Вестник практической психологии образования
2008. Том 5. № 4. С. 25–31
ISSN: 2658-3100 (online)
Динамика ценностных ориентаций личности младших школьников в условиях раннего экономического образования
Общая информация
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Журавлев А.Л., Дробышева Т.В. Динамика ценностных ориентаций личности младших школьников в условиях раннего экономического образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2008. Том 5. № 4. С. 25–31. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2008_n4/28532 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
В двух предыдущих статьях, посвященных исследованию проблем экономической социализации детей и подростков («Вестник практической психологии образования» №№ 2, 3 за 2008 год), были сформулированы теоретический и методический подходы к изучению феноменов экономической социализации, среди которых особая роль отводилась ценностным ориентациям (ЦО). Предполагалось, что изменение некоторых из них в результате целенаправленного и контролируемого воздействия, осуществляемого в условиях экономического образования (в школе и семье), может рассматриваться в качестве показателя экономической социализированности формирующейся личности на этапе первичной социализации. Однако изучаемая динамика непосредственно связана с особенностями самих факторов экономической социализации, то есть экономическим образованием в школе и семье.
Термин «экономическое образование» в данном контексте рассматривается в широком смысле: как процесс и результат соответствующего типа обучения и воспитания. С нашей точки зрения, описательный подход к исследованию данных факторов не раскрывает характер их взаимоотношений в процессе осуществляемого воздействия. Это обстоятельство и определило выбор метода исследования — естественного формирующего социально-психологического эксперимента, ориентированного на проверку многофакторной модели социальной детерминации психологических свойств личности.
Итак, целью данной работы выступило изучение динамики ЦО личности младшего школьника под влиянием раннего экономического образования.
Поскольку подробно экспериментальная модель исследования изложена в статье «Специфика естественного формирующего эксперимента в социально-психологическом исследовании» (см. «Вестник» №3/2008), мы лишь напомним, что основные направления анализа его результатов основывались на выявлении: 1) общей динамики в структуре ЦО личности младших школьников (независимо от наличия или отсутствия экономического образования);
2) частной (парциальной) динамики ЦО, т. е. характерной для обучавшихся и не обучавшихся школьников;
3) отсутствия динамики в группе устойчивых (по отношению к изучаемым факторам) ЦО;
4) вклада независимой и дополнительных переменных в изучаемую динамику.
Предваряя изложенные ниже данные, следует отметить, что они отражают специфику экономической социализации формирующейся личности именно на этапе первичной социализации, так как затрагивают не столько собственно экономические ценности (богатство, деньги и пр.), динамика которых характерна для взрослого населения в период радикальных социально-экономических изменений [4, 6 и др.], сколько связанные с ними волевые, социальные, нравственные и другие типы ценностей.
Общая и парциальная динамика ценностных ориентаций личности младших школьников
Установленная в процессе исследования динамика позволила охарактеризовать те изменения в структуре ЦО, которые произошли в группах «обучавшихся» (экспериментальные) и «необучавшихся» (контрольные) школьников. С этой целью выявлялось наличие сдвига (по Т-Вилкоксону; р<0,05) в иерархии ценностей через сравнение данных в двух группах (одна контрольная и одна экспериментальная), в которых до и после обучения проводилось тестирование по двум методикам (методика попарного сравнения 11-ти ЦО личности С.С. Бубновой [1] и методика изучения ЦО Н.А. Волковой [3]) (рис. 1 и 2).
На рис.1 можно увидеть, что в ценностной структуре школьников до обучения наиболее значимыми являются типы интеллектуальных (1-е место), нравственных (2 ранг) и волевых (3 ранг) ЦО (по методике Н.А. Волковой). После обучения для детей «необу- чавшихся» на первое место выдвигаются нравственные, затем — интеллектуальные и без изменений остаются волевые ЦО (они значимы, но не актуальны), а для «обучавшихся» школьников волевые ценности, наоборот, становятся самыми важными. Интересно, что для данной категории детей становится очень значимым то, чтобы быть красивым, физически развитым, сильным, выглядеть старше своих лет и т. д. (тип соматических ЦО).
Наряду с данными различиями у «обучавшихся» и «необучавшихся» школьников выделяется и общая тенденция, связанная с динамикой интеллектуальных и социальных (ориентации на других людей) ЦО, причем снижение значимости первых, с нашей точки зрения, связано с изменением деятельностной доминанты в переходный период от младшего школьного к подростковому возрасту.
Характер частной динамики типов ЦО имеет как позитивную, связанную с ростом значимости соматических, волевых, материальных (в группах «обучавшихся» школьников), а также нравственных и культурных ценностей (в группах «необучавшихся» школьников), так и негативную направленность, определяемую через снижение значимости социальных, нравственных (группы «обучавшихся») и соматических (группы «необучавшихся») ценностей.
Анализ структуры ЦО личности младших школьников (по методике С.С. Бубновой) определил общую для всех детей тенденцию, связанную с наличием в ней инвариантных ценностей, значимость которых к концу года возрастает, но их ранг при этом не изменяется (рис. 2.). Это — «здоровье» (1 ранг), «общение» (2 ранг) и «любовь» (3 ранг), которые определяют жизненный смысл (терминальные ЦО). Причем сравнение ценностных структур родителей и школьников позволило выявить совпадения в иерархии данных ЦО как наиболее предпочитаемых и в ориентациях на «приятное времяпрепровождение, удовольствия, отдых» (11 ранг) как наименее значимых. Эти ценности не связаны с независимой переменной — ранним экономическим образованием. Они формируются родителями и определяют самое важное в жизни младшего школьника: наличие хорошего здоровья, любви к родителям, близким, друзьям, — и наименее важное: приятное времяпрепровождение, удовольствия, отдых.
Общая для всех испытуемых тенденция к отвержению приятного времяпрепровождения, удовольствий, отдыха связана, с нашей точки зрения, с тем, что в период радикальных и более умеренных изменений в обществе родители ориентированы на то, чтобы тратить заработанные деньги, в первую очередь, на здоровье, а также вкладывать их в образование (причем не только в образование детей, но и собственное). Для них остаются значимыми ценности профессионального успеха и уважения со стороны других людей. Такая тенденция, обусловленная влиянием родителей, формируется и у детей младшего школьного возраста. Устойчивость ценности общения в структуре ЦО исследуемых школьников во многом определяется возрастом респондентов, которые к концу учебного года находятся на границе с подростковым. Данный вывод подтверждается и результатами регрессионного анализа.
Однако, в сознании «обучавшихся» школьников выявлена также позитивная динамика ценности высокой социальной активности, наличие которой связывается с влиянием экономического образования как независимой переменной. Следует отметить, что в группах «необучавшихся» подобного изменения не наблюдается.
Таким образом, анализ выявленных различий в динамике ЦО (по двум методикам) показал, что в структуре ЦО младших школьников существуют ценности, изменение которых не актуально для данного возраста. Это типы эмоциональных, волевых, материальных ЦО (методика Н.А. Волковой), а также ценность высокой социальной активности (методика С.С. Бубновой). Данные ценности не изменили свой ранг в группе «не- обучавшихся» детей, но продемонстрировали позитивную (волевые и материальные ЦО, значимость социальной активности) и негативную (эмоциональные ЦО) динамику в группе «обучавшихся».
Кроме внутригрупповой динамики, выявленной с помощью срезов до и после обучения, необходимо было определить наличие/отсутствие межгрупповых различий в структуре ЦО школьников (по Т-критерию). С этой целью сравнивались данные двух экспериментальных (одна — квази-, другая — с предварительным тестированием) и двух контрольных групп (аналогичные экспериментальным), полученные в результате повторного тестирования детей в конце учебного года (табл. 1).
Ценностные ориентации |
Критерий Ливена |
Критерий Стьюдента |
||
значения критерия |
уровень значимости (при p>0,05) |
значения критерия |
уровень значимости (при p<0,05) |
|
Эмоциональные* |
3,066 |
0,082 |
-2,782 |
0,006 |
Волевые* |
1,361 |
0,245 |
0,020 |
0,000 |
Интеллектуальные* |
0,021 |
0,884 |
-2,626 |
0,009 |
Нравственные* |
1,699 |
0,194 |
-1,559 |
0,000 |
Материальные* |
0,082 |
0,774 |
-2,550 |
0,012 |
Высокая социальная активность...** |
0,103 |
0,749 |
2,019 |
0,043 |
Табл. 1. Различия в структуре ценностных ориентаций личности у «обучавшихся» и «необучавшихся» младших школьников (методика Н.А. Волковой*, методика С.С. Бубновой**).
Жирным шрифтом выделены совпадения с внутригрупповой динамикой
Полученные результаты во многом подтвердили ранее выявленные различия внутригрупповой динамики ЦО. Дети, прошедшие обучение, отличаются от «необучавшихся» по: эмоциональным, волевым, нравственным, интеллектуальным, материальным ЦО, а также по ценности высокой социальной активности. То есть в группе «обучавшихся» наблюдается снижение значимости эмоциональных и нравственных ЦО и возрастание значимости волевых и материальных ЦО и ценности высокой социальной активности.
Школьники из группы «необучавшихся», наоборот, демонстрируют снижение волевых и материальных ЦО и возрастание ценности «помощь и милосердие к другим», которая положительно коррелирует с нравственными ЦО (последние не показали в течение года значимых изменений). При этом группа нравственных ценностей: чуткость, справедливость, ответственность, самокритичность и т. д. (по методике Н.А. Волковой), — с одной стороны, не включает гуманистические ценности, связанные с альтруистическим поведением личности, с другой — является необходимым условием для проявления милосердия и оказания помощи другим людям.
Для проверки гипотезы о связи изменений в структуре ЦО (зависимая переменная) и школьного экономического образования (независимая переменная) использовался дискриминантный анализ, который выявил, что экспериментальную и контрольную группы позволяет различать учет следующих переменных: эмоциональных, волевых, культурных, интеллектуальных, материальных ЦО, а также ценности высокой социальной активности. Показатели статистической значимости различения групп (Х-Вилкса и р -уровень значимости) по данным переменным указаны в табл. 2.
Ценностные ориентации |
Х-Вилкса |
F |
уровень значимости |
вклад переменных в функцию |
Эмоциональные* |
0,935 |
8,885 |
0,003 |
-0,443 |
Волевые* |
0,913 |
12,254 |
0,001 |
0,847 |
Интеллектуальные* |
0,940 |
8,119 |
0,005 |
-0,238 |
Материальные* |
0,899 |
14,432 |
0,000 |
-0,492 |
Культурные* |
0,939 |
8,382 |
0,000 |
-0,178 |
Высокая социальная активность** |
0,961 |
5,146 |
0,025 |
0,520 |
Табл. 2. Показатели различения групп «обучавшихся» и «необучавшихся» школьников по вкладу ЦО в дискриминантную функцию (методика Н.А. Волковой*, методика С.С. Бубновой**)
Вклад каждой из вышеперечисленных ЦО в дискриминантный анализ определялся по значениям F-Фишера, толерантности и статистики F-удаления. В результате было выявлено, что вклад интеллектуальных и культурных ЦО в эти изменения невысокий, поэтому их можно не учитывать (табл. 2).
Таким образом, подтвердилось предположение о том, что снижение значимости интеллектуальных ценностей не связано с экономическим образованием как независимой переменной. К концу младшего школьного возраста интерес к учебной деятельности снижается в связи с изменением ведущей деятельности, что согласуется с данными многих авторов [3 и др.].
Итак, в дискриминантную функцию вошли: волевые, эмоциональные, материальные ЦО и ценность социальной активности, причем первая и последняя с положительным знаком, а вторая и третья — с отрицательным, что свидетельствует об их обратнопропорциональной зависимости между собой.
В результате анализа получено 82,5% правильно классифицированных случаев в экспериментальной группе и 77,5% — в контрольной (табл. 3). Таким образом, можно предположить, что группа «обучавшихся» школьников по структуре ЦО более однородна, чем группа «необучавшихся».
Группа |
Количество (чел.) |
Предсказание принадлежности к группе по дискриминантной модели |
|
«обучавшиеся» |
«необучавшиеся» |
||
«обучавшиеся» |
80 |
66 чел. (82,5%) |
14 чел. (17,5%) |
«необучавшиеся» |
80 |
18 чел. (22,5%) |
62 чел. (77,5%) |
Табл. 3. Уровень предсказания принадлежности школьников к своей группе (по дискриминантной модели)
Следует отметить, что нравственные ЦО и ценность высокого социального статуса, изменение которых предположительно связывалось с ранним экономическим обучением, не вошли в дискриминантную модель.
Следовательно, возрастание волевых, материальных ЦО и ценности высокой социальной активности, а также снижение эмоциональных ценностей можно рассматривать как результат влияния независимой переменной «школьное экономическое образование». Однако изменение структуры ЦО личности младших школьников может быть связано и с другими переменными. Поэтому необходимо более точно определить, динамика каких ЦО обусловлена влиянием экономического образования, а каких — воздействием других факторов.
Многофакторная модель детерминации изменений в структуре ценностных ориентаций личности младших школьников
Наряду с экономическим образованием в школе, в своих семьях дети получают определенные представления о различных экономических явлениях и событиях. Родители приучают их к труду, например, хозяйственно-бытовому, или просят помочь в воспитании младших детей, выдают им карманные деньги и т. д. Некоторые авторы считают, что в зависимости от того, на какие цели тратятся эти деньги и каковы условия их получения, уже в 3—5 лет закладываются психологические предпосылки для присвоения того или иного типа экономического поведения [2].
Поэтому в нашей работе в качестве дополнительных переменных, обусловливающих динамику ЦО личности (зависимая переменная), наряду со школьным экономическим образованием, выступили как объективные, так и субъективные характеристики детей, родителей и семьи в целом (независимые переменные). Здесь следует выделить: 1) структуру семьи: состав семьи (полная/неполная; наличие сиб- лингов: число детей), размер семьи (определяется по числу членов семьи); 2) экономический статус семьи (по совокупному доходу семьи); 3) социальнодемографические характеристики родителей: возраст, образование (в том числе наличие/отсутствие профессионального экономического); 4) социальнопсихологические характеристики личности родителя, участвовавшего в исследовании: ценностные ориентации, установки на экономическое воспитание детей (выдача карманных денег, статьи детских расходов, ранняя трудовая занятость детей и т. д.); 5) показатели экономического статуса ребенка: на- личие/отсутствие карманных денег; опыт обращения с деньгами (определяется продолжительностью времени выдачи родителями карманных денег); 6) степень удовлетворенности материальным доходом семьи; 7) индивидуальные характеристики ребенка: пол, показатели успешности в учебе как косвенные оценки уровня умственного развития; 8) показатели социальной активности школьника.
Вклад вышеуказанных внешних и внутренних детерминант в динамику ЦО личности младших школьников определялся с помощью множественного регрессионного анализа волевых, материальных, эмоциональных ЦО и ценности высокой социальной активности. Результаты показали, что, наряду со школьным экономическим образованием (как основной исследуемой детерминантой), существует ряд характеристик родителей и детей, которые также могли повлиять на выявленную динамику ценностей. Они, как указывал Б.Ф. Ломов, возможно, не порождают следствие, но влияют на изменение ценностей, ускоряя или ослабляя процесс динамики [5].
Так, например, на волевые ЦО, наряду с независимой переменной (школьным экономическим образованием), влияет экономико-психологический статус родителей и их установки на раннюю трудовую занятость детей (рис. 3). Большинство родителей, чьи дети обучались основам экономических знаний в школе, считают, что дети могут зарабатывать с 14-ти лет, и это способствует формированию у них личностных качеств, необходимых для жизни. Поскольку изменения в сознании детей нередко возникают тогда, когда происходит накопление информации, достигающее некоторой критической массы [5], то можно предположить, что данная родительская установка была усвоена детьми. Высоко оцениваемый экономико-психологический статус (субъективные оценки своего материального благосостояния) придает уверенность человеку в завтрашнем дне, благоприятно сказывается на активности, связанной со значимостью таких волевых качеств, как решительность, самостоятельность, настойчивость и т. д.
Следовательно, уверенность родителей в своем материальном благополучии также может оказывать влияние на значимость волевых ценностей в сознании детей. Однако, поскольку данные характеристики (экономико-психологический статус родителей и их установки на раннюю трудовую занятость детей) в течение всего периода проведения эксперимента не изменялись, то можно говорить о том, что данные детерминанты предопределили дальнейшие изменения. Система экономических знаний и воспитательные воздействия школы усилили их влияние на волевые ЦО.
На повышение значимости в сознании школьников материальных ценностей (иметь возможность много зарабатывать и тратить деньги, копить и коллекционировать, хорошо одеваться, следовать моде и т. п.), наряду с независимой переменной, оказывают влияние образовательный статус родителей и личный опыт обращения детей с деньгами. Эти факторы не только определяют личностные качества школьников (бережливость, экономность и т. п.), но и формируют у них представления о значимости материальных благ как результата труда других людей (рис. 4).
Как отмечают некоторые авторы, «если ребенок получает деньги просто так, а не за работу по дому или оценку, то мотив денег не выходит на первый план и не подчиняет себе личность. Ребенок осознает богатство как необходимую предпосылку достойного образа жизни. Такая личность стремится добиваться экономического успеха и независимости для того, чтобы материальные проблемы перестали быть значимыми для нее, а экономическое благополучие обеспечило возможность удовлетворения других, например, культурных потребностей» [2, с. 16].
Повышение значимости такой ценности, как высокая социальная активность, также связано с личным опытом обращения детей с деньгами (рис. 5). Действительно, умение распоряжаться карманными деньгами: планировать их расход, экономить, тратить, вкладывать, — предполагает наличие у ребенка определенной активной позиции во взаимоотношениях с окружающим социальным миром. Однако проведенный в дальнейшем анализ связи между ЦО школьников, участвовавших в исследовании, и уровнем их социальной активности как реальной поведенческой характеристикой не выявил различий в группах «обучавшихся» и «необучавшихся» детей.
Итак, личный опыт обращения детей с карманными деньгами, образовательный и экономико-психологический статус родителей, а также их установки на раннюю трудовую занятость детей как социально-психологические детерминанты динамики ЦО должны рассматриваться наравне с экономическим образованием в школе. Их вклад в изучаемые изменения ценностной структуры сознания школьников в процентном отношении ниже (по данным регрессионного анализа), однако, именно они создают те предпосылки к изменениям, которые в дальнейшем происходят в результате обучения.
Результаты регрессионного анализа также показали, что на снижение значимости эмоциональных ценностей оказывает влияние такая переменная, как пол детей. Девочки в целом выше оценивают ценность эмоционального контроля за своим поведением, однако после обучения их оценки импульсивности, эмоциональности, впечатлительности и т. п. снизились. Возможно, в младшем школьном возрасте девочки больше, чем мальчики, подвержены воздействию раннего экономического образования (рис. 6).
Исследование влияния дополнительной переменной — уровня материального благосостояния семьи (или дохода) на динамику ЦО показало наличие взаимосвязи между ориентациями на отдельные ценности и показателями уровня дохода. Например, ценность «познание нового в мире, природе, человеке» (по методике С.С. Бубновой) более значима для детей из семей с высоким уровнем дохода. Ценность «высокий социальный статус» и культурные ценности более высоко оцениваются школьниками из семей со средним уровнем материального благосостояния, чем из семей с высоким уровнем. Однако полученные результаты носят лишь характер тенденций, более того, в группах «обучавшихся» и «необучавшихся» школьников распределение детей с высоким, средним и низким уровнем материального благосостояния не симметрично. В группах «обучавшихся» больше детей из высоко- и среднеобеспеченных семей. Наконец, важно и то, что уровень материального благосостояния семьи определялся по экспертным оценкам учителей данных школьников, а, следовательно, имеет субъективный характер. Выявленные тенденции требуют дополнительного изучения с учетом вышеупомянутых условий проведения исследования.
Выводы
1. В ЦО личности младших школьников выявлены два основных вида динамики: общая, обусловленная возрастным периодом развития, и частная, связанная с наличием/отсутствием раннего экономического образования.
2. Общая динамика ЦО младших школьников характеризуется ростом значимости общения и снижением значимости интеллектуальных ценностей, что закономерно связано с переходным периодом от младшего школьного к подростковому возрасту.
3. Определены различия в динамике ЦО личности школьников, обучавшихся и не обучавшихся по программе «Экономика в начальной школе». К концу обучения наблюдается повышение значимости волевых и материальных ценностей, а также высокой социальной активности и снижение значимости эмоциональных ценностей.
4. Позитивная динамика ориентаций личности на волевые ценности и значимость социальной активности может рассматриваться как психологический критерий экономической социализированности личности младших школьников.
5. На выявленную в результате исследования динамику ЦО младших школьников, наряду со школьным экономическим образованием, могут также оказывать влияние: установки родителей на экономическое воспитание, их экономико-психологический и образовательный статус, а также личный опыт детей в обращении с деньгами, которые предопределяют последующие изменения.
6. Динамика ориентаций на волевые и социальные ценности в условиях экономического образования и воспитания в школе и семье отражает результат воздействия этих факторов, связанных между собой отношениями взаимодополнения. При этом индивидуально- и социально-психологические характеристики самого субъекта нивелируют, усиливают или ослабляют влияния социальной среды.
7. В структуре ЦО младших школьников обнаружена устойчивая ориентация на группу ценностей, значимость которых сформирована под влиянием родителей. Это ценности «здоровье» и «любовь» — как наиболее значимые; и «приятное времяпрепровождение, удовольствия, отдых» — как наименее предпочитаемые ценности в данном возрасте.
Литература
- Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. — М.: ИП РАН, 1998.
- Бояринцева А.В. Психологические проблемы экономической социализации // Педагогика, 1994, №4. — С. 12—18.
- Волкова Н.А. Динамика ценностных ориентаций в структуре личностных характеристик у школьников: Дисс. … канд. психол. наук. — Л., 1983.
- Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. — М.: ИП РАН, 2006.
- Ломов Б.Ф. Системность в психологии: Избранные психологические труды. — М.—Воронеж: ИПП, МОДЭК, 1996.
- Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. — М.: ИП РАН, 1998.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1262
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 12
Скачиваний
Всего: 1133
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0