Вестник практической психологии образования
2010. Том 7. № 1. С. 8–11
ISSN: 2658-3100 (online)
Доклад А.А Левитской «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: приоритетные задачи Службы практической психологии образования»
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: События
Для цитаты: Левитская А.А. Доклад А.А Левитской «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: приоритетные задачи Службы практической психологии образования» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2010. Том 7. № 1. С. 8–11. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2010_n1/31871 (дата обращения: 16.11.2024)
Полный текст
Уважаемые участники конференции!
Позвольте мне от имени ваших коллег из Министерства сердечно приветствовать и пожелать плодотворного обсуждения столь важной проблемы, как психологическое обеспечение «Новой школы».
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым, завершает реализацию Концепции модернизации российского образования, принятой в 2001 году, и обеспечивает преемственность ее основных направлений.
Как вы знаете, в качестве главных задач современной школы определены:
— раскрытие способностей каждого ученика,
— воспитание порядочного и патриотичного человека, — формирование личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Для того чтобы решить указанные задачи в процессе обучения и воспитания, необходимо в полном объеме использовать потенциал современной психологической науки и практики.
Начиная с этого года будут внедрены новые федеральные государственные образовательные стандарты.
На данный момент утвержден стандарт начальной школы (1—4 класс). Обязательное его введение в соответствии с Законом «Об образовании» начнется с 1 сентября 2011 года. В текущем году на всех уровнях должна быть обеспечена качественная подготовка всех субъектов образовательного процесса к работе в начальной школе по новому стандарту.
В ближайшее время будет опубликована примерная образовательная программа.
Уже начата разработка учебников по новому стандарту. В этом году они пройдут экспертизу.
На федеральном уровне разрабатывается новое содержание повышения квалификации учителей для работы по новому стандарту. Совместно с регионами будет организовано обучение педагогических кадров. Школам предстоит разработать свои образовательные программы.
К концу этого года завершится разработка стандарта для основной и старшей школы.
Словом, вопросы психологического обеспечения «Новой школы» не могут обсуждаться вне контекста деятельности по этим направлениям, особенно в части профессиональной подготовки Учителя и методического обеспечения его работы, тем более что 2010 год объявлен Годом Учителя.
Развитие учительского потенциала, включая переход к новым моделям повышения квалификации учителя, — одно из ключевых направлений инициативы «Наша новая школа».
Стратегической целью совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров системы образования является преодоление разрыва между требованиями, предъявляемыми к профессиональной деятельности психолога в различных сферах социальной практики, и сложившейся в России системой психологического образования.
Речь идет о том, чтобы сформировать новый национальный эталон профессиональной подготовки психологов и психологической подготовки педагогов, что может существенно повлиять на ситуацию в гуманитарном профессиональном образовании России, сформировать корпус педагогических кадров российской школы с принципиально новой психолого-педагогической составляющей в профессиональной подготовке.
В рамках индивидуальных программ повышения квалификации учитель сможет осваивать отдельные модули, накопление которых в течение учебного года даст ему возможность пройти полноценное обучение, не отрываясь при этом надолго от учебного процесса.
Новая школа — это школа для всех. Важнейшей задачей службы практической психологии образования сегодня становится адресная психологическая помощь наиболее уязвимым контингентам обучающихся, воспитанников. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, всех детей независимо от их социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности.
Проблема развития поликультурного образования актуальна для всех регионов и территорий России. Идейно-содержательные, технологические и языковые составляющие поликультурного образования согласуются с общими тенденциями развития российской цивилизации, которая исторически объединила и интегрировала в своей структуре национальные культурные традиции народов России.
Сегодня представление о России как стихийном общежитии многих этнокультурных групп не отражает ни интересов ее многонационального народа, ни целей гражданского общества и федеративного государства. Российская гражданская нация — не генетически-родовое и этносоциальное единство, а территориально-политическое и национальнокультурное сообщество. Общегосударственный «национальный дом» можно представить как конструкцию с этнокультурным фундаментом, «несущими стенами» —национально-территориальными (региональными) сегментами российской гражданской нации и общероссийской национальной крышей — гражданской нацией.
Система российского образования, как наиболее действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества, способна обеспечить социализацию новых поколений и, тем самым, обеспечить гражданский мир, социальную стабильность как необходимые условия и для успеха экономических реформ, и для эффективного развития политических и гражданских институтов, а в конечном счете, обеспечить будущее нашего государства, которое в значительной степени определяется необратимостью и темпами становления российской политической нации.
Опираясь на общие тенденции мирового развития, система российского образования с необходимостью должна отражать интересы и запросы российского общества и государства, в том числе связанные и с формированием российской гражданской идентичности. Обеспечить удовлетворение такого запроса может целостная инновационная система поликультурного образования, учитывающая общегосударственные интересы, национально-территориальные и этнокультурные особенности населения, условия межкультурного диалога и задачи проектирования межэтнической и межконфессиональной гармонии.
Считается, что свою национальность почти половина детей осознает к шести годам, к девяти годам о ней знают все дети. Причем у представителей этнических меньшинств в 57% случаев это происходит раньше, чем у русских. При этом чаще всего эти дети узнают о своей национальности не из уст родителей, а через межнациональные конфликты: до 20% детей узнали о своей этнической принадлежности в ситуации, когда их обидели, оскорбили в связи с их национальностью.
Необходимость внедрения в образовательных учреждениях поликультурных образовательных программ подтверждается также данными последних опросов российских студентов на предмет их отношения к людям разных национальностей, которые показывают:
— более 58% из них проявляют явное отрицательное отношения к людям иной, нежели у них, национальности;
— почти 63% студентов русской национальности считают, что Россия только для русских1.
Только за первые четыре месяца 2009 года, по данным МВД России, целая серия убийств и причинения тяжкого вреда здоровью была квалифицирована как расистская. По «делам экстремистской направленности» в качестве обвиняемых и подозреваемых проходило 115 человек, большинство из них подросткового возраста2.
В ответах почти 1000 школьников на вопрос «Есть ли национальности, к которым вы испытываете неприязнь?» в 83% случаев был получен утвердительный ответ. Такие явления не могут не вызывать нашей озабоченности и служат еще одним аргументом в пользу того, что системные принципы поликультурности, положенные в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов, позволят превратить систему образования в эффективный социокультурный механизм, предопределяющий надэтническую целостность общества и решающий задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина поликультурной, полилингвальной, поликонфессиональной Российской Федерации в соответствии с базовыми национальными ценностями и воспитательным идеалом, определение которого дано в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации»: «Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Ключевой в этом определении является формулировка: «укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Представляется очевидным, что многомерная этнополитическая и этносоциальная структура Российской Федерации послужит надежным фундаментом становления полиэтнической по составу, но единой по гражданской идентичности нации россиян только в том случае, если образовательная система сможет воспроизводить формы социальной и культурной жизни многонационального народа России, а содержательная структура образования позволит возводить носителей каждой этнокультурной традиции к культуре общероссийской и мировой. Надежную основу для этого способно обеспечить поликуль- турное образование, адекватное условиям России.
Трудности и риски внедрения поликультурной образовательной модели предсказуемы и неизбежны.
Ситуация в определенной степени осложняется и дефицитом компетентных специалистов, и необходимого научного и учебно-методического сопровождения, а также тем фактом, что (по данным опроса, на который мы ссылались выше), 21% педагогов, 29% родителей и 12% учащихся отметили, что поли- культурное образование не актуально, не важно, не интересно, мало полезно, то есть определенная часть субъектов образовательного процесса не готова к адекватному восприятию целей, задач и принципов поликультурного образования.
В этой связи более чем очевидна необходимость активного включения профессионального сообщества практических психологов в эту работу.
Следующей проблемой, на которой мне бы хотелось остановиться в своем выступлении, является проблема педагогических рисков в целом.
В последнее время появляется множество различных образовательных и воспитательных концепций, программ, технологий, в том числе в рамках реализации поликультурной образовательной модели, о которой я говорила выше. Внедрять их берутся отдельные педагоги и целые педагогические коллективы, но часто это не имеет ожидаемого эффекта и может создавать опасность неблагополучного исхода процесса обучения и воспитания. В реальной практике невозможно избежать рисков, но можно и нужно их минимизировать.
В этих целях необходимо осуществлять прогнозирование результатов образовательной деятельности, и не только позитивных (что обычно делается), но и возможных негативных последствий.
С 2009 года в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 годы в трех субъектах Российской Федерации (Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан, Чеченская Республика) реализуется проект «Поли- культурная образовательная модель как основа формирования гражданской идентичности обучающихся общеобразовательных школ».
Основные мероприятия в рамках этого проекта связаны с разработкой поликультурной образовательной модели, программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, а также с активизацией научно-исследовательских работ по всему кругу проблем.
Одним из основных направлений проекта является разработка психологического сопровождения процесса построения поликультурной образовательной модели. Очевидна востребованность профессионального психологического сообщества на всех обозначенных направлениях деятельности.
Для программно-методического обеспечения этой работы в 2010 году Департаментом совместно с Федерацией психологов образования запланировано проведение всероссийского конкурса психолого-педагогических программ.
В сентябре—октябре традиционно пройдет Всероссийский психологический форум «Обучение. Воспитание. Развитие», на котором мы продолжим обсуждение актуальных задач, стоящих перед профессиональным психологическим сообществом в контексте решения образовательных задач.
В это же время состоится всероссийский конкурс «Педагог-психолог России — 2010». Мы в очередной раз будем иметь возможность познакомиться с лучшими представителями Службы практической психологии образования и ознакомиться с опытом их работы по реализации инициативы «Наша новая школа».
Важным показателем личного успеха человека является его здоровье. Учитывая, что значительную часть дня дети проводят в школе, сохранение, укрепление их физического, психического здоровья — одна из важнейших задач современной школы.
Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни, переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников — все это способствует сохранению и укреплению их здоровья. В 2010 году будет введен новый норматив занятий физкультурой — не менее трех часов в неделю с учетом индивидуальных особенностей детей.
Разрабатываются федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья детей, специальный инструментарий для организации мониторинга здоровья школьников. Ведется целенаправленная работа по увеличению количества и качества занятий физкультурой в школе.
В рамках инициативы «Наша новая школа» обеспечивается сопровождение и поддержка талантливых ребят в течение всего периода обучения: — организуется тесное взаимодействие школ и учреждений дополнительного образования детей (домов и дворцов детского творчества, станций юных техников, клубов);
— открываются очные и заочные (дистанционные) школы для одаренных детей при федеральных и национальных исследовательских университетах. Дальнейшее развитие получат школьные олимпиады, другие соревнования, способствующие выявлению одаренных детей, поскольку, как сказал Андрей Александрович Фурсенко в своем выступлении на Всемирной конференции министров образования 12 января этого года, в условиях новой экономики, основанной на знаниях и высоких технологиях, в которой интеллект играет все более определяющую роль, быть эффективным, добиваться успеха способен только человек свободный, заинтересованный в своем постоянном развитии.
Создать условия, обеспечивающие развитие каждого, — важный аспект социальной ответственности государства, и реализуется он, прежде всего, через систему образования.
Обеспечение доступности качественного образования для граждан с ограниченными возможностями здоровья — еще одна приоритетная задача модернизации системы образования, без эффективного решения которой невозможна социальная адаптация лиц этой категории.
Большинство обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть в той или иной степени интегрировано в обычную образовательную среду и обучаться в условиях «массовой» школы или вуза.
Министерство рассматривает как одно из основных направлений деятельности развитие так называемого интегрированного образования, в течение последних лет последовательно работает в этом направлении: ориентирует и субъекты Российской Федерации, и федеральные образовательные учреждения на развитие интегрированных форм образования лиц с нарушениями развития.
Это предполагает создание в каждом образовательном учреждении безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценное образование и интеграцию таких лиц.
Необходимым условием реализации данного направления является соблюдение ряда требований: — первое требование — это наличие в образовательном учреждении условий для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья;
— второе — наличие образовательных программ, адаптированных с учетом особенностей развития обучающихся;
— третье — комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение лиц с особыми потребностями на протяжении всего периода обучения;
— четвертое — специальная подготовка педагогов образовательного учреждения в области особенностей организации обучения таких граждан;
— и, наконец, еще одно важное требование — создание атмосферы толерантности в отношении любого обучающегося, независимо от того, к какой категории он относится.
В настоящее время Министерство активно ведет работу по утверждению новых федеральных государственных образовательных стандартов, в которых в максимально возможной степени учитываются особенности развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В том числе предусматриваются специальные условия их обучения и воспитания, а также их комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение во время образовательного процесса. Это, в частности, отражено в утвержденном в октябре 2009 года стандарте начального общего образования.
Безусловно, в этой области Министерство также считает необходимым использовать имеющийся потенциал Службы практической психологии в системе образования.
Практический опыт, наработанный психологической службой за период ее существования (а это уже более двух десятков лет), да и здравый смысл показывают, что создать ребенку благоприятные условия для полноценного роста и развития можно только при наличии доброй воли и активного взаимодействия окружающих его взрослых: педагогов и родителей.
Задачи психологического обеспечения реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» связаны, прежде всего, с повышением психологической компетентности учителя, с активизацией работы с родительской общественностью для оказания сонаправленной непосредственной психологической помощи ребенку с проблемами в обучении, поведении, развитии, а также в ситуации выбора, в том числе выбора дальнейшей профессиональной карьеры.
Решение этих задач окажет существенное влияние на всю образовательную среду, обеспечивая ее безопасность и развивающий характер, определит успешную судьбу ребенка, который в ней обучается и воспитывается.
В части оказания комплексной многопрофильной помощи ребенку большая роль принадлежит образовательным учреждениям для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. В 2009 году Министерством направлены в регионы методические рекомендации по расчету бюджетных ассигнований на оказание услуг данными учреждениями на основе государственного (муниципального) задания. С учетом предложений регионов внесены изменения в Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. В настоящее время проект Типового положения проходит согласование с юристами Министерства. В 2010 году мы планируем его утверждение.
Надеюсь, результатом сегодняшней конференции станут конкретные инициативы профессионального сообщества по разработке и реализации программ и проектов, осуществление которых будет способствовать решению задач инициативы «Наша новая школа».
Желаю вам успехов в реализации профессиональных планов.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 882
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 483
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0