Вестник практической психологии образования
2008. Том 5. № 4. С. 107–112
ISSN: 2658-3100 (online)
Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы старших дошкольников*
Аннотация
Общая информация
* Представленная работа — один из лауреатов выставки-конкурса научно-практических разработок «Психологические ресурсы образования Ярославской области — 2007».
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Тип материала: документ
Для цитаты: Уханова А.В. Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы старших дошкольников [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2008. Том 5. № 4. С. 107–112. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2008_n4/28564 (дата обращения: 17.11.2024)
Полный текст
Продолжение. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №№ 2, 3 за 2008 год.
Задачи: способствовать совершенствованию умения распознавать чувства героя по контексту ситуации, узнавать невербальные проявления страха; способствовать десенсибилизации страхов, укреплению психологических механизмов овладения страхом.
Необходимые материалы: плюшевое сердечко, куклы (бабушка, мальчик, змейка), пиктограммы с изображением эмоций, маска Бабы Яги с имитацией волос, ленточки, заколки, аудиозапись веселой детской музыки.
Развернутый план занятия
1. Игра «Радостная песенка» (см. 1 занятие).
2. История «Как Петя чуть не заблудился»
Текст:
Летом мальчика Петю мама привезла в деревню к бабушке позагорать, покупаться, а главное, «от города отдохнуть». Бабушка сказала Пете: «Ты, Петя, пока поиграй здесь во дворе, а я приготовлю обед. Потом мы с тобой вместе на речку пойдем. Главное — никуда не уходи: ты еще здесь ничего не знаешь!» Бабушка зашла в дом, а Петя начал в войну играть. Только быстро ему наскучило одному во дворе. Огляделся мальчик. За калиткой столько всего интересного — лес рядом, только через поле перейти, так и манит! Забыл Петя про бабушкин наказ — вышел со двора и отправился «путешествовать». Пошел он по дорожке, потом по мостику через ручей, потом по тропке через поле, потом в лес зашел. Видит, на пригорках земляника поспела, стал ее есть — ягодка за ягодкой. Так далеко бы в лес ушел. Как вдруг видит — змея на камне: вся черная, только желтое кольцо на шее. Петя даже «остолбенел» — стоит, глаза выпучил, брови сжал страдальчески, весь побледнел, ни рукой, ни ногой пошевелить не может, а потом как развернулся — и бегом домой. Так быстро добежал, что и сам не помнит как. Заходит Петя в калитку, а бабушка его уже ищет: «Где же ты был, Петя? Я боялась, что ты заблудился». Петя бабушке все рассказал, а она ему объяснила, что в лесу он ужа видел.
Дети отвечают на вопросы ведущего: что произошло с мальчиком? какое чувство Петя испытал в лесу? как вы это поняли? как испытанный страх помог Пете не заблудиться?
4. Задание «Найди испуганное лицо»
Дети находят среди пиктограмм различных эмоций изображение страха.
5. Упражнение «Птичка в гнезде»
Ведущий просит детей представить, что они маленькие птички, сидящие в своих уютных гнездышках. Им тепло и удобно. Они дышат ровно и спокойно: глубокий вдох и медленный-медленный выдох. Вдруг мелькнула зловещая тень. Это пролетела большая хищная птица. Маленькие птички вжали свои головки в плечи, съежились, спрятались в своих гнездышках, все мышцы у них напряглись. Но вот опасность миновала, все спокойно, светит солнышко. Птички расправили свои перышки — глубоко с облегчением вдохнули, потянулись, медленно выдохнули и уселись в своем гнездышке «поудобнее».
Ведущий спрашивает детей, боятся ли они Бабу Ягу, и предлагает это проверить. Он берет маску Бабы Яги и встает за ширмой. Когда звучит приятная музыка, дети встают со своих стульев и «выходят погулять», свободно перемещаясь по залу. Как только музыка прекращается — «наступает ночь» и Баба Яга (ведущий в маске) выходит из-за ширмы и ловит детей. Пойманный ребенок становится Бабой Ягой.
7. Игра «Баба Яга в салоне красоты»
Ведущий заявляет, что Бабе Яге надоело всех пугать. Стала она грустить оттого, что у нее нет настоящих друзей. Решила Баба Яга пойти в салон красоты, чтобы там ей помогли и сделали из нее красавицу. Дети украшают маску Бабы Яги лентами и заколками. Завершить процедуру можно веселым танцем с нарядной Бабой Ягой.
Занятие 10. «Страх»
Задачи: способствовать десенсибилизации страхов, укреплению психологических механизмов овладения страхом.
Необходимые материалы: плюшевое сердечко, бланки с изображением двух домиков: яркого и темного, — для каждого ребенка, цветные карандаши, игрушечные музыкальные инструменты по количеству участников, корзина для мусора.
Развернутый план занятия
1. Игра «Радостная песенка» (см. занятие 1).
2. Игра «О хорошем расскажи» (см. занятие 1).
3. Тест «Страхи в домиках» (использована модификация М.А. Панфиловой) [19].
Дети, особенно мальчики, часто не любят вспоминать и рассказывать в детском коллективе о том, что их пугает. Процедура «Страхи в домиках» в данном случае не имеет строго диагностических целей, она предназначена для того, чтобы помочь участникам актуализировать и затем «отработать» имеющиеся страхи, или для профилактики страхов.
Дети получают бланки с изображением двух домиков: темного и яркого, а также цветные карандаши. Ведущий сообщает им, что сейчас он назовет разные «страхи», а дети поселят каждый из них в один из двух домиков. Если «страх» действительно страшный, пусть он живет в темном, некрасивом домике — можно его там отметить темным карандашом: нарисовать небольшой кружок или крестик (ведущий показывает). Если это совсем нестрашный «страх», дети могут его поселить в красивый, яркий домик и нарисовать там ярким карандашом что-то хорошее, например, цветочек (ведущий показывает). Затем ведущий читает список страхов (см. приложение), а участники «расселяют их в домики».
Часто дети при этом рассуждают вслух и хотят поделиться историями из своей жизни или фантазиями. Ведущий регулирует этот процесс. Если у ребенка сильно выражен какой-то страх, нужно поддержать его, предложив другим детям придумать, что поможет справиться со сложной ситуацией.
Все темные домики выкладываются на пол. Ведущий предлагает детям поругать свои страхи. Участники встают вокруг домиков и по команде ведущего строгими сердитыми голосами ругают страхи. Затем ведущий сообщает, что страхи очень боятся шума. Каждый ребенок получает «шумелку» — игрушечный музыкальный инструмент (бубен, трещотку, барабан или свисток). По команде ведущего дети совершают ритуал изгнания страха. Они двигаются по кругу и два раза произносят слова: «Раз, два, три — страх, уходи!» Затем останавливаются и громко говорят: «Мы все вместе пошумим и тебя победим!» После этих слов дети шумят с помощью игрушечных музыкальных инструментов, пока ведущий их не остановит. Затем ритуал повторяется вновь. При этом участники двигаются в другую сторону. Ритуал изгнания страха завершается выбрасыванием темных домиков в мусорное ведро (при этом рисунки могут быть смяты или разорваны).
5. «Веселое прощание» (см. занятие 7).
Занятие 11. «Смелое поведение»
Задачи: способствовать освоению способов самопомощи и эффективного поведения в пугающих ситуациях, десенсибилизации страхов, закреплению эмоционального переживания и проявлений смелости.
Необходимые материалы: плюшевое сердечко, книга Элвин М. Фрид «Книга для тебя», коврик, стулья, одеяло, аудиозапись бури, круги из плотной бумаги, краски, кисти, емкости с водой.
Развернутый план занятия
1. Игра «Радостная песенка» (см. занятие 1).
Беседа о способах самопомощи и эффективном поведении в пугающих ситуациях проводится с использованием «Книги для тебя». Ведущий показывает картинки из книги и рассказывает о том, чего иногда боятся люди (может привести примеры из своего опыта), как можно с этим справиться, что для этого надо сделать. Например: рассказать близким, позвать на помощь, избегать реальной опасности — соблюдать правила безопасности; вспомнить, когда ты был сильным и смелым, похвалить себя и т. д. Ведущий обращается к детям и просит их поделиться своим опытом проживания пугающих ситуаций и проявления смелости.
3. Ролевая игра «Маленькие котята и смелые бельчата»
Текст:
Маленькие котята отправились гулять в лес, но вдруг началась сильная гроза: небо потемнело, загремел гром, завыл ветер, засверкала молния. Котята сильно перепугались (задрожали, прижались к земле, замяукали). Хорошо, что рядом оказались смелые бельчата. Они двигались, расправив плечи, спокойно и легко. Бельчата быстро и решительно пришли на помощь котятам — успокоили их и позвали в свой дом. Когда гроза закончилась и снова вышло солнце, бельчата проводили котят из леса, а котята сказали им спасибо.
Ведущий просит детей показать: «как испугались котята», «какие смелые были бельчата». Затем дети делятся на две или три подгруппы: «маленькие котята», «смелые бельчата» и «гроза» (с обязательным условием последующей смены ролей). Ведущий вместе с детьми строит домик бельчат (накрывает стулья одеялом) на полянке (коврике). Игра начинается. Ведущий берет на себя роль автора, руководя действиями детей. Можно использовать аудиозапись бури или грозы, сильного дождя и/или шумовой эффект грозы создает подгруппа детей.
Дети делятся впечатлениями и отвечают на вопросы ведущего: кем больше понравилось быть? было ли страшновато во время «грозы»? получилось ли почувствовать себя смелым бельчонком?
5. Рисунок «Смелое животное» (дополнительное задание)
На кругах из плотной бумаги дети рисуют красками любое животное, которое считают смелым, а затем показывают другим и называют свой рисунок.
Ведущий может спросить: в чем проявление смелости животного, нравится ли оно ребенку и хотел ли бы он быть на него похожим.
Занятие 12. «Смелое поведение»
Задачи: способствовать десенсибилизации страхов, закреплению эмоционального переживания и проявлений смелости.
Необходимые материалы: мягкий мяч, листы оберточной бумаги (по 2—3 на каждого участника), игрушечные шпаги, платочек, мешочки с песком, стулья, медали, изготовленные из детских рисунков «смелых животных».
Развернутый план занятия
1. Игра «О хорошем расскажи» (см. занятие 1).
2. Беседа «Когда я был смелым»
Дети рассказывают о своих проявлениях смелости. Ведущий сообщает участникам, что все они сегодня превращаются в смелых воинов (рыцарей и амазонок), которых ожидают разные приключения. Для того чтобы быть к ним готовым, необходима разминка.
Ведущий вместе с кем-нибудь из детей держит натянутый лист тонкой оберточной бумаги. Участники по очереди по команде ведущего (например: «раз, два, три — в бой иди») подходят к листу и наносят сильный удар кулаком так, чтобы порвать лист.
Пара участников по сигналу (сигналом может быть, например: падение на пол брошенного платка) начинает сражение на игрушечных шпагах. Предварительно вводятся правила: для поражения противника достаточно лишь коснуться его шпагой, нельзя бить шпагой в лицо и ниже пояса, каждый из участников боя или ведущий может в любой момент сказать «стоп», и бой должен прекратиться. Важно также договориться с детьми «не обижаться друг на друга при случайном причинении неприятных ощущений». Такой договор — условие участия в бою. После завершения боя турнир продолжается с другими участниками.
5. Игра «Смелые разведчики и засада»
Дети делятся на две команды: «разведчиков» и «засаду». Участники засады получают мешочки с песком и встают «в укрытие» — за стулья. «Смелые разведчики» по команде ведущего должны пересечь помещение «с важным донесением». Участники засады после той же команды-сигнала могут бросать в них мешочки с песком. Предварительно вводится правило не стрелять в голову. Также заключается договор «не обижаться», аналогичный описанному в предыдущей игре. Команду-сигнал в этой игре лучше варьировать, побуждая детей быть внимательными и сдержанными. Сигналом может служить: повышение или понижение голоса ведущим; ключевое слово, обладающее определенными заранее оговоренными признаками (например, «название птицы»), какое-то движение ведущего и т. п.
Дети строятся в шеренгу. Ведущий вызывает их по одному и награждает медалями за смелость, изготовленными из детских рисунков смелых животных.
7. «Веселое прощание» (см. занятие 7).
Занятие 13. «Удивление»
Задачи: способствовать совершенствованию умения узнавать чувство удивления у других людей по их невербальным проявлениям, умения находить аналогичные переживания в своем опыте, умения точно выражать удивление; стимулировать развитие креативности.
Необходимые материалы: плюшевое сердечко, кукла «Петрушка», ширма, детские стулья, маски, элементы костюмов, игрушечные музыкальные инструменты, конверты с вырезанными из бумаги частями различных животных, клеящие карандаши, фломастеры, листы цветной бумаги по количеству детей.
Развернутый план занятия
1. Игра «Радостная песенка» (см. занятие 1).
2. История «Как мальчик Слава свою воспитательницу не узнал»
Текст:
Однажды мальчик Слава пришел утром в свой детский сад. Зашел он в группу и видит, воспитатель стоит в комбинезоне в крупный красный горох. На щеках у нее тоже красные кружочки нарисованы, нос круглый большой на резинке держится, как у клоуна в цирке, а на голове колпак с кисточкой. У Славы глаза сами собой широко открылись, а брови до самой челки поднялись. Рот у мальчика тоже сам собой открылся, как будто он собирался что-то очень большое проглотить. Слава даже назад попятился от неожиданности и по сторонам огляделся (может, он не в свою группу попал?). А воспитатель улыбается и говорит: «Слава, у нас сегодня в детском саду «день смеха», будет представление, проходи, порадуйся вместе с нами!» И тут Слава понял — это же Марья Ивановна! Он улыбнулся и поздоровался с ней.
Дети отвечают на вопросы ведущего: какое чувство испытал Слава, придя в детский сад? как вы это поняли? это приятное чувство или нет? чему вы удивлялись в последний раз?
4. Задание «Найди удивленное лицо»
Дети находят среди пиктограмм различных эмоций изображение удивления.
5. Игра «Петрушка удивляет друзей»
Ведущий одевает на руку куклу «Петрушку» и от его имени читает отрывки из стихотворения Даниила Хармса:
А вы знаете, что У?
А вы знаете, что ПА?
А вы знаете, что ПЫ?
Что у папы моего
Было сорок сыновей?
Было сорок здоровенных, И не двадцать, и не тридцать, Ровно сорок сыновей!
А вы знаете, что СО?
А вы знаете, что БА?
А вы знаете, что КИ?
Что собаки-пустолайки
Научилися летать?
Научились, точно птицы —
Не как звери, не как рыбы —
Точно ястребы летать?
А вы знаете, что НА?
А вы знаете, что НЕ?
А вы знаете, что БЕ?
Что на небе
Вместо солнца
Скоро будет колесо?
Скоро будет золотое —
Не тарелка, не лепешка —
А большое колесо?
Дети изображают удивление.
В помещении расставлены стулья и ширма. За ширмой разложены маски, элементы различных костюмов, игрушечные музыкальные инструменты и пр. Участники по очереди становятся актерами и уходят за ширму. За короткое время (не более минуты) «актер» должен как-то изменить себя — «перевоплотиться», используя предметы за ширмой, а затем выйти к зрителям и удивить их.
7. Задание « Создай необычное животное и назови его»
Каждый ребенок получает конверт с вырезанными элементами различных животных (см. приложение), лист цветной бумаги, клеящий карандаш и фломастеры. Из элементов различных животных участники склеивают на листе цветной бумаги необычное животное и раскрашивают его, а затем по очереди показывают остальным и называют.
Дополнительное задание: можно придумать про необычных животных необычные истории или просто рассказать, где они живут, чем питаются, с кем дружат, чем любят заниматься и т. д.
Занятие 14. «Чувство вины, стыда»
Задачи: способствовать совершенствованию умения понимать чувства героя по контексту ситуации; умения узнавать чувство вины, стыда по их невербальным проявлениям; освоению и закреплению эффективного поведения в аналогичных ситуациях, символическому «очищению» участников.
Необходимые материалы: плюшевое сердечко, мягкие игрушки или другие предметы для сценки, маски из плотного картона с вырезанными глазами и «ручкой» внизу, баночки с темной гуашью, разбавленной водой, но достаточно густой, целлофановые накидки, кисти для всех участников, чистые тряпки и вода в тазике, обруч, аудиозапись дождя или струящейся воды.
Развернутый план занятия
1. Игра «Радостная песенка» (см. занятие 1).
2. История «Разбитая статуэтка»
Текст:
Мальчик Сережа пришел в гости к своему другу Васе. Ребята играли в детской комнате в солдатиков, а потом решили порисовать. Сережа очень быстро закончил свой рисунок, а Вася увлеченно продолжал. Сереже стало скучно, и он вышел из детской комнаты. В гостиной его привлекла маленькая фарфоровая статуэтка, которая стояла на тумбочке. Мальчик взял ее в руки, чтобы рассмотреть, но статуэтка выскользнула, упала на пол и разбилась. Сережа очень испугался. Ему даже показалось, что как будто что-то оборвалось у него внутри. Мальчик отшатнулся и быстро вернулся в детскую комнату. Скоро ребят позвала мама. Она была явно расстроена. В недоумении она спросила: «Кто мог разбить мою любимую статуэтку?» Мальчики молча пожали плечами, но Сережа при этом опустил глаза и покраснел. Ребят больше ни о чем не спрашивали и не ругали. Вася весь вечер был веселый и бодрый. Он все время предлагал Сереже во что-нибудь поиграть, но Сережа отказывался. Он ходил из угла в угол хмурый и вялый, на душе у него было тяжело. Мальчик не мог играть и даже не мог ни о чем другом думать, кроме разбитой статуэтки.
Вопросы для детей: какие чувства испытал Сережа во время разговора с мамой Васи? отчего ему было тяжело после этого разговора? почему он не мог играть вечером с Васей? случалось ли с вами что-то похожее? как Сережа может помочь себе? как ему поступить, что сделать?
Ведущий ведет с детьми диалог о чувстве вины, стыда. О том, что если совершен какой-то поступок, за который потом становится стыдно, то лучше постараться исправить свою ошибку и сделать что-нибудь хорошее (прежде всего, признать ошибку, извиниться, чем-то помочь «пострадавшему» и т. п.).
4. Задание «Найди виноватых зверей»
Детям предлагаются рисунки животных в различных эмоциональных состояниях (см. приложение).
Текст:
В «зверином» детском саду кто-то разбил вазу. Посмотрите на картинки и найдите животных, которые чувствуют себя виноватыми. Объясните, почему вы так думаете.
Дети по очереди разыгрывают сценку: один ребенок несет какие-нибудь вещи (например, мягкие игрушки), а навстречу ему идет и очень спешит другой; второй «случайно» задевает первого — вещи падают; затем второй участник должен извиниться и помочь собрать вещи.
6. Упражнение «Запачканные маски»
Дети образуют пары. Каждый участник получает накидку из целлофана, маску из плотного картона с вырезанными глазами и небольшой «ручкой» внизу, банку с темной достаточно густой гуашью и кисть. Задача каждого, держа свою маску у лица, по команде ведущего зарисовать — «запачкать» маску своего партнера (партнеры рисуют одновременно).
7. Процедура «Очищающий дождь»
Дети встают вокруг «волшебного обруча», который лежит на полу, и кладут в него свои «запачканные маски». Ведущий предлагает им смыть с себя все плохое и неприятное, а для этого вызвать символический дождь. Участники берутся за руки, идут по кругу и повторяют слова:
Дождик, дождик, приходи — Мне помыться помоги.
Участники останавливаются, поворачиваются в круг и показывают руки, а затем ноги.
Ручки помой, ножки помой
Чистой водой, свежей водой.
Участники дотрагиваются руками до своих щек, поворачиваются в круг спиной и показывают ее, а затем вновь поворачиваются друг к другу лицом и показывают — поглаживают свой живот.
Щечки помой, спинку помой
И мой животик тоже помой
Чистой водой, свежей водой.
Будем чистыми мы!
После этих слов звучит запись дождя, струящейся воды и приятная умиротворяющая музыка. Дети свободно двигаются — «моются» под символическим дождем. В завершение процедуры можно выбросить «запачканные» маски.
Занятие 15. «Недовольство, обида»
Задачи: способствовать совершенствованию умения понимать чувства героя по контексту ситуации; умения узнавать чувства недовольства, обиды по их невербальным проявлениям; способствовать овладению этими чувствами.
Необходимые материалы: аудиозапись сказки «Бука» (Науменко Г.М. А мне не страшно! Русские детские страшилки: аудиосборник); изображения различных эмоциональных состояний из игры «Фоторобот» (дидактика из настольно-печатной игры «Фоторобот»), дидактика из игры «Зоопарк настроений» (составители Мамаева М.Н., Русакова О.В.), кисти, краски, листы бумаги, емкости с водой, урна.
Развернутый план занятия
2. Беседа
Вопросы детям: какое настроение было у мальчика в начале сказки, а какое в конце? что помогло ему избавиться от недовольства? почему говорят: «на сердитых воду возят»? хотели бы вы играть с недовольным приятелем?
3. Задание «Найдите недовольное лицо»
Среди изображений различных эмоциональных состояний дети находят недовольное лицо.
Участники встают в круг. Они вызывают того, кто желает покапризничать: «Капризуля, выходи». «Капризуля» встает в центр круга и по сигналу ведущего начинает «капризничать», а ребята приговаривают: «Сильнее, сильнее, сильнее». По сигналу ведущего процедура завершается — водящий встает на свое место. Затем все повторяется с новым «капризулей». Если желающих выходить не находится, можно бросить жребий.
Вопросы: представьте, что с вами поступили несправедливо, сказали неприятные слова, отобрали игрушку. Какие чувства вы можете испытывать в этой ситуации? когда вы в последний раз обижались? приятное ли это чувство? что вы обычно делаете, если вы обижаетесь? чем можно себе помочь?
Варианты ответов: защищать себя и свои интересы, если это возможно; попросить о помощи; поделиться своей бедой с кем-то близким; заняться чем- то интересным; пожалеть себя и сделать для себя что-то хорошее.
6. Задание «Найди обижающихся зверей»
Дети находят среди изображений животных в различных эмоциональных состояниях «обижающихся зверей» (использована дидактика из развивающей игры «Зоопарк настроений»).
7. Задание «Нарисуй свою обиду»
Каждый участник получает лист бумаги кисти, краски (гуашь или акварель), баночку с водой. Ведущий спрашивает детей: «На что может быть похожа обида?» Он предлагает вспомнить и изобразить свою обиду с помощью пятен и линий — «как рука нарисует».
Ведущий спрашивает: «Приятная, красивая получилась обида на рисунках? Нужно ли сохранять свои обиды, копить их?» Он предлагает выкинуть свои обиды в мусорное ведро.
Занятие 16. «Гордость, пренебрежение, презрение»
Задачи: способствовать совершенствованию понимания чувств героя по контексту ситуации; совершенствованию узнавания чувств гордости, пренебрежения, презрения по их невербальным проявлениям; формированию различения адекватных, социально приемлемых проявлений гордости и «хвастовства, зазнайства», пониманию важности самоуважения и уважения других людей.
Необходимые материалы: мягкий мяч, «чалмы» для «мудрецов», знаки из цветной бумаги для поощрения проявлений мудрости, дидактика из развивающей игры «Зоопарк настроений» (см. приложение); пистолеты, один из которых более красивый, куклы; для выполнения дополнительного задания потребуются листы бумаги и фломастеры или карандаши.
Развернутый план занятия
1. Игра «О хорошем расскажи» (см. занятие 1).
Ведущий предлагает детям поиграть в «мудрецов» (это люди, которые знают ответы на многие вопросы, владеют важными, ценными знаниями). Для превращения в мудрецов участники торжественно надевают «волшебные» головные уборы. Ведущий просит их помочь одному знакомому мальчику и рассказывает им его историю.
Текст:
Папа купил Пете новый пистолет. Мальчик сразу захотел выйти во двор и поиграть с друзьями в войну. Но как только он увидел «вооружение» других мальчишек, ему стало смешно. «Что это у вас, разве это пистолеты? Просто смех! Из этого старья вы собираетесь стрелять? Какие же из вас получатся солдаты?» — заявил он, ухмыляясь и посмеиваясь. Петя высоко поднял свой новый пистолет. «Вот у меня — оружие! Посмотрите, как блестит, и звук у него громкий; мой пистолет на батарейках работает!» — весело сообщил он, поглядывая на своих друзей сверху вниз.
Вопросы к «мудрецам»: как вы думаете — стали ребята играть с Петей в войну? почему? как могли дальше развиваться события? как нужно было вести себя Пете для того, чтобы интересная игра состоялась? ему очень нравился новый пистолет, как он мог выразить свою радость и гордость, не обижая других? как он может исправить случившееся, что ему предпринять?
Можно поощрять детей за размышления и ответы, награждая за мудрость специальными знаками из цветной бумаги. Ведущий объясняет разницу между чувством гордости и хвастливым поведением, демонстрацией своего превосходства, пренебрежения, презрения к другим. Обсуждает с детьми, почему именно такое — пренебрежительное — отношение неприятно окружающим.
3. Задание «Найди гордых зверей»
Используется дидактика из игры «Зоопарк настроений» (см. приложение). Дети находят нужные картинки.
Ведущий предлагает детям показать, как Петя «задирал нос», а потом посмеяться над собой.
5. Сюжетно-ролевая игра «Новая игрушка»
Дети проигрывают рассказанный сюжет точно по тексту и затем с предложенными изменениями — улучшениями в поведении Пети. Дети обязательно меняются ролями. (Для девочек может быть предложен вариант с куклой.)
6. Рисунок «Чем я горжусь» (дополни- |"1||,||о.. задание)
Участники рисуют то, чем они могут гордиться, от чего они испытывают чувство гордости, и поясняют свои рисунки.
Продолжение в следующем номере.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1752
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 1908
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1