Социальные представления о бедном и богатом сказочных персонажах

1520

Аннотация

В статье рассматриваются социальные представления о бедном и богатом сказочных персонажах на двух уровнях экономического сознания: общественном и индивидуальном. Выявленные различия, с одной стороны, свидетельствуют о комплексной причине, их определяющей, с другой — о специфике когнитивного компонента экономической социализации формирующейся личности.

Общая информация

Ключевые слова: социальные представления, сказочный персонаж, образы бедного и богатого сказочных персонажей, экономическая социализация, когнитивный компонент, формирующаяся личность

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Для цитаты: Журавлев А.Л., Дробышева Т.В. Социальные представления о бедном и богатом сказочных персонажах [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 3. С. 22–27. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n3/27583 (дата обращения: 29.03.2024)

Фрагмент статьи

Представленный в данной статье материал эмпирического исследования отражает лишь часть того, что было заявлено в теоретической модели, опубликованной в предыдущем номере «Вестника практической психологии образования». Из трех анализируемых категорий социальных представлений о бедных/богатых: сказочных героях в самой сказке (общественные представления), этих же персонажах в представлении детей (индивидуальные  представления), а также реальных людях (групповые представления), мы остановились на первых двух, поскольку их обобщает выбранный объект восприятия — персонажи русских народных сказок. Другие результаты исследования, в силу большого объема, не могут быть изложены в рамках одной публикации.

В.А. Кольцова, анализируя различные подходы к пониманию природы сказки и ее связи с реальностью, обобщает, что «сказки определяются как феномен коллективной психологии, отражение психологических характеристик народа, его воззрений на разные стороны бытия мира и человека» [1, с. 142]. Интересно, что из всех видов сказок, имеющих место в культуре любого народа: бытовых, кумулятивных, сказок о животных, волшебных, — содержание последних, по мнению исследователей, носит интернациональный характер [1, с. 142]. Опираясь на данное утверждение, можно предположить, что другие упомянутые виды сказок, наоборот, сохраняют элементы национальной идентичности, отражая традиции и обычаи конкретной культуры, конкретного народа.

Литература

  1. Кольцова В.А. История психологии: Проблемы методологии. — М.: ИП РАН, 2008.
  2. Мифы народов мира: Энциклопедия. — Т. 2. — М.: Советская энциклопедия, 1982.

Информация об авторах

Журавлев Анатолий Лактионович, доктор психологических наук, академик РАН, профессор, научный руководитель, Институт психологии Российской академии наук (ФГБУН ИП РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2502-1089, e-mail: alzhuravlev2018@yandex.ru

Дробышева Татьяна Валерьевна, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии, ФГБУН «Институт психологии Российской академии наук» (ФГБУН ИП РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9578-4463, e-mail: DrobyshevaTV@ipran.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1042
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1520
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4