера. Если у кого-то такая черта есть, то он на счет “три-четыре” должен сказать “И я”. Например, я говорю: “Я — отзывчивая. Три-четыре...” Тот, кто считает себя отзывчивым, говорит: “И я”. Итак, я — ленивая. Три-четыре. Я — аккуратная... я — жадная... я — честная... я — замкнутая... я — упрямая... я — скромная... и т.п.»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТАБЛИЦА-ПАМЯТКА «ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА»
Аккуратный — неряшливый
Благородный — подлый
Вежливый — грубый
Гордый — униженный
Дисциплинированный — шаловливый Доброжелательный — высокомерный Добрый — злобный
Доверчивый — подозрительный
Жизнерадостный — плаксивый
Заботливый — равнодушный
Настойчивый — беспечный
Находчивый — тугодум
Общительный — замкнутый
 
 
Доктор Айболит
Мэри Поппинс Почтальон Печкин Элли
Соломенный Страшила Железный Дровосек Маугли Царевна-Несмеяна Иван-Царевич Пеппи Длинный Чулок Том Сойер Золушка Незнайка Баба Яга
Знайка
 
Осторожный — рискованный Отзывчивый — черствый Покладистый — упрямый Послушный — упрямый Простодушный — хитрый Скромный — хвастливый Смелый — трусливый Справедливый — несправедливый Трудолюбивый — ленивый Умный — глупый*
Целеустремленный — легкомысленный Честный — лживый Щедрый — жадный
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПЕРЕЧЕНЬ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ
Мальвина
Буратино
Дюймовочка
Винни-Пух
Герда
Карлсон
Шапокляк
Чебурашка
Лиса Алиса
Кот Базилио
Красная Шапочка
Пьеро
Маленькая Разбойница
Карабас-Барабас
Аленушка
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
СКАЗКА 0 ДЕРЕВЬЯХ-ХАРАКТЕРАХ
(Вачков И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — с. 93—95)
В некотором удивительном мире, в прекрасной долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, росли... Деревья-Характеры. Это были необычайные деревья. Они своим внешним видом отражали характеры людей, живших далеко-далеко за горами.
Звездочкой отмечены качества, которые не являются чертами характера, но дети часто используют их при характеристике людей или сказочных персонажей.
 
У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре мощные ветви, а от них — множество маленьких. Эти четыре ветви имели свое название: первая называлась Отношение к людям, вторая — Отношение к делу, третья имела имя Отношение к себе, четвертая — Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других, форму, свою характерную особенность.
На одном Дереве-Характере ветвь Отношение к людям была вытянута, потому что несла веточку Правдивости, а на другом была скручена кольцом ветка Ёжи. Где-то ветвь Отношение к себе вызывающе торчала веточкой Самовлюбленности, где-то опускалась почти до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно поднималась к солнцу среди других, как воплощение Скромности. Ветви Отношение к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.
Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Деревьями-Характерами трескалась земля — такими они были тяжелыми. Другие Деревья-Характеры сплошь были покрыты иголками и поэтому были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками — это были очень прямые характеры. Твердые Деревья-Характеры не смогла бы распилить даже бензопила, а легкие Деревья-Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за землю корнями. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и стройные, низкие и даже стелющиеся по земле.
Так не похожи были Деревья-Характеры друг на друга, потому что росли на разных почвах, по-разному согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. (А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно?)
Порой налетала в долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но совсем сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви.
У каждого человека в этом волшебном лесу есть свое Дерево, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево- Характер. Но попасть в него не может никто, и узнать, какой у тебя характер, можно только изучая самого себя и свои поступки.
 
 
 
Занятие 22:
Какой у меня характер?
Задачи:
— мотивирование на осознание собственных черт характера;
— поддержка позитивного самоотношения детей при обогащении их представлений о себе;
— расширение запаса слов, используемых для обозначения черт характера;
— актуализация нравственных представлений о хороших и плохих чертах характера.
Материалы: Психологические альбомы, цветные карандаши, текст стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» (см. Приложение), перечень сказочных героев, таблица-памятка «Черты характера», запись динамичной и спокойной музыки (желательно оркестровая фантазия А. Лядова «Волшебное озеро»).
Ход занятия
Организационный момент
Дети становятся в круг.
Упражнение «Коллективный счет» (см. занятие 21)
Проверка домашнего задания
Психолог: «Дома вы подготовили пословицы о характере. Сейчас по очереди каждый из вас назовет свою пословицу и объяснит ее, то есть расскажет, что она означает».
Психолог наводящими вопросами помогает каждому ребенку изложить свое понимание подобранной пословицы.
Работа по теме
Задание «Хорошие и плохие черты характера»
Психолог: «Ребята, сегодня на занятии мы узнаем, что значит хороший и плохой характер. Поможет нам в этом стихотворение В. Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо” (см. Приложение), которое вы уже, наверное, знаете. Задание заключается в том, что при чтении я буду останавливаться, а вы вслух должны вставлять нужное слово. После прослушивания стихотворения будет вопрос по его содержанию».
Психолог при чтении стихотворения делает паузу там, где содержится нравственная оценка поступков героев. Затем он задает вопрос: «Какие черты характера проявляются у героев стихотворения?» Если дети сразу не могут на него ответить, психолог снова зачитывает отрывки из стихотворения.
Психолог: «Я буду называть определенную черту характера, а каждый из вас будет показывать мне, хорошая она (большой палец на правой руке поднят вверх) или плохая (большой палец вниз).
Итак, жадный..., аккуратный, ленивый и т.д.»
Психолог вразброс называет положительные и отрицательные черты характера с опорой на памятку «Черты характера» (см. Приложение 1 занятия 21). Если дети дают неправильный ответ, то он на примере конкретных ситуаций из повседневной жизни детей подводит их к правильному ответу.
Беседа-опрос «Что такое хороший характер? Что такое плохой характер?»
Психолог: «На прошлом занятии мы с вами говорили о Характере, слушали “Сказку о Деревьях-Характерах”. Подскажите мне:
— Что такое характер?
— Какие черты характера вам известны?
— Про какого человека говорят: “У него плохой характер”? Какие черты входят в плохой характер?
— Про какого человека говорят: “У него хороший характер”? Какие черты характера присутствуют у этого человека?»
Конкурс «Знатоки черт характера»
Психолог: «Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете черты характера. Каждый из вас примет участие в конкурсе “Знатоки черт характера”. В нем участвуют команды из трех человек. Каждая тройка по моей команде на отдельном листочке должна написать как можно больше черт характера. На это задание отводится 7—8 минут. После этого я соберу листочки и по количеству написанных вами черт определю команду-победительницу, члены которой будут считаться знатоками черт характера».
Психолог делит группу на команды по три человека, раздает каждой тройке по одному листочку и засекает время. Анализ написанных черт характера и подсчет их количества психолог делает во время выполнения детьми задания «Какой у меня характер...».
Упражнение «Зеркало»
Психолог: «Упражнение выполняется в парах, где один участник “человечек”, который совершает различные движения, другой — “зеркало”, которое в точности повторяет движения “человечка”. Разбейтесь по парам и распределите роли. “Зеркало” и “человечек” становятся друг против друга. По моему хлопку “человечек” делает перед “зеркалом” любое движение. После двух моих хлопков “зеркало” в точности повторяет это движение».
После двух-трех повторов движений психолог просит детей поменяться ролями.
Задание «Мое отражение в озере»
Психолог: «Теперь мы отправимся в путешествие на волшебное озеро. Это путешествие необычное — под музыку вы мысленно перенесетесь в совсем другое место. Сядьте поудобнее, голову положите на стол, глазки закройте».
Психолог включает спокойную музыку.
 
Психолог: «Прислушайтесь к своему дыханию. Оно становится ровным, спокойным, размеренным. Спокойный вдох — спокойный выдох, спокойный вдох — спокойный выдох. Представьте, что вокруг волшебный лес. Яркое, ласковое солнце проглядывает через вековые дубы и хрупкие березки, стройные сосны и пушистые елочки. Слышен шелест листьев, пение птиц, чувствуется запах хвои и травы. По голубому небу плывут легкие облачка. В гуще леса видна узенькая тропинка. Она приглашает пройтись по ней и выводит к круглому, как чаша, озеру. Вода в нем спокойна и совершенно прозрачна. В ней играют солнечные зайчики. Это озеро — волшебное, потому что на его зеркальной поверхности отражается характер человека, такой, какой он есть на самом деле — со всеми приятными и неприятными чертами».
Далее, пока глаза у детей закрыты, психолог ведет разговор как бы с каждым индивидуально. Этим и объясняется дальнейшая форма обращения на «ты».
Психолог: «Посмотри, как в зеркало, в это волшебное озеро, и ты увидишь в нем себя, свои хорошие и плохие поступки, свои положительные и отрицательные черты. Присмотрись внимательно к своему отражению в волшебном озере, портрет человека с каким характером ты видишь в нем? Подумай, какой ты по характеру?
Вот подул легкий ветерок, и зеркальная поверхность озера зарябила, и изображение пропало. Озеро утратило свое волшебство. Та же лесная тропинка выводит тебя к знакомой солнечной полянке, откуда и началось это путешествие. Чистый лесной воздух, пение птиц, приятные прикосновения лучей солнца. Сделай глубокий вдох, затем глубокий выдох, опять глубокий вдох, снова выдох. Взгляни еще раз на лес, прощаясь с ним. Стихнет музыка, каждый из вас, как только захочет, перенесется снова в наш класс. Можно открыть глазки, подвигать головой и плечами, потянуться, улыбнуться. Путешествие на волшебное озеро закончилось».
Если во время релаксационного упражнения некоторые дети открывают глаза, двигаются, отвлекаются, психолог жестами или прикосновениями просит их закрыть глаза и не мешать другим или предлагает нарисовать то, что они представляют под музыку.
Задание «Какой у меня характер: мой психологический портрет»
Психолог: «В волшебном озере отражался ваш характер такой, какой он есть на самом деле. Сейчас вы опишите его. Откройте свои психологические альбомы и напишите название следующего задания “Какой у меня характер?” (Эти слова должны быть написаны на доске.) А теперь разделите чистое поле листа одной чертой пополам. В левой половинке черным карандашом напишите знак “-”, а в правой красным карандашом — знак “+”. В правой части каждый пишет свои положительные черты характера, которые нравятся ему в себе, за которые можно хвалить; в левой — отрицательные черты характера, которые ему не нравятся в себе, за которые можно ругать».
Психолог подходит к каждому ребенку и обсуждает, если он желает, то, что он написал, отвечает на его вопросы.
Домашнее задание:
Нарисовать сказочного героя, на которого вы похожи по характеру.
Подведение итогов
Игра «Ия...» (второй вариант).
Психолог: «Я буду называть сказочного героя. Если ты похож на него по характеру, то на счет “три-четыре” нужно сказать “И я”. Понятно? Тогда начинаем. Я — Царевна-Несмеяна. Три-четыре...»
Материал для реплик психолог берет из перечня сказочных героев (см. Приложение 2 занятие 21).
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО?*
Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: — Что такое (пауза) хорошо и что такое (пауза) плохо?— У меня
секретов нет, — слушайте, детишки, — папы этого
ответ помещаю в книжке... — Если бьет дрянной драчун слабого мальчишку, я такого
не хочу даже вставить в книжку. Этот вот кричит: — Не трожь тех, кто меньше ростом! — Этот мальчик так (пауза) хорош, загляденье просто!
Стихотворение дано в сокращении. Выделенные курсивом слова произносят дети.
 
Если ты порвал подряд книжицу и мячик, то ребята** говорят: (пауза) плоховатый мальчик. Если мальчик любит труд, тычет в книжку пальчик, про такого пишут тут: он (пауза) хороший мальчик. От вороны карапуз убежал, заохав.
Мальчик этот просто трус. Это очень (пауза) плохо. Этот, хоть и сам с вершок, спорит с грозной птицей. Храбрый мальчик, (пауза) хорошо, в жизни пригодится.
Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха. Про такого говорят: он (пауза) плохой, неряха.
Этот чистит валенки, моет сам галоши.
Он хотя и маленький, но вполне (пауза) хороший. Мальчик радостный пошел, и решила кроха:
«Буду делать (пауза) хорошо и не буду — (пауза) плохо».
В. Маяковский
Занятие 23:
Какой характер у других
Задачи:
осознание детьми особенностей собственного характера на основе оценки своих поступков;
поддержка позитивного самоотношения детей при обогащении их представлений о себе;
развитие экспрессивных способностей детей.
Материалы: Психологические альбомы и индивидуальные карточки для детей (Приложение), перечень сказочных героев (Приложение 2 занятия 21).
Ход занятия
Организационный момент
Дети рассаживаются по местам в алфавитном порядке имен сказочных героев, на которых они похожи по характеру (или в соответствии с разложенными на столах именными индивидуальными карточками).
Проверка домашнего задания
Психолог: «Ребята, дома вы нарисовали сказочного героя, похожего на вас по характеру. Напишите на своем рисунке его имя. А теперь напишите здесь же черты характера, свойственные этому герою, опишите, какой он по характеру».
Психолог просматривает альбомы детей с рисунками, помогает им сформулировать черты характера. В том случае, если ребенок идентифицирует себя с отрицательным сказочным героем, психолог ориентирует ребенка на поиск у себя позитивных черт.
Работа по теме
Задание «У кого такой характер»
Психолог: «Сейчас я буду называть какую-нибудь черту характера (или называет кто-то из детей), а вам необходимо назвать тех сказочных героев, которым она свойственна. Кто даст больше всех правильных ответов — тот лучший Знаток характеров».
Игра «Сказочный художник» (см. занятие 21)
Психолог назначает в качестве «сказочных художников» тех, кто не успел ими побывать на занятии 21 «Разные люди — разные характеры». Дети создают психологические портреты персонажей, используя перечень сказочных героев, но уже без опоры на таблицу-памятку «Черты характера». Можно усложнить игру — «художник» загадывает персонажа произвольно, не из имеющегося перечня.
” У автора — октябрята.
 
 
 
Беседа-опрос «От поступков — к характеру»
Психолог: «Сегодня на занятии вы определяли, какой характер у персонажей сказок. Скажите:
— Что значит иметь хороший характер?
— А что означает плохой характер?
— На что мы опираемся, когда судим о характере человека, когда делаем вывод о том, хороший или плохой у него характер?»
Ответы детей.
Психолог: «Правильно, мы опираемся на его действия, поступки, поведение. Объясните, как вы понимаете пословицу “Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер”».
Пословицу психолог предварительно пишет на доске. При обсуждении ее смысла психолог подводит детей к мысли о том, что характер человека формируется от поступков к привычкам, а от привычек к чертам характера.
Игра «Царевна-Несмеяна»
Психолог: «Грустной (грустным) Царевной-Несмеяной (Царевичем-Несмеяном) у нас будет... (называется имя ребенка). Чтобы ее (его) развеселить, поднять настроение, надо сказать ей (ему) добрые и искренние слова о том, какая она (он) хорошая (хороший). Например: “Ты такая (такой) доброжелательная, умная, аккуратная ...”»
Дети по очереди говорят «Царевне» («Царевичу») о ее (его) хороших чертах характера. Психолог при затруднениях детей подсказывает привлекательные черты характера и совсем не допускает обсуждения непривлекательных черт.
Разыгрывание этюдов «Сеня-Растеряшка»,
«Молчок», «Капитан» (использованы этюды из книги Чистяковой М.И. Психогимнастика.
— М., 1995. — с. 139, 141, 130)
Психолог: «Сейчас нужно изобразить персонажей с разными чертами характера. Первый персонаж — Сеня-растеряшка. Он на все вопросы взрослого показывает “Я не знаю”: пожимает плечами, разводит руками, смотрит вопросительно. Я прочитаю стихотворение про него, а вы на каждый мой вопрос реагируете так, как реагировал бы Сеня-Растеряшка.
Сеня-Растеряшка, где твоя рубашка?
Может, серые коты унесли ее в кусты?
Может, заяц приходил? Может, ежик утащил?
Может, плюшевый медведь захотел ее надеть?
Стал рубашку примерять —
взял и сунул под кровать.
Сеня-растеряшка, вот твоя рубашка!
А теперь следующий персонаж — Молчок. Молчок первый день в новой школе. Он робеет, ему кажется, что учительница им недовольна, а ребята вот-вот обидят. Поэтому он робко сидит на кончике стула с опущенной головой, положив ладони на коленки. Вы внимательно слушаете стихотворение и сразу же изображаете, как ведет себя Молчок-новичок.
В школу к нам пришел Молчок, очень робкий новичок.
Он сначала был несмел, с нами песенок не пел.
А потом глядим — привык:
словно зайка — скок да прыг.
До чего же осмелел: даже песенку запел.
Теперь пусть каждый из вас представит себя капитаном-впередсмотрящим, который отвечает и за корабль, и за пассажиров. Капитан стоит на мостике корабля. Вокруг темное небо, высокие крутые волны, свистит ветер. Но не боится капитан бури. Он чувствует себя сильным, смелым, уверенным. Он доведет свой корабль до порта назначения. Станьте на стул. Осанка гордая, взгляд устремлен вперед».
Домашнее задание:
Напишите черты характера, которые бы хотелось иметь.
Подведение итогов
Задание «Какой характер у других?» (социометрическое исследование)
Психолог: «Каждый из вас получил индивидуальную карточку со своим именем (см. Приложение). На ней написано “Нравятся” и стоят цифры “1” и “2”. Напишите около цифры 1 фамилию одноклассника, который нравится по характеру (это может быть как мальчик, так и девочка), а ниже, на следующей строчке, укажите имя сказочного героя, на которого этот одноклассник похож по характеру. Затем у цифры 2 напишите фамилию другого одноклассника, который тоже нравится по характеру, и соответствующий ему персонаж. Выполнив это, переверните карточку. Там написано “Не нравятся” и стоят цифры “1” и “2”. Заполните эту сторону по аналогии, только вместо фамилии учеников, которые нравятся по характеру, напишите тех, которые не нравятся и укажите около них имена сказочных героев, на которых они похожи. Около слов “Я сам” пусть каждый укажет имя сказочного героя, на которого похож он сам».
Психолог проверяет правильность заполнения детьми индивидуальных карточек, собирает их и анализирует. По результатам анализа составляет социометрическую матрицу. В ее клеточки он вписывает не только данные о позитивных и негативных выборах детей, но и сведения о персонажах, с которыми ассоциируются одноклассники. По диагонали социометрической матрицы указываются персонажи, с которыми идентифицируют себя сами выбирающие.
 
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ
ОБРАЗЕЦ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТОЧКИ
Оборотная сторона
Имя, фамилия
Нравятся:
 
 
 
Лицевая сторона
Имя, фамилия
Не нравятся:
 
 
Я сам
Занятие 24:
Мой характер: оценим недостатки
Задачи:
осознание детьми непривлекательных черт своего характера за счет получения от одноклассников обратной связи;
поддержка позитивного самоотношения при обогащении представлений о себе;
развитие рефлексивных способностей («Я глазами других») и способностей оценки других людей («Другие в моих глазах»);
— развитие экспрессивных возможностей детей.
Материалы: Психологические альбомы для детей, таблица-памятка «Черты характера» (см. Приложение 1 занятия 21), набор карточек с названиями черт характера, которые берутся из таблицы-памятки «Черты характера», перечень сказочных героев (см. Приложение 2 занятия 21), карточки с описанием сценок «Мороженое», «Три характера» (Приложение 1), по числу детей — бланки «Лесенки характера» (Приложение 2).
Ход занятия
Организационный момент
Дети рассаживаются по местам в соответствии с бланками «Лесенки характеров», на которых написаны фамилии детей.
Игра «Солнце и планеты»
Психолог: «В игре “Солнце и планеты” играют один ведущий, который является “солнцем”, и 5 — 6 участников — “планет”. Остальные ученики будут наблюдателями, фиксирующими изменения в расположении “планет”. “Солнце” и “планеты” выходят на середину класса. “Солнце” располагается на строго определенном месте (психолог отмечает мелком круг на полу). Оно сильнее “притягивает” к себе те “планеты”, которые наиболее похожи на него по характеру. Поэтому ближе к нему располагаются “планеты”, имеющие большое сходство характеров с ним, а дальше — “планеты”, с которыми сходство характеров маленькое. Игра заключается в том, что “солнце” расставляет окружающие его “планеты” в соответствии со сходством характеров. Потом оно становится на свое место и закрывает глаза, а “планеты” в это время на счет “раз-два-три” (считает психолог) встают от “солнца” по собственному усмотрению, то есть так, как они сами думают о сходстве своего характера с характером “солнца”. После “солнце” по команде психолога открывает глаза и называет, что изменилось в расположении “планет”. Остальные дети слушают “солнце”, не исправляют его, если оно ошибается. Потом “солнцем” становится другой участник игры».
Психолог первым «солнцем» назначает самого активного и признанного в классе ребенка (опираясь при этом на обработанные результаты выполнения детьми задания «Какой характер у других?»), затем «солнцем» становятся непринятые или отвергаемые в классе ребята (выявленные на основе результатов выполнения того же задания). Психолог следит за тем, чтобы каждый ребенок получил от одноклассников хотя бы минимум принятия и одобрения.
Работа по теме
Проверка домашнего задания
Психолог, проходя по классу, просматривает домашнее задание, выполненное в Психологических альбомах.
Психолог: «Поднимите руку те, кто хочет быть более умным, смелым... (честным, общительным, щедрым и т.п.). Итак, многие люди хотят стать лучше по характеру: большинство из вас хотят быть более.»
Называются наиболее часто встречающиеся в альбомах детей черты характера. Психолог выписывает на доске те черты характера, которые чаще всего встречаются в альбомах детей.
Упражнение «Чего мне недостает?»
Психолог: «Если каждый из вас хочет иметь определенные черты характера, значит, вам их недостает Подумайте, кто из сказочных героев обладает недостающими вам чертами характера. Напишите в альбоме около написанных дома черт характера имя этого сказочного героя. А теперь представьте себе, что каждый из вас превратился в данного персонажа и обладает всеми привлекательными чертами, которые есть у него».
 
 
 
Задание «Презентация сказочных героев»
Психолог: «У нас сегодня на занятии презентация — представление сказочных героев. А это значит, что каждый из вас по очереди будет выходить на середину класса и говорить от имени этого героя о привлекательных для себя чертах характера. Например: “Я — Буратино. Я самый веселый, находчивый и смелый!”»
Психолог помогает каждому ребенку вжиться в свою роль и сказать о достоинствах своего персонажа от первого лица.
Беседа-опрос «От поступков к характеру»
Психолог: «Сегодня на занятии вам удалось указать черты характера, которых вам недостает, и назвать от имени сказочного героя желаемые качества характера. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы появились желаемые черты характера, которых вам сейчас недостает? Не знаете? Тогда вам поможет подсказка-пословица, которую вы узнали на прошлом занятии: “Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер”. Догадались? Верно, чтобы появились желаемые черты характера, нужно совершать соответствующие им поступки, действия как можно чаще, чтобы они стали привычными. Например, чтобы стать добрым, нужно совершать добрые поступки. А теперь скажите: на основе чего мы судим о характере человека, как определяем, хороший он или плохой? Правильно, на основе его поступков, хороших или плохих».
Разыгрывание сценок «Мороженое», «Три характера» (см. Приложение 1)
Психолог: «Роли в сценках играют (называются имена самых артистичных и активных детей). Остальные будут зрителями, их задача — описать характер персонажей из разыгрываемых сценок. В сценке “Мороженое” персонажами являются мама, девочка и мальчик, а в сценке “Три характера” — три девочки или три мальчика, разные по характеру: Плакса, Злюка, Резвушка, Жадина, Сообразительный, Рассеянный».
Психолог распределяет роли между детьми, учитывая их пожелания, снабжает их карточками с описанием роли, характеризует разыгрываемых ими персонажей, подбадривает неуверенных детей.
Задание «Лесенки характера»
Психолог: «Посмотрите на доску (на доске нарисована лесенка из семи ступенек и написано ее название “Лесенка характера”). Это лесенка характера. На ней располагаются разные по характеру люди. Всего на лесенке семь ступенек — сосчитаем их. На нижних ступеньках (психолог показывает на доске) находятся самые злые, жадные, ленивые, трусливые, лживые, в общем, самые неприятные по характеру люди, а на самых верхних (психолог показывает на доске) располагаются самые добрые, трудолюбивые, смелые, честные, в общем, самые приятные по характеру люди. Сейчас один из вас выйдет к доске, возьмет карточку с названием определенной черты характера, например “жадный—щедрый”, и решит, на какой ступеньке лесенки с названием “жадный—щедрый” он стоит. На этой ступеньке он напишет слово “Я”. Все остальные должны догадаться, по какой черте характера из перечисленных в таблице-памятке ведущий поставил себя на данную ступеньку. Тот, кто догадался, будет водящим в следующий раз».
Психолог заботится о том, чтобы угадывание черт характера было не случайным и хаотичным, а обоснованным, внутренне аргументированным, чтобы называемые детьми черты характера соотносились с чертами из таблицы-памятки. Это позволит избежать обид между детьми и обеспечит психологически безопасное получение ими обратной связи о себе от одноклассников.
Домашнее задание:
Нарисуйте любую эмоцию — радость, грусть, злость, страх, удивление, обиду, интерес.
Подведение итогов
Задание «Я на лесенке характера»
Психолог: «У каждого на столе лежит листочек, на котором изображено шесть лесенок, у каждой — свое название (см. Приложение 2). Есть лесенки доброты, щедрости, честности, общительности, трудолюбия, аккуратности. На каждой лесенке — семь ступенек. Подумай, в каком месте каждой из шести лесенок ты находишься? Напиши слово “Я” на той ступеньке, где ты находишься. Ты отметил на лесенках свою ступеньку, а теперь подумай, на какую ступеньку на каждой лесенке тебя поставит мама, и напиши на ней букву “M”. А на какую ступеньку тебя поставит учительница? Напиши на ней ответ “У”».
Психолог проверяет правильность заполнения детьми бланков «Лесенки характера».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СЦЕНКА «МОРОЖЕНОЕ»
Мама дала девочке деньги на мороженое. Девочка вприпрыжку побежала к киоску с мороженым и по дороге не заметила, как у нее из кармашка выпали деньги. Вот и киоск, где продают мороженое. Опустила девочка руку в кармашек, а денег там уже нет. Расстроенная, она пошла домой. «Где же я их потеряла?» — думала девочка. А деньги нашел мальчик. Он тоже решил на них купить мороженое. Мальчик встретился с девочкой. Девочка к нему обращается: «Мама дала мне деньги на мороженое, а я их потеряла». «Вот они», — отвечает мальчик и протягивает ей пропавшие деньги. «Ты — честный!» — говорит девочка. Она покупает мороженое и делится им с мальчиком.
 
 
 
СЦЕНКА «ТРИ ХАРАКТЕРА»
(использованы материалы книги Шипицыной Л.М.
и др. Основы коммуникации. Программа развития
личности ребенка, навыков общения со взрослыми.
— СПб., 1995. — С. 131—132, 143)
Нужно показать, как ведут себя три персонажа, разные по характеру, в одной и той же ситуации.
Для девочек:
Жили-были три закадычные подружки — Плакса, Злюка и Резвушка. Однажды, гуляя, они попали под дождь и сильно вымокли. Покажите, как поведут себя разные по характеру Плакса, Злюка и Резвушка.
Для мальчиков:
Жили-были три закадычных друга — Жадина, Сообразительный и Рассеянный. Однажды они вместе играли на улице и нашли совсем новый детский велосипед. Покажите, как поступят разные по характеру Жадина, Сообразительный и Рассеянный.
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ЛЕСЕНКА ХАРАКТЕРА
добрый
злой I
щедрый
жадный I
честный
лживый I
общительный
замкнутый I
трудолюбивый
ленивый I
аккуратный
неряшливый I
(Окончание в следующем номере)

 

Информация об авторах

Аржакаева Татьяна Анатольевна

Вачков Игорь Викторович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии факультета психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО "Московский институт психоанализа"), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7784-7427, e-mail: vachkoviv@mgppu.ru

Попова Алиса Харитоновна, кандидат психологических наук, руководитель, Центра практической психологии, Орск, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1657
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 20

Скачиваний

Всего: 1886
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1