От Самары до Казани

433

Аннотация

12—15 мая около 200 специалистов: педагогов- психологов, социальных педагогов, учителей, руководителей различных образовательных учреждений и органов управления образования, преподавателей вузов из разных городов Самарской, Ленинградской областей, Ульяновска, Казани, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга и Москвы, — собрались на причале речного вокзала г. Самары.

Общая информация

Рубрика издания: События

Для цитаты: Решетникова О.В. От Самары до Казани [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 2. С. 20–23. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n2/28196 (дата обращения: 24.04.2024)

Полный текст

 

12—15 мая около 200 специалистов: педагогов- психологов, социальных педагогов, учителей, руководителей различных образовательных учреждений и органов управления образования, преподавателей вузов из разных городов Самарской, Ленинградской областей, Ульяновска, Казани, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга и Москвы, — собрались на причале речного вокзала г. Самары. Впереди нас ожидала увлекательная поездка на теплоходе «Юрий Нику­лин», сочетающая в себе серьезную работу в рамках всероссийского совещания руководителей психологических служб и образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической медико-социальной помощи, по проблеме «Реализация в регионах концепции развития системы психологического обеспечения образования», повышение квалификации и знакомство с организацией психологических служб системы образования Казани и Ульяновска.

Мероприятие было организовано Федерацией психологов образования России, Министерством образования и науки Самарской области, Региональным социопсихологическим центром г. Самары.

Совещание проходило в необычном формате: разнообразие форм работы сочеталось со сменой места его проведения и постоянным расширением аудитории. По мере нашего продвижения вверх по Волге у участников появлялась возможность не только знакомиться с опытом работы специалистов из других городов (Казань, Ульяновск), но и вместе обсуждать наболевшие вопросы.

Каждое общение с коллегами на берегу заканчивалось принятием конкретных решений о совместной работе, обмене опытом. Начавшееся на теплоходе обсуждение основных проблем, возникших у психологов образования в связи с переходом на нормативное по душевое финансирование и сменой парадиг современного образования, плавно сменилось рией обучающих семинаров, на которых учас смогли познакомиться с опытом работы психо в новых условиях.

Большой интерес и у психологов, и у педагогов, и у руководителей образовательных учреждений вызвал семинар О.А. Карабановой (доктора психол. наук, профессора кафедры возрастной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова) «Универсальные учебные действия как основа образовательного стандарта нового поколения».Напомним, что в рамках реализуемого Министерством образования РФ проекта «Стандарт общего образования» рабочей группой под руководством Президента Российской академии образования Н.Д. Ни­кандрова проводится разработка методологических основ конструирования образовательных стандартов, а также самих стандартов. Ольга Александровна представила наиболее интересную для психологов образования составляющую новых стандартов: «Универсальные учебные действия» — разработку творческого коллектива, руководимого А.Г. Асмоловым. Овладение ими создает возможность самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Это обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные действия, позволяющие широко ориентироваться в различных предметных областях познания и создающие мотивацию к обучению.

Психолог в школе должен создавать условия, в рамках которых у ребенка будут формироваться собственные средства саморазвития. Поэтому главной отличительной чертой новых стандартов является их психологическая составляющая, предполагающая тесное сотрудничество психолога с педагогами.

Еще один, все более важный компонент деятельности психолога, работающего в образовании, рассматривался на обучающем семинаре О.В. Хух- лаевой (доктора пед. наук, профессора МГППУ) «Сохранение психологического здоровья ребенка дошкольного и младшего школьного возраста». Эта тема оказалась чрезвычайно интересной и полезной для учителей и социальных педагогов, которые принимали участие в совещании.

Ольга Владимировна, прекрасно владеющая аудиторией, смогла сделать свой семинар интерактивным: в ходе работы решались не только реальные проблемы детей, но и оказывалась экстренная консультативная помощь самим специалистам. Поставленная ей перед пси­хологами задача «повышение уровня оптимизма учеников и педагогов» на этом трехдневном семинаре была реализована в полной мере.

Пожалуй, самым посещаемым стал семинар «Психологическая помощь в экстремальных ситуациях», который проводили Л.К. Чаусова (директор центра для детей, нуждающихся в ППМСпомощи «Областной ЦППРК г. Ростов на Дону») и М.Н. Мясникова (педагог-психолог этого же центра). Значимость этого направления работы для психологов, к сожалению, становится все более очевидной. Специалисты из Ростова на Дону не только постоянно сталкиваются с последствиями близости «горячих точек», но и накопили большой опыт конкретной помощи детям, пострадавшим в результате террористических актов, военных действий, насилия.

 

Но, наверное, наиболее значимым для участников совещания на теплоходе и коллег, встречающих их на берегу, было совместное обсуждение целей и задач, стоящих перед психологами образования. Было отмечено, что, несмотря на то, что все участники встреч (специалисты из Самарской области, Казани и Ульяновска) живут в Поволжье, психологические службы в этих регионах развиваются по-разному. Если деятельность Самарской психологической службы, разработавшей и принявшей собственную нормативно-правовую документацию, хорошо известна по всей России, то психологам из Казани и Ульяновска еще предстоит большая работа по созданию нормативных основ собственной деятельности.

К сожалению, на федеральном уровне за последние годы не принят ни один нормативно-правовой документ, определяющий деятельность психологических служб и отдельных специалистов в системе образования. И это несмотря на то, что в системе образования (как и в самом обществе) многое изменилось. Единственной разработкой, проливающей свет на содержание деятельности педагоговпсихологов, является Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года, которая хоть и одобрена Министерством образования и науки РФ, к сожалению, не имеет статуса официального документа.

Поэтому специалисты, представляющие психологические службы Казани и Ульяновска, предложили объединяться в Ассоциацию психологов образования Поволжья.

Беспокоит специалистов и отсутствие стандартизированного диагностического инструментария, сертифицированных развивающих и коррекционных программ. Но, несмотря на реальные трудности, которые существуют у психологов образования, знакомство с работой коллег из поволжских городов наглядно показало, что психологи не сдаются.

Мне было очень радостно наблюдать за тем, как сейчас работает центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток» Министерства образования и науки Республики Татарстан. В свое первое посещение Казани в 2000 году я имела возможность познакомиться с деятельностью этого замечательного центра. Но, попав туда спустя девять лет, я его не узнала: из начинающего свою деятельность районного центра это образовательное учреждение превратилось в место, где ведется уникальная работа с детьми всех возрастов, имеющими самые различные проблемы в своем развитии. В центре царит теплый неформальный стиль работы «Открытый дом», создано пространство максимальной защищенности, доверия и комфорта. Директор центра Татьяна Николаевна Баширова является автором программы «Здоровье нового поколения». Идея психологического профилактория, заложенная в этой программе, полностью реализуется в деятельности центра. Кроме того, здесь освоена модель межведомственного взаимодействия систем образования, здравоохранения и социальной защиты.

В Ульяновске нас встречал гостеприимный педагогический и ученический коллектив гимназии №3, где сформирована благоприятная для учебы и личностного развития учащихся образовательная среда. В прошедшем году гимназия отметила свое 185-летие. И само ее здание, и его интерьеры являются своеобразным музеем образования. А занятия во многих классах проходят среди уникальных экспонатов (приборов, образцов старинной гимназической документации), которые бережно передаются из поколения в поколение. Неслучайно главными целями деятельности гимназии ее директор И.В. Цветкова видит: создание условий для формирования человека-гражданина, обеспечение прав и свобод личности, создание психологически комфортной образовательной среды для общего интеллектуального и нравственного развития личности, воспитание у учащихся, родителей и учителей гимназии позитивного отношения к миру и к себе как одно из важных условий творчества и ненасилия. Не нужно даже говорить, что психологи здесь являются одними из ключевых фигур.

Из выступлений на семинаре в актовом зале гимназии, на котором присутствовали и хозяева — ульяновские специалисты, и гости — участники совещания, мы узнали, что ППМС-центров в Ульяновске всего два: городской и областной. В основном они оказывают методическую помощь психологам города и области, ведут профилактическую и просветительскую работу со всеми участниками образовательного процесса, реализуют городские диагностические программы.

Несмотря на то, что психологические службы в трех поволжских регионах: Татарстане, Самарской и Ульяновской областях, — организованы по-разному, в каждой есть то, чему можно поучиться. Поэтому было решено сделать подобные «выездные» совещания традиционными, постоянно расширяя их географию.

Последний день нашего путешествия был, пожалуй, самым насыщенным. Еще находясь в Ульяновске, мы получили информацию о том, что Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России подготовил информационное письмо «О подготовке предложений по внесению изменений в нормативные правовые документы», текст которого мы публикуем на страницах нашего журнала.

Участники совещания не стали дожидаться официального распоряжения, а собравшись инициативной группой, в которую вошли руководители и методисты психологических служб и образовательных учреждений, начали обсуждение возможных изменений в «Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», к содержанию которого и у самих руководителей, и у специалистов накопилось много претензий. Спустя полтора часа напряженной работы все осознали, что дело это очень непростое, и в нем надо руководствоваться заповедью «не навреди», просчитывая далеко вперед все возможные последствия.

Было решено обратиться к руководству Департамента с предложением о создании рабочей группы по доработке этих жизненно важных для психологов документов. Причем на ее первое заседание представители регионов должны приехать уже с готовыми юридически и экономически обоснованными предложениями.

Надеемся, что коллеги, не участвовавшие в совещании, не останутся равнодушными к судьбе психологической службы образования, которая сейчас реально оказалась в руках самих специалистов.

Возвращаясь в Самару, основные организаторы совещания — сотрудники Регионального социопсихологического центра уже строили планы на будущее. И вместо трехпалубного стали присматриваться к четырехпалубным теплоходам. По-видимому, планируется что- то более серьезное...

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 707
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 433
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0