Найти человека

475

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: интервью

Для цитаты: Забродин Ю.М. Найти человека [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 2. С. 4–7. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n2/28961 (дата обращения: 25.04.2024)

Полный текст

 

Вопрос о том, преподавать или не преподавать психологию в школе, по-прежнему является открытым. Существует много и сторонников, и противников введения этого предмета. Причем каждый из оппонентов может привести множество аргументов «за» и «против».

Сегодня мы знакомим читателей с мнением одного из наиболее авторитетных сторонников обучения детей психологии. В гостях у нашего журнала доктор психологических наук, профессор, проректор по научной работе МГППУ, вице-президент Федерации психологов образования России Юрий Михайлович Забродин.

Юрий Михайлович, нужна ли психология современным детям?

Чтобы дать полный ответ на этот вопрос, хочется обратить внимание на те искажения в представлении о личности человека, которые наблюдаются сейчас в обществе.

Однако начну с того факта, что на наших глазах происходит изменение отношения и к психологической науке, и к психологической практике. За 20 лет развития практической психологии в России реализованы многие ожидания. В стране работает порядка двухсот тысяч практических психологов.

Раньше мы считали, что психология будет развиваться как наука и как практика, которая призвана помочь специалистам разных профессий решать проблемы, связанные с человеческими ресурсами: инженерам проектировать эргономичные рабочие места, управленцам эффективно управлять людьми, педагогам грамотно строить образовательный процесс и т. д.

Сегодня в практической психологии и, прежде всего, в психологии образования появилось совершенно иное и, с моей точки зрения, абсолютно правильное понимание, что основная цель работы психолога состоит не в том, чтобы помогать другому специалисту решать свои профессиональные проблемы более эффективно.

У психолога существует самостоятельная задача, которую он должен хорошо понимать и отражать в научных понятиях, — построение многогранной психологической модели человека. Решение этой задачи является составляющей, обеспечивающей формирование общечеловеческой культуры. Мы видим, что в последние годы, когда происходят глобальные изменения социальных систем и экономических процессов, многие исследования в сфере экономики и политики проводятся на основе обедненных психологических моделей человека, когда при принятии решений в экономические схемы вводится модель «экономического» человека, обладающего удивительными качествами: стабильным, предсказуемым поведением и устойчивой системой предпочтений.

Теперь об искажениях в представлении о личности. Получается, что именно эта выхолощенная модель человека и ложится в основание теоретической конструкции политического и экономического учения и применяется к практике нашей современной жизни. А это абсолютно неверно. Полагаю, что в значительной мере именно поэтому многие наши проекты и реформы носят заведомо провальный характер: ведь современное психологическое знание, которое содержит в себе хорошее и уже достаточно мощное описание реальности бытия человека, совершенно не учитывается в проектировании социальных процессов, в развитии нашего российского общества в том числе. С этой точки зрения, очень важно, чтобы понимание человека как реальности, которая имеет свои законы, правила, свою действительно особую бытийную сущность, было возвращено в общую часть человеческой культуры.

Если мы хотим, чтобы у человека развивающегося, становящегося полноценным и ответственным гражданином человеческого общества, была достаточно адекватная и полноценная картина мира, то в этой картине мира важнейшее место должен занимать образ самого человека, образ, который формируется не стихийно, а с опорой на общечеловеческую культуру и общепсихологические знания. Культура психологического понимания человека есть несомненная важнейшая часть общего представления о мире, в котором живет современный человек. Если это общее представление остается незавершенным и несовершенным, то и действия человека, имеющего такие усеченные представления о мире, в значительной степени будут несовершенными, незавершенными и, главное, неэффективными.

Сказанное формирует определенные требования к современной научной психологии, а также к распространению в обществе психологического знания. Знокомство с основами современной полноценной психологической культуры, по моему мнению, только и могут быть реализовано через процесс преподавания психологии в общеобразовательной школе. Так же, как другие области человеческой культуры входят в общеобразовательный цикл, так и психология должна стать той естественной частью общего образования, которая позволяет молодому человеку построить целостную картину мира и помогает стать полноценным гражданином человеческого общества.

Получается, что именно психологические знания должны стать основой мировоззрения учащегося?

Общеобразовательная школа должна задать основные ориентиры и создать полноценный базис формирования гражданской позиции и развития гражданской культуры, понимания гражданской карьеры человека. Из школы выходит подросток, еще не ставший личностью, но становящийся. Определение вектора его будущего развития, привлечение внимания подростка к собственной психической жизни — только некоторые из задач психологического образования. Наш опыт общения с людьми разного возраста и социального положения, разной профессиональной принадлежности показывает, что они большей частью слабо себе представляют, что такое психическая жизнь как реальность. Более того, некоторые ученые, в частности те, кто занимается естественными и политическими науками, считают, что психика человека как субъективное явление не может быть раскрыта и описана в объективных терминах и, соответственно, не может стать научным знанием.

Эта «зашоренность» и не позволяет нам увидеть то, о чем говорили русские философы и антропологи (Н. Бердяев, П. Сорокин, В. Белинский, Н. Чернышевский, Н. Добро­любов) еще во второй половине XIX века: общество в значительной степени является «производным» от человека и существенно зависит от того, какие люди его составляют. Эта гуманистическая ориентация российской научной мысли конца xIx века должна вернуться. Необходимо восстановить связи с прежней русской антропософской парадигмой, которые мы разорвали, а это, как я полагаю, можно сделать через современный курс психологического образования в школе и психологическое образование человека вообще.

Важно понять и показать, что психическая жизнь — это особая субъектная реальность, в которой все мы находимся, и воспринимать ее нужно как реальность объективную, не зависящую от персонального сознания познающего ее человека. Развитие психики, становление человека как личности выступает как главный регулятор его поведения. Человек ведет себя так, как устроена его психика. И если человек не знает своего собственного устройства, то, конечно, никаких эффективных саморегуляций и самоуправлений мы не можем от него ожидать.

Юрий Михайлович, какие задачи нужно ставить и решать в процессе обучения детей психологии?

Одна из первых или, может быть, даже первейшая задача психологического образования — формирование целостного и достоверного образа человека в общей картине мира. Мы должны рассматривать человека как часть реальности, имеющей собственные законы. Реальность эта структурирована потребностями, из которых вырастают мотивы. Мотивы создают нам намерения, намерения связаны с ожиданиями и ценностями. И только в этом гигантском комплексе реализуется нормальное человеческое поведение. Удалив из него любой компонент, мы потеряем регуляцию поведения. Отсюда понятно, что не только способности, но все психологические факторы должны выстраиваться как закономерная реальность организации человеческой психической жизни, которая потом задает нормативные (воспроизводящиеся) и оригинальные (творческие) компоненты психической жизни, в том числе характер, культуру поведения, этику и, наконец, человеческую совесть.

В жизни человека все эти явления связаны в единое целое. И человеческая совесть не может быть объяснена извне и вне человеческого бытия. Это часть реальной и, как мы привыкли говорить, «обыденной» человеческой жизни. Однако в связи с этим для фундаментального психологического знания возникает целая серия проблем: каким образом эту обыденную человеческую реальность, удивительные описания которой мы находим в русской классической литературе, облечь в научные категории, которые сформировались за полтора века существования психологии как самостоятельной науки. Это, оказывается, не так просто сделать.

Вторая очень важная задача введения психологии в школу состоит в том, что мы должны показать подростку, что существует целый класс человеческих феноменов, которые, с одной стороны, интересны как познавательные феномены, а с другой стороны — существуют и развиваются по определенным законам. Ведь точно так же, как в природной и социальной реальности существуют и действуют объективные законы, существуют законы, которые определяют особенности психической жизни, составляют специфику психологических феноменов.

ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!

Уважаемые авторы, издатели и читатели!

Приглашаем принять участие во Всероссийском конкурсе психологических изданий, который проводит Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России».

Всероссийский конкурс психологических изданий является научно-практической программой, ориентированной на высокопрофессиональную оценку психологических работ, издающихся в России.

Цель конкурса — повышение качества психологической литературы, издаваемой в России.

В конкурсе принимают участие книги и мультимедийные комплексы по психологии, вышедшие в свет с 2000 по 2005 г. включительно.

Представленные работы участвуют в конкурсе по следующим номинациям:

•     лучшая монография по психологии;

•     лучший учебник по психологии;

•     лучшее учебное пособие по психологии;

•     лучшая книга для практического психолога;

•     лучшая книга по психологии для учителя;

•     лучшая популярная книга по психологии;

•     лучшая книга по психологии для детей;

•     лучший мультимедийный комплекс по психологии;

•     лучшая зарубежная книга по психологии;

•     лучший издатель психологической литературы.

По номинациям работы распределяются на основе представления заявителя.

Работы на конкурс могут быть представлены авторами, издателями и читателями.

Работа может участвовать в конкурсе только 1 раз.

Один автор может представлять несколько разных работ по разным номинациям.

Заявку на участие, копию квитанции об оплате орг. взноса в сумме 1 000 (одна тысяча) рублей (форма заявки и квитанция опубликованы в прошлом номере журнала) и 3 (три) экземпляра издания, участвующего в конкурсе, необходимо до 1 июля 2006 г. направить по почте на адрес:

121165, г. Москва, ул. Киевская д. 24 Редакция газеты «Школьный психолог» (для О.В. Решетниковой) или принести лично по тому же адресу в Издательский дом «Первое сентября». Материалы можно оставить у дежурного администратора для Решетниковой Ольги Васильевны.

Телефон для справок: 8 (926) 539-88-80

Приведу лишь один  пример феномена, который пока не объясняется на уровне, соединяющем гипотезу, эксперимент и и теорию.

С этим сталкивались все, кто общается с маленькими детьми. Если вести руку справа на лево над лицом ребенка первой недели жизни, то его глазки поворачиваются слева на право, в полном соответствии с физическим закоим: даже школьникам известно, что, согласи законам оптики, если смотреть через линзу (которой и является хрусталик глаза), то направление и движение происходят в сторону, про- тивоположную исходному отражаемому.

Через неделю этот феномен исчезает. Через неделю ношения специальных призм у взрослого человека он  возвращается. Фантастический феномен! Как это происходит? Ведь это противоречит классическим законам физики. Как мы, люди, строим пространственую картину мира? А ведь еще Жан Пиа­же писал, что пространственная схема является фундаментальным основанием всякого человеческого поведения.

Или другой пример из области фундаментального знания: экспериментальная  психология знает два важных закона, которые регулируют эффективность человеческой деятельности. Первый — это закон способностей (или закон научения): чем больше формируешь то или иное действие, тем эффективнее получается результат, тем более качественным, продуктивным получается эффект деятельности. Это и есть фундаментальный закон способности монотонно развиваются с приобретением опыта, с тре- нировкой. Это классический закон научения — он хорошо известен как монотонный закон связи по- вторения и эффекта, и он постоянно используется в человеческой практике.

Так же хорошо известен в экспериментальный психологии другой закон — немонотонной связи силы мотивации и эффекта действия. Oднако большинство людей, в том числе управленцев, считает, что чем больше мотивировать работника, тем сильнее должен быть эффект деятельности (гипотеза монотонности). И глубоко ошибаются — психологам дави извести, что «перемотивированный» человек никогда не будет более эффективным нужно искать свой оптимум для каждого.

Это только некоторые примеры тех многочисленных психологических законов, которые нужно знать, и знание это использовать в практике, потому что наш строится понимание человеческого поведения.

Что должно быть положено в основу школьной программы по психологии?

Наши отечественные психологи (Ё.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, А.Ф.Лазурский, А.Н Ле- онтьев, В.Н Мясищев и многие другие) сделали многое в части, касающейся организации и задач психологического исследования личности,раскрытия законов поведения человека. Эти законы, хотя бы в первоначальной форме, уже подростку необходимо знать точно так же, как он знает, что палку нельзя гнуть до бесконечности — она сломается. Точно так же надо понимать, что есть области жизненных ситуаций, в которых можно работать с человеком, но есть черта, за которую заходить нельзя, и не только по правилам этики. Я уже говорил, что эту черту и определяют объективные психологические законы, которые от нас с вами не зависят.

Мы должны сформировать отношение подростка к психологическому знанию и к психологической культуре вообще и, прежде всего, показать ее самоценность. Если человек не будет видеть человека в себе, не будет отражать себя адекватно как человеческую личность, то очень трудно будет говорить о его возможностях и перспективах в саморегуляции. Ведь саморегуляция — это построение собственного «Я-образа» как части образа мира, а также построение образа собственного действия. Личностное отношение подростка к миру, к другим людям и к самому себе может быть выстроено только на базе собственного «образа Я».

Важно при этом показать возможности человека управлять собственной психической жизнью и собственным поведением. Принципиально можно «уходить» от реальности — и это одна, вполне понятная, форма поведения, один способ организации жизни человека. Можно активно взаимодействовать с реальностью: разрушать ее или переделывать к лучшему. Вопрос ведь в том, как это делать и что значит лучшее ?

В этом контексте, безусловно, важны методологические основы преподавания и понимания психологии. Весь познаваемый мир, вся мировая наука построена на концепции внешнего наблюдателя, и это воспринимается как само собой разумеющееся. Психология — единственная объективная и опытная (экспериментальная) наука, опирающаяся не только на внешнее наблюдение, но и на метод внутреннего наблюдателя, самонаблюдение. По-видимому, совершенно уникальным свойством человека является возможность объективировать, вынести вовне — для другого — образы и представления собственного внутреннего мира, то есть умение не только отражать Мир, но и изображать его! Понимание того, что дает человечеству самонаблюдение, понимание реальности и уникальности человеческой конструкции дает нам весь тот спектр психологического знания, который и становится основой для получения ответов на вопросы «Какой я?», «Почему я такой?».

Какие эффекты психическая жизнь отдельного человека производит в человеческом обществе, в человеческой культуре — это также вопросы, исключительно важные для правильной организации жизни каждого человека.

Современное психологическое знание позволяет выделить некоторые наиболее значимые категории, которые могли бы быть полезны для формирования мировоззрения подростка и доступны для изучения в школе. Известно, что человек отличается своим отношением ко всему, что происходит в этом мире. Это позволяет выделить, наверное, самую важную для персональной психологии категорию — категорию переживания. Мы о ней, к сожалению, мало говорим в научной психологии, но переживание — это основа персонального опыта, в отличие от знания.

Важны категории общения и деятельности как базовые категории, представляющие различные формы поведения, относящиеся к двум принципиально разным классам отношений человека: субъект-субъектным и субъект-объектным.

Особо я бы выделил категорию развития. Для любого человека, который воспитан в классическом естественнонаучном отношении к миру, непонятно, почему каждый час, каждую минуту, каждую секунду человек становится другим и, в то же время, остается тот же самый. Помните, как у Владимира Высоцкого: «Да это же вовсе другой человек, а я — тот же самый!» Как остается это «тот же самый», когда человек каждую секунду меняется? Вот она — действительная и труднейшая проблема развития, которая исключительно важна для понимания собственной жизни и формирования отношения к ней подростка.

И, конечно же, нельзя не назвать в этом ряду еще одну фундаментальную категорию — творчество , о котором мы постоянно говорим и в науке, и в практике. Здесь важно, я думаю, показать, что психологически всякое разумное действие отдельного человека — творческое действие, в том числе и отказ от действия, который иногда становится важнее самого видимого действия.

Становление школьной психологии в России сейчас вполне реально — существует колоссальный по своему потенциалу образовательный комплект: система учебников с 3-го по 11-й класс, которые разработали наши коллеги под руководством академика Ирины Владимировны Дубровиной. Это создает редчайшую возможность «вложить» психологическую науку в образовательную практику нашей страны, показать, как психология работает в реальной жизни.

Психологическая наука уже имеет огромный потенциал социального действия, и его разумное использование должно привести к тому, чтобы при принятии решений в области социальной политики, экономики, образования, здравоохранения не повторялась ситуация, когда при обсуждении перспектив развития страны в Правительстве в прошлом году было сказано: «Дорогие друзья, вы потеряли Человека в программе развития страны на ближайшее десятилетие.» Давайте вместе найдем его!

Информация об авторах

Забродин Юрий Михайлович, доктор психологических наук, профессор, профессор, советник при ректорате, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8899-5572, e-mail: zabrodin_yuri@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 781
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 475
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1