Материнство и самоактуализация современной женщины

1295

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Воронова А.А. Материнство и самоактуализация современной женщины [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2008. Том 5. № 3. С. 36–38. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2008_n3/28539 (дата обращения: 19.04.2024)

Полный текст

 

Указом Президента России 2008 год объявлен годом семьи. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы пропаганды семейных ценностей, внимания к проблемам защиты материнства и детства, приоритетам культурно-духовного воспитания детей, роли женщины в современном обществе. В рамках перечисленных вопросов несомненную значимость представляет изучение особенностей материнского отношения к ребенку.

Исторически сложившиеся взгляды на роль женщины в обществе, в семье не дают достаточно полной картины современного материнства. Материнство — медицинская, биологическая, социальная и психологическая проблема. Мать обеспечивает продолжение рода от вынашивания младенца до участия в его социализации. Однако, выполняя только материнские функции, многие современные женщины могут испытывать проблемы в самореализации. Рождение ребенка, на их взгляд, приводит к определенным трудностям в профессиональном и карьерном росте.

Как показывает опыт работы в «Школе материнства» при Царицынском центре социального обслуживания «Журавушка», одной из наиболее часто встречающихся проблем, с которыми матери обращаются в семейную консультацию, является нарушение взаимоотношений между родителями и ребенком, что имеет серьезные последствия для развития ребенка, формирования его характера, личности. Практика семейной психотерапии свидетельствует, что переживание женщиной невозможности реализовать свои способности в различных областях жизни может оказывать существенное влияние на ее отношение к ребенку. С этой точки зрения, интересно проанализировать, как соотносятся уровень самоактуализации женщины-матери и ее отношение к ребенку.

По мнению А.Я. Варги, В.В. Столина [4] и других, родительские отношения — это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков.

А.Я. Варгой выделяются пять детерминант родительского отношения:

1)   особенности личности матери;

2)   клинико-психологические особенности ребенка;

3)   социо-культурные и семейные традиции оформления родительского поведения;

4)   этологический фактор раннего контакта с матерью;

5)   особенности общения взрослых членов семьи между собой.

 

Рассмотрение факторов отношения матери к детям с позиций индивидуального и социально-общественного развития человека позволяет сопоставить и объединить детерминанты отношения матери к ребенку, соответственно, индивидуальным и социально-обусловленным пространствам бытия личности матери. В результате чего самоактуализация личности матери и семейная структура, к которой она принадлежит, представляются нам важнейшими детерминантами ее отношения к детям.

Попытку обозначить роль самоактуализации в родительском отношении можно найти в различных источниках. Изучая ценностные ориентации семьи, А.Н. Елизаров пишет, что «причиной семейного неблагополучия является не то, что супруги удовлетворяют свои потребности в самоактуализации, саморазвитии и самосовершенствовании во «внесемейной» сфере, хотя это, естественно, тоже может влиять на семейное благополучие, а то, что сами потребности у этих людей в самоактуализации, самореализации и самосовершенствовании не развиты и находятся в зачаточном состоянии» [2].

Реализация личности в зрелом возрасте предполагает воспитание ребенка, передачу ему опыта и накопленной мудрости в процессе наставничества. Однако если воспитание выступает единственным смыслом и ценностью в жизни, то в момент завершения выполнения им воспитательной функции велика вероятность возникновения кризисной ситуации, связанной с необходимостью переосмысления жизненного пути, построения новых жизненных смыслов и целей. Если переосмысление непродуктивно, родитель сталкивается с ситуацией утраты смысла жизни и переживанием личностного краха как неспособности к построению новых жизненных планов.

От уровня развития самоактуализации женщины будет зависеть и содержание конкретного отношения к ребенку. Наиболее интересное исследование в данном направлении было проведено Э. Шостромом. Автор указывает на то, что истинным актуализатором

может быть человек «воспринимающий себя и другого как «ты», то есть в качестве человеческого существа, обладающего безусловной ценностью, в противовес восприятию себя и другого как «оно», или в качестве «вещи», что характерно для манипулятора» [8].

Истинное понимание между двумя людьми происходит благодаря их самовыражению: каждый выражает свои желания или потребности вместо того, чтобы требовать; предпочтения вместо того, чтобы приказывать; одобрение вместо того, чтобы терпеливо пережидать. Каждый из них, если потребуется, готов сознательно пожертвовать чем-либо ради интересов другого, а не изображать смирение. Такие отношения можно назвать близостью и противопоставить их отношениям ди- станцированности.

Находясь в процессе самоактуализации, человек принимает себя и других с позиции самоценности, а не с позиции неполноценности. Иначе говоря, чем более «актуализированной» является женщина, тем более «актуализированным» и неманипулятив­ным является стиль ее отношения к ребенку.

Таким образом, можно предположить, что само­актуализация является важной детерминантой родительского отношения современной женщины к детям. Основанием для такого предположения служит следующее.

Г.Г Филиппова в своем исследовании рассматривает материнство как часть личностной сферы женщины [5], имеющее фило-онтогенетическую историю и ориентированное на задачи рождения и воспитания ребенка. На основе анализа отечественных и зарубежных исследований материнства, а также с опорой на анализ филогенеза материнской потреб- ностно-мотивационной сферы, автор делает вывод о том, что ценность ребенка является ядерным образованием в ценностно-смысловом блоке матери.

Женщина, для которой дети являются жизненной ценностью, стремится увидеть в них свое продолжение, воспитать у них способности, которые помогут им найти свое место в жизни. Человек хочет жить дальше в своих детях. Однако это желание не является инстинктивным, врожденным, оно приобретается в процессе воспитания. Почти каждый человек нуждается в осознании того, что в детях он найдет свое продолжение. Когда ребенок появляется на свет, он становится для родителей самым дорогим существом, для воспитания которого необходима активная деятельность, то есть возникает благородная цель, обогащающая смысл жизни человека. Ребенок дает взрослому очень много. Гораздо больше, чем обычно думают: он помогает человеку стать Человеком, делает его жизнь полнее, полноценнее.

Материнство в жизни женщины играет совершенно уникальную, важную роль. Оптимистическое отношение к жизни является результатом счастливого материнства. Ничто не может с такой силой принести удовлетворение женщине-матери, дать ей более полное сознание осмысленности прожитой жизни, как убежденность в том, что ее материнские предназначения реализованы успешно.

Однако, как отмечает Л.Б. Шнейдер [7], существуют некоторые особенности развития материнства в современных условиях, в результате чего оно занимает незначительное место в иерархии ценностей женщины, оттесняется иными ценностями: профессиональными, поиском материального благополучия и пр. С другой стороны, растет количество молодых, активных женщин, предпочитающих иметь детей вне брака, хотя известно, что неполные семьи составляют группу риска с точки зрения как развития ребенка, так и психологического здоровья матери.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что самоактуализация является важным фактором, обусловливающим родительское отношение современной женщины к детям: чем выше уровень само­актуализации взрослого, тем более субъектным будет его отношение к ребенку. При этом материнство может являться сферой самоактуализации современной женщины при условии, что оно является для женщины ведущей ценностью и призванием.

В нашей работе мы исследовали особенности родительского отношения женщины к ребенку в зависимости от уровня ее самоактуализации. Были исследованы три группы испытуемых: замужние женщины с детьми, замужние женщины без детей, незамужние женщины с детьми. Группы были выровнены по возрасту (20—25 лет), уровню образования и материальному положению участниц. Группа замужних женщин без детей для нас интересна познанием того, как молодые женщины представляют материнство, свою роль во взаимоотношениях с будущими детьми.

Основными методами исследования были: «Тест родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин) [4], «Самоактуализационный тест (модификация Л.Я. Гозмана, М.В. Кроза)» [1], анализ проективного рисунка «Я и мой ребенок», контент-анализ сказки «Мать и дитя».

Данные, полученные в результате проведения исследования, были подвергнуты математической обработке с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена и t-критерия различий Стьюден- та. Представленные различия достоверны на высоком уровне значимости (преимущественно р<0,001).

Мы можем изобразить исследуемые выборки в виде последовательности, по нисходящей — от выборки с самыми высокими показателями самоакту­ализации до выборки с самыми низкими показателями по шкалам самоактуализации: «Замужние женщины без детей Незамужние женщины с детьми Замужние женщины с детьми».

Таким образом, мы видим, что чем меньше в жизни женщины заботы о других людях, тем уровень са­моактуализации выше.

С другой стороны, замужние женщины, не имеющие детей, больше, чем замужние и незамужние женщины с детьми (между этими группами существуют значимые различия — р<0,001) стремятся выглядеть в отношении собственного развития, самоактуали­зации в более благоприятном свете. Возможно, это связанно с внутренним дискомфортом, чувством неполноценности, связанными с отсутствием детей.

Для замужних женщин с детьми характерна компенсация стремления к самоактуализации посредством симбиотических отношений с ребенком, что подтверждается и результатами «Теста родительских отношений» и анализом рисунка «Я и мой ребенок».

В группе незамужних женщин с детьми мы выделили следующую особенность: в случае, если у незамужней женщины отмечен низкий уровень независимости и самостоятельности (шкала поддержки), то существует достоверная взаимосвязь с противоречивым отношением к ребенку. Это вполне понятно, так как недостаток взаимодействия с мужем в воспитании ребенка, скорее всего, сказывается на уверенной трансляции того или иного отношения, воспитательной меры. С другой стороны, незамужние женщины с детьми в большей степени, чем испытуемые из других групп склонны высоко оценивать способности ребенка, поощрять его самостоятельность и инициативу, стараться быть с ним «на равных» в случае демонстрации высоких значений по шкалам самоактуализационного теста. Таким образом, в данной группе испытуемых существует взаимосвязь между принимающим отношением к ребенку и высоким уровнем самоактуализации.

Полученные данные свидетельствуют о том, что имеющие детей замужние женщины более эмоционально зависимыми от мнения других людей. Для них характерна компенсация стремления к самоактуа­лизации посредством симбиотических отношений с ребенком, что подтверждается и результатами «Теста родительских отношений» и анализом рисунка «Я и мой ребенок».

Возможно, подобные результаты можно объяснить тем, что в современном российском обществе по-прежнему актуальной и социально-желательной является модель поведения замужней женщины как той, которая, прежде всего, хорошо заботится о своей семье, о муже и ребенке. В этой модели самоактуализация вне семьи не рассматривается как значимая.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что самоактуализация личности женщины, а также ее семейное положение являются факторами, влияющими на отношение к ребенку:

—   чем выше уровень самоактуализации личности женщины, тем в меньшей степени она будет стремиться к симбиотическим отношениям со своим ребенком;

—   в ситуации, когда женщина вынуждена заботиться о собственном профессиональном развитии (неполная семья), уровень ее самоактуализации будет выше.

Литература

  1. Гозман Л.А. Самоактуализационный тест. — М., 1995.
  2. Елизаров Е.Н. Ценностные ориентации семьи как фактор родительско-юношеских отношений конфликтов: Автореф. … канд. дисс. — М., 1995.
  3. Семья в психологической консультации.— М., 1989.
  4. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультативной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы
  5. психологического консультирования. — М., 989. — С. 16—37.
  6. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. — М., 2002. — С. 106.
  7. Хозяинова Т.К. Особенности самоактуализации личности матери как фактор ее отношения к детям. Автореф. … канд. дисс. — Краснодар, 2004.

Информация об авторах

Воронова Армине Аршакова, Старший преподаватель кафедры возрастной и семейной психологии Московского гуманитарного института им. Е.Р. Дашковой, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1115
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 19

Скачиваний

Всего: 1295
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0