Вестник практической психологии образования
2006. Том 3. № 2. С. 70–73
ISSN: 2658-3100 (online)
Ритуал перехода в среднюю школу
Общая информация
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Тип материала: документ
Для цитаты: Болсуновская Н.А. Ритуал перехода в среднюю школу [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 2. С. 70–73. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n2/28970 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Надежда Александровна Болсуновская —
психолог школы №41 г. Красноярска, координатор раздела «Школьный психолог» Интернет-проекта «Сетевое объединение методистов в помощь учителю» http://som.fio.ru, руководитель секции «Школьный психолог» Всероссийского августовского Интернет-педсовета www.pedsovet.alledu.ru/index/871.
Научные интересы: методологические и практические вопросы психологии образования, психология субъектности и саморегуляции, информационные технологии в психологии, гуманитарное социальное проектирование.
Автор проектов «Дистанционная школьная психологическая служба», «Помоги мне учиться самому», автор семинаров по использованию информационных технологий в психологии образования.
Автор 18 публикаций, дипломант стипендии губернатора Красноярского края и правительства РФ. Обладатель первых премий грантового молодежного конкурса КДМ администрации г. Красноярска «Дело по плечу — 2003» и конкурса научных студенческих работ Красноярского краевого фонда науки — 2003.
Окончание начальной школы — особый этап в жизни любого школьника. Любимый и единственный школьный учитель, который посвятил детям четыре года, обучая их разным наукам, вдруг уходит, передавая класс пусть заботливым, но абсолютно незнакомым педагогам. До боли родной класс, любимая парта — все это тоже исчезает. Нет больше и привычного образа жизни. Взамен — не менее интересная, но пока еще чужая и неизвестная жизнь, которая уже никогда не будет такой, как раньше. Все предстоящие изменения эмоционально непросты и, увы, неизбежны. На что же необходимо обратить внимание при организации психологической поддержки детей?
С одной стороны, важно актуализировать психологические ресурсы ребенка, которые позволят ему с уверенностью войти в новую жизнь. С другой стороны, необходимо предоставить учащимся возможность удовлетворить свои информационные потребности, связанные с новым этапом их школьной жизни, эмоционально попрощаться с начальной школой: отреагировать те чувства, которые переполняют ребенка в момент перехода из начального в среднее звено.
Чтобы этот переход стал органичным, в нашей школе реализуется психологическая программа «Нам пора в пятый класс», которую завершает «Ритуал перехода в среднюю школу», в процессе которого и происходит прощание детей с первым учителем, начальной школой, актуализируются позитивные ресурсы ребенка. Данный ритуал — вершина, к которой дети стремятся долгое время, преодолевая трудности, делая открытия, реализуя проекты.
Кто-то может посчитать, что ритуал — пустая трата времени, без которой можно обойтись. Однако так ли это? Практика проведения таких ритуалов показывает, что они становятся настоящим событием для детей. Это можно понять, в первую очередь, по детским эмоциональным реакциям! Это то, что детям действительно нужно! Собираясь в путь, мы каждый раз «присаживаемся на дорожку»: почему же мы должны лишать наших детей такой возможности, ведь дорога предстоит непростая!
Описание ритуала
Цели:
— создание условий для эмоционального отреагирования учащимися своих чувств по отношению к первому учителю, начальной школе в целом;
— актуализация позитивных ресурсов, приобретенных ребенком в начальной школе, актуализация значимости субъектной позиции для достижения успеха;
— формирование позиции «Я — пятиклассник».
Участники ритуала: учащиеся 4 класса, классный руководитель, психолог (ведущий), факелоносцы — учащиеся 5 класса.
Материалы: звездочки из цветной бумаги по числу детей класса плюс запасные для тех, кому потребуется больше, чем одна звезда (размер звезды должен давать возможность писать и рисовать на ней); небольшие свечки по числу участников, включая педагога и психолога; большая свеча — факел; спички; маленькие белые листочки из расчета два листочка на каждого участвующего ребенка; два мешочка для посланий; ножницы, скотч, цветная бумага, магнитные держатели; муляж блестящего прозрачного кристалла «Изумруд счастья и успехов», расписанные камни по числу детей в классе.
Ход ритуала
1. Введение в ритуал
Ведущий: «Здравствуйте. Сегодня у вас особенный день: и радостный, и грустный одновременно. Грустный, потому что вы прощаетесь с начальной школой, а радостный потому, что начинается новый этап вашей жизни. Вас переполняют разные чувства, связанные с начальной школой и пятым классом: с одной стороны, хочется поскорее перейти в него, а с другой стороны, страшно расставаться с учителем, начальной школой. Мы понимаем все ваши чувства, поэтому каждый год учащиеся четвертых классов проходят через ритуал перехода в среднюю школу, позволяющий попрощаться с начальной школой и стать настоящими пятиклассниками.
Все это ждет нас сегодня. Но много говорить некогда. Пора начинать ритуал. У нас осталось совсем немного времени: скоро нам должны доставить факел с огнем средней школы, который возвестит о том, что вы стали пятиклассниками. А до этого нас ждут интересные дела. Начнем».
2. Вспомним, как это было
Целы рефлексия позитивного и негативного опыта начальной школы.
Ведущий: «Вместе с любимым учителем, вы прожили четыре замечательных года в начальной школе. Радость побед, горечь разочарований, совместные открытия и удивления, друзья, уроки, сборы — это и многое другое характеризовало вашу жизнь.
Поэтому вам грустно расставаться, хочется многое сказать на прощание учителю и школе, чтобы начать новую жизнь, опираясь на то ценное, что было в начальных классах.
А что вообще вы можете сказать про вашу жизнь за эти четыре года? Чем запомнилась начальная школа? Первый класс, второй, третий, четвертый... Давайте вспомним!»
Дети вместе с учителем вспоминают самые знаковые события начальной школы: серьезные, шутливые...
3. Мешочек успеха и мешочек гадостей
Цели:
— актуализация ресурсов, появившихся у ребенка в начальной школе, и осознание их роли в успешности ребенка в будущем;
— символическое избавление от негативных характеристик, мешающих успешности ребенка;
— повышение уверенности учащихся в дальнейшем успехе.
Ведущий: «Ваша жизнь в начальной школе была наполнена самыми разнообразными событиями: хорошими и не очень. А теперь представьте, что вы можете забрать из начальной школы все, что поможет вам и вашему классу успешно учиться и дружить в пятом классе. Что бы вы взяли? Только давайте сразу договоримся: не будем брать мебель, цветы из вашего старого класса, а также вашу любимую учительницу. А можно взять, к примеру, знания, которые вы получили».
Учащиеся работают над заданием в индивидуальном режиме, фиксируя ресурсы на листках.
Пояснение: при работе над этим заданием следует стремиться к тому, чтобы учащиеся написали свои личностные характеристики, знания, умения и навыки, характеристики классного коллектива и т д. То есть те ресурсы, которые помогут в средней школе. Важно акцентировать внимание на том, чтобы дети брали с собой то, что отвечает требованиям реальности. Практика показывает, что дети в первую очередь пишут в качества ресурса учителя начальных классов, а отдельные учащиеся готовы взять с собой всю классную мебель.
Ведущий: «Написали? Давайте теперь соберем общий “Мешочек успеха”, куда сложим все необходимые школьнику знания, характеристики».
Каждый ребенок читает свою записку вслух и кладет ее в мешочек.
В конце делается общий вывод о том, что поможет ученикам быть успешными в средней школе.
После этого «Мешочек успеха» как символ будущих побед торжественно передается учащимся и вкладывается в портфолио класса (книгу для будущего классного руководителя).
Ведущий: «Теперь представьте, что у вас есть шанс навсегда оставить в начальной школе все плохие качества, которые могут помешать вашему успеху, дружбе. Что бы вы ни за что не взяли с собой, навсегда оставив в прошлом?»
Учащиеся работают над заданием в индивидуальном режиме, фиксируя ресурсы на листках. Перед выполнением задания важно акцентировать внимание детей на том, что недопустимо писать фамилии одноклассников, что наблюдается в отдельных недружных классах.
Ведущий: «Написали? А теперь наполним второй мешочек — “Мешочек гадости”, куда поместим все то, что вы хотели бы забыть».
Каждый ребенок кладет в мешочек свою записку. После этого на основе записок организуется общая дискуссия о том, какие негативные черты могут помешать успеху. Записки могут зачитываться вслух только по желанию детей. По окончании дискуссии делаются выводы. Затем учащиеся вместе с психологом и учителем решают, что они будут делать с «Мешочком гадости». Практика показывает, что дети предлагают самые разнообразные варианты: утопить мешочек в раковине, сжечь, порвать все записки вместе с мешочком. После того, как дети договорились о способе избавления, идея воплощается на практике. В конце ведущий вместе учащимися подводит итоги как результат ответа на вопрос «Будет ли у меня все хорошо в будущем, если я избавлюсь от своих негативных черт?». Вывод делается учащимися, который затем обобщается психологом.
Ведущий: «Вы символически приобрели целый мешок успеха, а также избавились от тех качеств, которые могли бы помешать вашему успеху в пятом классе. Это может очень сильно помочь в будущем, но без вашего желания и старания никакой успех не постучится к вам в дверь. Поэтому не ленитесь и старайтесь!!!»
3. «Звездопад» для учителя, «звездное сердце» и не только...
Цель: эмоциональное отреагирование чувств по отношению к первой учительнице.
Ведущий: «С начальной школой мы попрощались, все самое хорошее забрали с собой, плохое оставили. Пора в пятый класс?! Мы ничего не забыли в начальной школе? Может быть, есть еще какие-нибудь желания, которые не реализованы? Проверьте еще раз».
Дети предлагают варианты и в итоге приходят к тому, что они забыли попрощаться с учителем.
Ведущий: «Да, конечно. Мы не можем оставить без внимания столь важный момент. Ваша учительница за четыре года зажгла много-много маленьких звездочек. Все они сейчас сидят передо мной за партами и готовятся перейти в среднюю школу. А давайте и мы на прощание «искупаем» в звездах вашу учительницу. Устроим ей прощальный «звездопад» в знак благодарности к ней, подарим ей частичку самих себя... Ведь ей тоже нелегко расставаться с нами, но у нее навсегда останутся ваши прощальные звездочки, которые будут поддерживать ее и придавать ей силы. Тем более что учителя сейчас нет в классе и у нас возможность устроить ему сюрприз».
Ведущий кладет на стол большое количество цветных звездочек. Каждый учащийся берет одну или несколько из них. На каждой звездочке они пишут свои пожелания учителю, рисуют все то, что они бы хотели подарить ему. При желании детские работы подписываются, но это не является обязательным моментом.
Далее с детьми обговаривается вся церемония «звездопада», смысл которой в том, что после ритуала в круге по тайному сигналу (предложенному детьми) они будут «обсыпать» учителя звездами.
Учитель приглашается в класс для церемонии. Дети образуют вокруг него круг.
Ведущий (учителю): «За четыре года вы зажгли много ярких звездочек — вот они перед вами. Каждый из них хочет подарить вам в знак благодарности свои звездные пожелания».
Все желающие говорят или зачитывают свои пожелания, показывая учителю свою звездочку После того как вся желающие высказались, по тайному сигналу дети обсыпают стоящего в центре учителя всеми звездами, которые нарисовали, а затем выкладывают из них на доске сердце — символ огромной любви к первой учительнице. Завершается процедура фотографированием на фоне сердца.
5. Зажигаем огонь пятого класса
Цель: появление и фиксация новой позиции — учащегося средней школы.
Ведущий: «Теперь нам уже пора в дорогу... Еще несколько мгновений, и огонь пятого класса, который внесет факелоносец, ознаменует переход из начальной школы в среднюю. У нас есть еще несколько минуточек, на которые вы можете задержаться в начальной школе. Поэтому вы можете сделать на прощанье то, что считаете нужным, — все зависит только от вас».
Дети сами предлагают варианты и исполняют их.
Ведущий: «Осталось 30 секунд до внесения факела с огнем. Пора становиться в круг».
Учащиеся вместе с классным руководителем, психологом становятся в круг, беря в руки свечки.
Ведущий: «Все, что осталось за кругом, — это огромный мир начальной школы, который вскоре нам предстоит покинуть. А все, что внутри него, — новый мир средней школы, который нам сейчас предстоит создать. Пока он будет маленьким, но очень скоро и он станет таким же огромным, как и мир начальной школы».
Вбегает факелоносец с огнем и передает факел ведущему.
Ведущий: «Итак, огонь доставлен. Все, пора в среднюю школу. Ваша зажженная свеча является вашим пропуском в среднюю школу, а вы становитесь пятиклассниками. Начнем!»
Ведущий зажигает ученику свечу от факела в тот момент, когда ребенок будет внутренне готов к переходу в среднюю школу, о чем учащиеся сигнализируют поднятием руки. При зажжении огня ребята описывают настроение, с которым они переходят в пятый класс, свои чувства, а также говорят пожелания своим одноклассникам. Этот момент не является обязательным для всех участников — необходимо исходить из желания ребенка.
6. Прощальная метафора
и «философский» камень
Цель: актуализация значимости активной субъектной позиции в достижении успеха в средней школе.
Ведущий: «У каждого из вас зажженная свеча. Вы стали пятиклассниками. Много слов было сказано. Послушайте небольшую притчу, которая поможет вам в будущем.
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусочек.
— Что тебе слепить? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье и успех, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь этот глиняный комочек.
Так происходит и в жизни. Педагоги — не волшебники, и они не могут по велению волшебной палочки сделать вас тем, кем вы пожелаете. Но в течение четырех лет начальной школы они каждый день дарили вам знания, умения, учили вас дружить, общаться, преодолевать трудности. В итоге каждый из вас приобрел “Изумруд счастья и успеха”, где есть и частички дружбы, частички знаний, и конечно, частички души самих педагогов. Этот камень может помочь вам стать успешными в будущем. (Ведущий показывает всем “Изумруд счастья и успехов”.) Но не все зависит только от него. Гораздо больше зависит от вас. Только тот, кто очень хочет, старается, не боится трудностей — только тому камень принесет счастье, успех!
Я уверена, что вы все в пятом классе найдете свое счастье, и все оставшиеся годы в школе вам будет сопутствовать успех!»
Учащиеся получают «Изумруды Счастья и успехов».
7. Круг огня
Цель: фиксация новой роли и формирование уверенности в успехе в пятом классе.
Ведущий: «Вы все получили “Изумруды счастья и успеха”, но наш личный успех невозможен без дружного класса, где каждый участник готов оказать поддержку любому члену коллектива. Поэтому важно соединить наши свечи, создав единый большой огонь, тем самым показав, что мы единое целое, дружный класс, у которого все самое лучшее еще впереди!»
Учащиеся соединяют свечи, создавая один большой факел.
Ведущий: «Церемония практически завершена — осталось только одно важное событие перед тем, как мы закончим. Мы зажгли огонь пятого класса, средней школы, который будет нам светить еще очень долго. Эти свечки вы заберете с собой, и когда вам будет трудно в учении, общении, когда вам не будет хватать сил: зажгите их, и у вас появятся силы для того, чтобы справится с трудностями. Сейчас пора потушить свечки, чтобы беречь силы огня, — они вам еще пригодятся в будущем. Но не тушите свечки все сразу: сделайте это тогда, когда вы почувствуете, что набрались сил и вам хватит их для длинного пути. А наш большой факел — он так и будет гореть, ведь мы — уже ПЯТИКЛАССНИКИ, и этого не отнять!»
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 789
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 1094
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0