Вестник практической психологии образования
2008. Том 5. № 3. С. 3–5
ISSN: 2658-3100 (online)
Стоит ли осуждать себя?
Общая информация
Рубрика издания: От редакции
Тип материала: редакторская заметка
Для цитаты: Дубровина И.В. Стоит ли осуждать себя? [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2008. Том 5. № 3. С. 3–5. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2008_n3/28525 (дата обращения: 27.12.2024)
Полный текст
Дорогие педагоги-психологи!
Очередной учебный год диктует нам свои условия нашего существования. Наступила пора новых профессиональных поисков и открытий, надежд и разочарований, радостей и огорчений. Ну что ж, это и есть наша профессиональная жизнь.
Приятно осознавать, что практическая психология стала неотъемлемой частью общественной жизни России, в наибольшей степени ее влияние заметно в развитии системы современного образования. Психологическая служба является необходимым компонентом этой системы, а сравнительно недавно возникшая новая специальность — практический психолог образования (или педагог-психолог) становится массовой.
Работа психолога — это новый вид общественно значимой профессиональной деятельности, она вызвана к жизни потребностями общества, новые социальные реалии которого повышают требования к развитию творческого и нравственного потенциала молодого поколения страны.
Деятельность психологической службы направлена на реализацию основных принципов государственной политики в области образования, которые основываются на гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности, общедоступности образования.
В своей деятельности педагоги-психологи руководствуются соответствующими международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Законом Российской Федерации «Об образовании», указами и распоряжениями Президента и Правительства Российской Федерации, решениями региональных министерств, городских департаментов и управлений образования, Положением о службе практической психологии, утвержденным Министерством образования Российской Федерации, и другими необходимыми документами.
В них подчеркивается, что психологическая служба в образовательном учреждении принципиально меняет социальную ситуацию развития ребенка, позволяя позитивно решать проблемы, касающиеся его учения, поведения, психологического здоровья.
Психологи работают в самых разных образовательных учреждениях: в детских садах и общеобразовательных школах, в интернатах и лицеях, в специальных школах и гимназиях, в колледжах и кадетских корпусах. Успех их деятельности напрямую зависит от взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса — с детьми, педагогами, администрацией, родителями, работниками специализированных психолого-медико-педагогических центров. В задачу психологов входит определение условий, необходимых для благоприятного проживания ребенком дошкольного и школьного детства, отрочества, ранней юности, максимальное содействие администрации в создании таких условий, оказание психологической помощи и поддержки как самим детям, так и их родителям, воспитателям, учителям в решении личных проблем, проблем обучения, воспитания, общения, отношений, переживаний, укрепление культурного взаимодействия воспитателей и родителей, учителей и родителей как важного условия нормального развития ребенка.
Психологи выступают, в определенной степени, гарантами права каждого ребенка на полноценное психическое и личностное развитие, на становление его индивидуальности. Они защищают ребенка не от кого-то конкретного, а от нарушений условий, способствующих его нормальной жизни и позитивному развитию.
Анализ многолетнего опыта работы психологической службы свидетельствует, что основная специфика решаемых задач и форм работы педагога-психолога зависит от типа образовательного учреждения. Каждое учреждение имеет особенности, которые определяют социальную ситуацию развития детей и тем самым оказывают влияние на психическое и личностное развитие каждого ребенка. Психолог анализирует проблемы, возникающие в конкретном учреждении (возрастные, социальные, образовательные, национальные, межнациональные, культурные), и строит свою работу в соответствии с пониманием этих проблем.
Работа в образовательном учреждении позволяет психологу основательно вникнуть в учебно-воспитательную ситуацию учреждения, узнать как воспитателей, учителей, так и воспитанников, учащихся, понять особенности их взаимоотношений, вступить в контакт с родителями. Психолог имеет возможность сочетать изучение поведения ребенка в реальных жизненных условиях с углубленным анализом его индивидуальных особенностей.
Поэтому работа педагога-психолога в любом учреждении образования регламентируется как общими требованиями к его профессиональной деятельности, зафиксированными в нормативных документах федерального и регионального уровня, так и задачами, которые стоят перед каждым конкретным учреждением образования.
Современный педагог-психолог — это специалист, получивший высшее психологическое образование. Его профессиональный уровень включает безусловное знание научных основ психологии, безупречное владение самыми разнообразными психологическими техниками, методами, осознание границ своей профессиональной компетенции и понимание ответственности за рекомендации, их осуществление и последствия, психологическую культуру, развитой ум и незаурядность личности. Это проявляется в самостоятельности мышления, в желании и умении работать не по шаблону, в безукоризненном владении родной речью, в тактичности поведения и общения. Все это позволяет психологу грамотно интерпретировать полученные диагностические данные, на основании этих данных делать заключение о невидимых психических процессах, состояниях и признаках, об условиях, необходимых для дальнейшего развития ребенка, находить общий язык со всеми участниками образовательного процесса, устанавливать с ними профессиональное эффективное взаимодействие.
И тем не менее, периодически возникают нарекания к работе психологов со стороны педагогов, родителей, общества.
Почему это происходит? Можно, конечно, сослаться на то, что окружающие не понимают сути работы педагога-психолога и поэтому с их стороны возникают различного рода претензии к нему. Однако думается, что накануне IV Всероссийского съезда психологов образования следует критически осмыслить свою профессиональную деятельность, чтобы понять причины возможного недовольства.
Ю.М. Лотман справедливо замечал, что мудрость состоит в том, чтобы критически относиться к себе и снисходительно к другим.
Об этом же писал один из добрейших и мудрейших наших современников — Булат Окуджава: Осудите сначала себя самого, Научитесь искусству такому, А уж после судите врага своего И соседа по шару земному.
Научитесь сначала себе самому
Не прощать ни единой промашки,
А уж после кричите врагу своему,
Что он враг и грехи его тяжки.
Не в другом, а в себе побеждайте врага,
А когда преуспеете в этом,
Не придется уж больше валять дурака —
Вот и станете вы человеком.
Думается, что за состояние психологической службы образования прежде всего несут ответственность не педагоги-психологи, а ученые-психологи, вузы, готовящие практических психологов, органы управления образованием. Можно отметить в связи с этим несколько моментов.
- Один из основных просчетов при создании основ психологической службы — отсутствие контекста психологической и общей культуры при рассмотрении всех ее компонентов и при подготовке кадров.
- Психологи в большей степени вносят в общественную практику методы, техники, приемы работы с людьми и в меньшей степени реализуют культурнонравственный потенциал своей науки и практики. Быть может, это объясняет тот факт, что, к сожалению, сейчас в нашем обществе в большей мере востребованы психологические знания, нежели психологическая культура, которая предполагает реализацию психологических знаний с гуманистических позиций уважения, совести, ответственности, бережного отношения к чувству личного достоинства, как своего, так и другого человека.
- Использование психологических практик вне контекста психологической культуры создает благоприятные условия для всякого рода манипулирования мыслями, чувствами, поведением людей. Это может вызывать негативное восприятие работы психолога сотрудниками образовательного учреждения и родителями, не обладающими достаточной психологической грамотностью.
- Мы не смогли привнести психологическую культуру даже в область образования, где работает много психологов, с мнением которых, однако, далеко не всегда считаются работники управления образованием. Ведь многие из многочисленных инноваций, реформаций, модернизаций в образовании происходят, скорее, в интересах экономических, политических, чем в интересах ребенка как растущего человека и развивающейся личности. Поэтому в образовательных учреждениях нарушаются многие законы психического и личностного развития человека в детском, подростковом и юношеском возрастах, и психолог не всегда может этому противостоять.
- Специальность педагога-психолога, как и сама психологическая служба, находится все еще в процессе своего профессионального становления. Еще не определено правовое поле педагога-психолога, не прописаны на законодательном уровне его функциональные обязанности, не выделены приоритетные направления и специфика его деятельности в связи с особенностями того или иного типа образовательного учреждения. Выпускники ряда вузов недостаточно понимают смысл своей будущей профессиональной деятельности в должности педагога-психолога.
- В стандартах образования педагогов-психологов не предусмотрено развитие профессиональной и психологической культуры специалиста в их единстве и взаимообусловленности. Это проявляется в неумении психологов культурно взаимодействовать с педагогами, родителями как с партнерами по решению вопросов развития, обучения, воспитания детей и школьников.
- Из всех видов деятельности педагога-психолога наименее развито и меньше всего реализуется в практике грамотное психологическое просвещение. Между тем, одна из насущнейших задач практической психологии — способствовать ликвидации психологической неграмотности общества и развитию психологической культуры населе-I ПЫ с|р. ты.
Однако, все это — недочеты, ошибки бурно развивающейся психологической службы образования — вполне исправимы, если на это будут направлены наши помыслы, желание и воля.
Дорогие коллеги! Редакционный совет и редколлегия журнала искренне желают вам благополучия не только в профессиональной, но и в вашей личной жизни — присутствия в ней любви, взаимопонимания с близкими людьми. Ждем ваших писем, статей, предложений, вопросов, замечаний, рассуждений — только вместе мы сможем хоть в какой-то степени способствовать дальнейшему развитию психологической службы образования.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 781
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 493
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0