Вестник практической психологии образования
2008. Том 5. № 3. С. 7–9
ISSN: 2658-3100 (online)
Всероссийский фестиваль психологических служб
Общая информация
Рубрика издания: События
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Решетникова О.В. Всероссийский фестиваль психологических служб [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2008. Том 5. № 3. С. 7–9. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2008_n3/28529 (дата обращения: 16.11.2024)
Полный текст
С 29 сентября по 4 октября 2008 года прошло насыщенное как событиями, так и эмоциями его участников мероприятие — Всероссийский фестиваль психологических служб «Комплексная психолого-педагогическая и медико-социально-правовая помощь в условиях образовательного учреждения», в рамках которого состоялись: финал Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Психология развития и адаптации» и II Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2008».
Организаторами Фестиваля выступили Федерация психологов образования России, Московский городской психолого-педагогический университет, факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Центр практической психологии образования при поддержке Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России.
Объединение «в одном флаконе» двух таких важных мероприятий стало уже традиционным: в октябре 2007 года во Всероссийском детском центре «Орленок» так же совместно прошли два мероприятия: I Всероссийский конкурс «Педагог-психолог России — 2007» и Всероссийский фестиваль инновационных психолого-педагогических проектов «Психология и современное российское образование».
Отличие конкурса психолого-педагогических программ от конкурса проектов 2007 года было в том, что его итоги были подведены заранее, поэтому накала страстей здесь не было. Члены жюри еще в Москве оценили присланные на конкурс работы и выбрали победителей, которые имели возможность проводить презентации своих программ в рамках Фестиваля.
Это дало возможность его участникам (а их в Сочи приехало более двухсот человек) познакомиться с наиболее интересными наработками психологов образования и позволило немного разрядить то неизбежное напряжение, которое царило на Всероссийском конкурсе «Педагог-психолог России — 2008». Если конкурс 2007 года можно было рассматривать как «пробу сил» в проведении таких мероприятий, то в 2008 году конкурсантам и членам жюри пришлось работать с полной отдачей: участников было в три раза больше, да и все задания первого, второго и третьего тура нужно было «отрабатывать» на сцене, перед полным залом.
Надо отдать должное участникам: все они проявили огромную волю к победе, преданность своей профессии и психологическую устойчивость. Самым сложным был первый тур, состоявший из двух заданий — «Визитная карточка» и «Представление опыта работы», на котором участники соревновались в течение целого рабочего дня!
Пожалуй, наиболее заметный качественный прорыв наблюдался в презентациях участников: по сравнению с прошлым годом они стали более интересными и разнообразными в подборе изобразительных средств. И, как мне показалось, психологи стали более профессиональными в осознании себя, своей роли в системе образования. Приятно, что ряд участников (из Дагестана, Мордовии, Якутии) обращались к своим историческим корням, привнося в свои презентации элементы национальной культуры. Участники конкурса представляли не только все многообразие работы психологов в системе образования (детские сады, школы, ППМС-центры), но и широкую географию нашей страны (от больших городов и до маленьких поселков).
Мудрость и опыт одних специалистов соперничали с молодостью и поиском других. Поэтому, в отличие от прошлого года, когда мнения членов жюри при выборе победителей были практически единогласными, принятие общего решения сейчас было нелегким.
На мой взгляд, каждый из четырех вышедших в финал педагогов-психологов: Е.В. Ризванова, З.Н. Дусеева, Е.Я. Дивулина и Ф.Г. Алиева были достойны звания победителя.
Но все же победил сильнейший и опытный специалист: Елена Викторовна Ризванова (д. Никоново, Раменский район, Московская область).
Примечательно, что в этом году, как и в прошлом, победителем стал педагог-психолог из сельской местности. Есть ли в этом какая-то закономерность? Наверно, покажет очередной конкурс. Хотя, очевидно, работа психолога в сельской школе требует большей универсальности, более широкого видения общей ситуации в образовательном учреждении. Так или иначе, этот конкурс показал, что сложно и неправомерно сравнивать работу психолога, работающего в школе, со специалистом ППМС-центра или коррекционного образовательного учреждения. А работа дошкольного психолога сильно отличается от работы с подростками. Везде присутствует своя специфика, и было бы лучше оценивать работу специалистов по номинациям.
Поэтому организаторы и члены жюри решили, что в будущем году, когда участников всероссийского этапа конкурса профессионального мастерства станет еще больше, конкурсную борьбу оптимальнее проводить среди «товарищей по цеху». А затем уже из них выбирать победителей. Кроме того, стало понятно, что для объективной оценки уровня подготовленности специалистов необходимо наблюдать за их работой не только на сцене, но и в реальных условиях работы с детьми.
Предполагается, что в следующем году в Сочи будет проходить не просто конкурс или фестиваль, а форум, на котором должно больше времени уделяться серьезным дискуссиям, обсуждениям, решению общих наболевших вопросов.
Правда, время для профессиональных обсуждений и дискуссий нашлось и на прошедшем, насыщенном конкурсной борьбой Фестивале. Большой интерес участников вызвали семинары В.П. Стахов- ской «Создание автономного образовательного учреждения на базе ППМС-центра (опыт Калининградской области), А.Г. Петрынина «Криминальная подростковая субкультура: пути и средства ее преодоления», М.Р. Битяновой «Построение системы психологической работы в школе: основные шаги проектирования».
Но самая острая полемика развернулась на круглом столе «Психологические СМИ в формировании позитивного образа педагога-психолога: опыт газеты «Школьный психолог». Его основной ведущий И.В. Вачков организовал обсуждение проблем, связанных с негативным отношением к психологам на разных уровнях: государственном, общественном и личностном.
В дискуссию включились не только сами специалисты, но и представители Министерства образования и науки РФ (Е.И. Метелькова), ведущие ученые (И.В. Дубровина), руководители региональных и муниципальных психологических служб.
Основным итогом обсуждения стало то, что психологам нельзя ждать «милости от природы», а необходимо начинать работу над формированием собственного имиджа.
Ведь мы сами творим свою историю — историю создания и развития психологической службы в системе образования. И от нашего профессионализма, творчества и энтузиазма зависит то, какой будет наша профессия в будущем.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 683
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 563
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0