«Школьные успехи». Комплексная психолого-педагогическая программа для младших школьников с трудностями обучения (продолжение)

874

Аннотация

Данная работа — один из лауреатов выставки-конкурса научно-практических разработок «Психологические ресурсы образования Ярославской области». Продолжение. Начало в «Вестнике практической психологии образования №№ 3, 4 за 2009 год.

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Для цитаты: Хухарева Л.В., Савельева В.А. «Школьные успехи». Комплексная психолого-педагогическая программа для младших школьников с трудностями обучения (продолжение) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2010. Том 7. № 1. С. 111–117. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2010_n1/31936 (дата обращения: 16.11.2024)

Полный текст

Продолжение. Начало в «Вестнике практической психологии образования №№ 3,4 за 2009 год.

Развивающая программа «Учебные успехи»

Попадая в школьную среду, ребенок сталкивается сразу с несколькими трудностями. Это и новый коллектив детей, и первая учительница, и изменение режима, и появление новых обязанностей, и предъявление множества требований. Преодолевая эти трудности, первоклассник постепенно адаптируется к школе. Одновременно он учится — овладевает необходимыми знаниями, умениями и навыками. У некоторых детей адаптационный период может затягиваться, у них возникают проблемы с овладением школьной программой.

Наиболее часто дети испытывают затруднения при освоении навыков чтения и письма. Одной из причин неуспеваемости в этих видах деятельности является несформированность фонематического слуха. Это приводит к тому, что ученики не представляют себе звукового состава слова, не могут слить буквы в слоги, а слоги в слова, смешивают гласные первого и второго ряда; звонкие и глухие согласные; часто не различают твердое и мягкое звучание согласных.

Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи приводит к пропускам предлогов, неумению согласовывать слова в предложении (прилагательные с существительными в роде, числе и падеже), правильно обозначать границы предложения, придавать ему интонационную и смысловую законченность.

Недостатки в развитии пространственных представлений и способности к зрительному анализу ведут к «зеркальному» написанию букв, смешению элементов букв, сращиванию и расщеплению слов на письме, слитному написанию предлогов.

Нечеткое запоминание букв алфавита, стихотворений, правил, зрительно-двигательных образов букв и слов — это проблемы недостаточно развитой памяти.

Основные характеристики специфичных ошибок, допускаемых детьми при чтении и письме, подробно описаны в Приложении I.

Наличие у ребенка навыка чтения является одним из условий овладения им человеческой культурой. Формирование этого навыка — сложный процесс. Поэтому очень важно, чтобы, проходя его, ребенок не только учился читать, но и получал от этого истинное удовольствие. Интерес ребенка к данному процессу, а также прочность навыка во многом зависят от того, как проходит начальный этап обучения чтению. Этот этап может быть привлекательным, захватывающим ум и чувства, а может стать скучной обязанностью. Очень важно на данном этапе включать в занятия знакомые детям виды деятельности, обеспечивающие их активность. Прежде всего, это игра, которую надо уметь сочетать с индивидуальными, самостоятельными заданиями. Предусмотрено использование и других видов деятельности, таких, как беседа, рассказ, рисование.

 

Предлагаемая нами развивающая программа для младших школьников, имеющих трудности в обучении, основывается на идеях ряда авторов (Корнева А.Н., Ефименковой Л.Н., Милостивенко Л.Г. и др.). Она носит комплексный характер и отражает авторский подход к содержанию, структуре изложения материала, выбору средств и методов обучения. В нее включены задания, направленные на развитие звуковой культуры речи с одновременным формированием навыка чтения.

Цель развивающей программы — профилактика школьной неуспеваемости посредством развития учебно-познавательных способностей младших школьников, испытывающих трудности в обучении. Своевременная профилактическая работа с детьми младшего школьного возраста поможет избежать многих проблем школьной жизни.

В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

—   формирование навыка чтения;

—   развитие звуковой культуры речи;

—   обогащение словарного запаса;

—   формирование положительной мотивации к процессу чтения;

—   развитие способности к самоконтролю учебных действий.

Программа рассчитана на 72 учебных часа. Занятия проводятся в небольших группах (5—7 человек) 2 раза в неделю по 40 минут. Каждое занятие включает в себя разные игры, упражнения, творческие задания и предполагает не только устное, но и письменное их выполнение (во второй половине учебного года). Организационный период начинается с посещения специалистами родительских собраний и информирования учителя и родителей о содержании программы. Комплектование групп происходит совместно с учителем класса.

В начале и в конце каждого учебного года проводится обследование устной речи детей по разработанной авторами методике (Приложение II), которое позволяет отследить динамику изменения показателей устной речи ребенка и оценить эффективность программы. Результаты обследования заносятся в специальные карты, графики (Приложение III). В течение года проводится текущий мониторинг, результаты которого также фиксируются в специальных картах (Приложение IV).

Демонстрация езультатов по итогам года осуществляется в игровой форме. Для этого используется игра «По станциям», на которой присутствует школьный учитель. Один раз в году организуется совместная детско-родительская встреча, целью которой является информирование родителей об успехах детей и организация активного взаимодействия детей и родителей (Приложение V). Время на данную встречу и на игру «По станциям» входит в общее количество учебных часов.

Эффективность усвоения материала программы зависит от количества проведенных занятий, правильности их построения, сочетания упражнений и заданий, направленных не только на формирование речевой функции, но и стимулирование познавательной активности ребенка, на развитие его психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия), без которых невозможно успешное овладение навыком чтения. Поэтому каждое занятие включает в себя задания, направленные одновременно и на развитие психических процессов, и на формирование навыка чтения.

ПРИЛОЖЕНИЕ I

ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИФИЧНЫХ ОШИБОК

На уровне звука (буквы) и слога

Наиболее типичными ошибками на уровне звука (буквы) и слога при чтении и письме являются пропуск и замены букв, слогов, предлогов.

Пропуск свидетельствует о том, что ученики не вычленяют в составе слова всех его звуков, например: галка — «глка», стул — «сул». При пропуске двух и более звуков (букв) можно говорить о более грубом нарушении звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова: девочка — «дев- ча». Пропуску букв и слогов могут способствовать следующие условия: встреча двух одноименных букв на стыке слов, например: «ста(л) лакать;» соседство слогов, имеющие одинаковые буквы (чаще гласные), например: «кузнечичи(ки)».

Замены указывают на то, что ученики выделяют определенные звуки, но для их обозначения выбирают несоответствующую букву. Замены имеют место: при недостаточной прочности звуко-буквенных связей; при нечетком различении звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство; при нечетком различении букв, сходных по начертанию.

Часто замена букв происходит не одной и той же буквой, а разными. Это приводит к смешению букв. Смешение бывает двух типов: акустическо-артику- лярное и кинетическое. (Подробно это описано в книге Садовниковой И.Н. «Нарушение письменной речи у младших школьников» (М.: Просвещение, 1983).) Обычно по сходству звуков смешивают: парные согласные в четкой позиции, сонорные (р-л), свистящие и шипящие (с-ш, з-ж, ч-ц, ч-щ и др.), гласные ё-ю. По начертанию букв — о-а, б-д, и-у, п-т, х-ж, г-р. Данное смешение может повлечь за собой снижение качества письма в целом, а также перейти из письма в чтение как рукописного, так и печатного текста («жо- лодноя зима», «радота»).

Следующая специфичная ошибка — это перестановки букв (звуков) и слогов. Они свидетельствуют о трудностях в последовательном выделении звуков в слове. Слоговая структура при этом может сохраняться без искажений. Например: чулан — «чу- нал», картина — «катрина» и т. п. Наиболее часты перестановки в словах со стечением согласных: двор — «дров», стёр — «сёрт», а также замена прямых слогов обратными и наоборот: он — «но», от — «то», зима — «зиам», дети — «деит».

Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных (чаще, когда один из них взрывной): школа — «шекола», девочка — «девочика». Эти вставки можно объяснить призвуком, который появляется при медленном проговаривании слов. Возможны вставки между гласными, например: поют — «по- еют», стоит — «стоеит».

На уровне слова

Трудности слогового анализа и синтеза слов, неспособность в речевом потоке уловить и выделить речевые единицы приводят детей к ошибкам на уровне слова. Слова пишутся либо слитно, либо раздельно.

Раздельное написание чаще встречается в следующих случаях: когда приставка (заглавная буква или слог) напоминает предлог, союз или местоимение, например: «и дут», «на чалась», «я сный», «с мотри»; при стечении согласных, например: «с тул», «поп росил».

Слитно обычно пишутся предлоги (союзы) с последующим или предыдущим словом, например: «ука- мина», «истол», «домику». Встречаются случаи слитного написания двух самостоятельных слов: «кругомтихо», «дуетветер». В некоторых случаях оно сопровождается пропуском части слова: «каждый день» — «каждень».

При чтении могут добавляться ошибки с искаже- ним слов, чтение по догадке и нанизывание букв.

На уровне предложения

На уровне предложения наиболее частыми являются ошибки на обозначение границ предложений или их произвольное обозначение как при письме, так и при чтении. Нередки случаи несогласованности членов предложения в роде, числе и падеже: «наступило ночь», «уже зеленеет всходы». Многочисленны случаи нарушения управления: «шел к фермы», «по дорожках сада».

ПРИЛОЖЕНИЕ II

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ
УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

1.    Звукобуквенный анализ и синтез слов

а)     выделить первый звук, букву в слове:

гласный звук — уточка, ирис, Эля, окна, Ира, арка, эра; огурец, арбуз, утенок, игра, экран, орех

гласную букву — елка, ямка, юрта, ель, ершик, Юля, ягель

согласный звук — зонт, киска, парта, сено, гриб, бидон, шишка, желудь, чашка, хлеб, фигура, миска, носки, рисунок, цирк

последний звук в слове:

гласный — игра, окно, шары, маки, воду, шишка, книги, кроты, крыло, алоэ, (Юля, таскаю, ущелье, ружье)

согласный — енот, слон, дятел, ком, рак, жираф, огурец, арбуз, карандаш, краб, укроп, труд, калач, плащ

б)   выбрать картинку на заданный звук: первый или последний гласный, первый твердый или мягкий согласный, последний согласный (набор предметных картинок)

в)    выделить заданный звук в слове:

сапоги, пироги, фонари, гитара, малина, калина; уточка, картина, клинок, стрекоза, крокодил, бригада, экскаватор, магистраль

г)    выделить все звуки по порядку, определить количество звуков:

мох игла бараны картина

зов кран сапоги тетради

пух икра лопата снегопад

кол двор ворота крокодил

сыр аист борода девочка

д)   составить слово из последовательно названных звуков:

о с а, к о з а, п и л к а, к о л е с о, к а р т и н а, р а к, л и с а, б а н к а, д е р е в о, п ы л и н к а, с ы н, у т к а, т р а в а, с а п о г и, м а ш и н к а из заданных звуков:

и р с — рис о г а р — гора у ш а к п — пушка

у п х — пух л о с н — слон к э а н р — экран

с о ы — осы г и а р — игра ы к ш м а — мышка

е)    назвать буквы алфавита (таблица с алфавитом)

2.    Слоговой анализ и синтез

а)     разделить слова на слоги:

берега яма скворец тень

 
 

сапоги уши встреча боль

береза юла стрелка день

бумага усы стрижи конь

фигуры оса скрежет пень

жирафы ива бритва моль

б)    выделить заданный слог в слове:

лопата девочка

машина мальчики

дерево картины

хорошо бегемот

беседа пластилин

забава гнездышко

в)   составить слово из последовательно названных слогов:

ва за, тра ва, ко ле со, кра со чки, за на вес ки, жа ба, гро за, де ре во, плас ти лин, маг ни то фон, ли са, кро ты, пи ро ги, гнез дыш ко, ве ло си пед:

из заданных слогов:

ба шу — шуба ты цве — цветы по са ги — сапоги за ко — коза ва дро — дрова ма бу га — бумага но ки — кино ка пал — палка на фо ри — фонари г) прочитать слоги по таблице

(слоговая таблица с закрытыми и открытыми слогами)

3.   Анализ предложения, грамматическое построение

а)    сосчитать количество слов в предложении, выделить заданное слово по порядку, назвать главные слова:

Грузовик везет (речной) песок. Весело прыгает (красивая) белка. Девочка читает (интересную) книгу. Громко лает (соседская) собака. Ярко светит (ласковое) солнышко. Бабушка вяжет (внуку) носки. Грачи собираются (целыми) стаями.

По небу плывут тяжелые тучи. Мальчики гнались за двумя зайцами. На обочине дороги зацвели одуванчики. На чердаке было гнездо ласточки. Грачи вьют гнезда на деревьях. Кукушка кладет яйца в чужие гнезда. Ребята ходили в лес за черникой. К утру пчелы вернулись с добычей.

б)   прослушать предложение, подобрать нужный предлог:

(У) мамы есть золотое кольцо. (На) улице плохая погода. Красивый кот забежал (за) угол.

Мужчина пьет чай (из) чашки. Собака сидит (около) своей будки. Машина стоит (перед) новым домом. Учитель ставит (в) дневник отметку. Я часто вспоминаю (о) своем доме.

Самолет летит (над) лесом. Птичка слетела (с) дерева. (Под) столом кошка ловит мышку. (Из-за) тучи выглянуло солнышко.

4.   Самостоятельная речь

а)    прослушать текст и пересказать:

Лев, медведь и лиса

Лев и медведь добыли мясо. Стали они из-за мяса драться. Никто не хотел уступить. Долго они бились, ослабели оба и легли. Лиса увидела между ними мясо, подхватила его и убежала.

Собачка и ее тень

Собачка шла по дощечке через речку. В зубах она несла кость. Увидела собака себя в воде. Она подумала, что там другая собака несет кость. Бросила собака свою кость и кинулась отнимать ее у другой собаки. Волна подхватила косточку и унесла. И осталась собака ни с чем.

Сиротка

Собачку Жучку заели волки. Остался маленький слепой щенок. Прозвали его Сироткой. Щенка подложили кошке, у которой были маленькие котята. Кошка обнюхала Сиротку, повертела хвостом и лизнула щенка в нос.

Однажды на Сиротку напала бродячая собака. Тут появилась кошка. Она зубами схватила Сиротку и метнулась к высокому пеньку. Цепляясь за кору когтями, она втащила щенка наверх и прикрыла его собой.

б)   прослушать часть текста и найти соответствующую картинку

(набор текстов и картинок)

Все показатели работы детей заносятся в индивидуальную карту в начале и конце учебного года. Во второй или третьей строке таблиц (глас. или соглас.) отмечается знаком «+» правильно выделенный звук, слог или слово (5—6 звуков и т. д.), а знаком «—» неправильно выделенный. Полностью выполненное все задание оценивается в 1 балл и заносится в первую строку таблицы (начало или конец года), не полностью выполненное — в 0,5 баллов, совсем невыполненное — в 0 баллов. Если ребенок справился со всем заданием в начале года и с усложненным заданием в конце года, то данное задание оценивается в конце года в 1,5 балла. Затем все баллы суммируются и строятся графики на начало и на конец года разным цветом.

Для обследования звуко-буквенных связей в конце учебного года используется адаптированная методика А.Н. Корнева [8]. Ребенку предлагается прочитать 100 букв по таблице, педагог фиксирует время, затраченное на ее чтение. В норме оно должно составлять 50—80 секунд. Если время прочтения возрастает до 100 секунд и более, это свидетельствует об отставании ребенка. Таблица А (100 цифр) используется для определения его наиболее распространенных причин: непрочности звуко-буквенных связей или замедленного индивидуального темпа при выполнении любых видов деятельности. В первом случае время чтения таблицы №1 будет превышать время, затраченное на таблицу А, на 30% и более. Во втором случае — существенных различий не будет.

ПРИЛОЖЕНИЕ III

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ

Ф.И.                                                                                         

1.    Звукобуквенный анализ и синтез слов:

а) выделение первого и последнего звука, буквы

Начало года —

Конец года —

глас. — перв.

Г.

Г.

Г.

глас. — перв.

Г.

Г.

Г.

согл. — перв.

С.

согл. — перв.

С.

               

б) нахождение картинок на первый гласный, согласный (твердый или мягкий) и последний звук

 

 

Начало года —

Конец года —

глас. — перв.

посл.

глас. — перв.

посл.

согл. — тв.

согл. — мягк.

согл. — посл.

согл. — тв.

согл. — мягк.

согл. — посл.

           

в) выделение заданного звука в слове

 

 

Начало года —

Конец года —

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

г) определение количества звуков, выделение звуков по порядку

 

 

Начало года —                                                                               Конец года —

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д) составление слова из последовательно заданных звуков

Начало года —

Конец года —

 

 

 

 

 

 

           

 

 

е) узнавание букв алфавита

Начало года —

Конец года —

глас.

согл.

глас.

согл.

       

 

2.    Слоговой анализ и синтез слов

а) деление слов на слоги

Начало года —

Конец года —

 

 

 

 

 

 

 

             

 

Копилка мастерства

б) выделение заданного слога

Начало года —

Конец года —

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

в) составление слов из заданных слогов

Начало года —

Конец года —

 

 

 

 

 

 

           

 

 

г) чтение слогов, слов по таблице

Начало года —

Конец года —

 

 

 

 

       

 

3.    Анализ предложения, грамматическое построение

а) подсчет количества слов, выделение заданного по порядку слова в предложении, выделение главных слов

Начало года —

Конец года —

 

 

 

 

 

 

           

в) согласование частей речи в предложении, употребление предлогов

 

 

Начало года —

Конец года —

 

у — , за — , на —

 

у — , за — , на —

 

из — , около — , перед — , в- , о —

 

из — , около — , перед — , в- , о —

 

над — , под- , с — , из-за —

 

над — , под- , с — , из-за —

 

4.     Самостоятельная речь

а) пересказ текста

Начало года —

Конец года —

 

 

б) нахождение к тексту соответствующей картинки

 

 

Начало года —

Конец года —

 

 

 

 

5. Звуко-буквенные связи

№ табл.

Начало года —

Конец года —

Табл. 1 (буквы)

 

 

Табл. А (цифры)

 

 

 

№1(22) январь—март 2010

Копилка мастерства

ПРИЛОЖЕНИЕ IV

КАРТА ФИКСАЦИИ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ТЕМАМ

Ф.И. ____________________________________________

Ф. И.

Общие понятия

Выделен. гласных первого ряда

Выделен. и дифферен. а — я

Выделен. и дифферен. о — е

Выделен. и дифферен. у — ю

Выделен. и дифферен. ы — и

Выделен. и дифферен. э — е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ V

СОВМЕСТНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Цель: создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества, информирование родителей об успехах детей.

Содержание: игры, направленные на снятие эмоционального и мышечного напряжения, на развитие сотрудничества и доверительных отношений между детьми и родителями.

Ход занятия:

Все участники пишут свои имена, прикрепляют бейджики и садятся в круг.

1.    Игра «Знакомство»

Каждый родитель представляет своего ребенка и рассказывает, какой у него характер, чем он любит заниматься и т. п. Дети подтверждают слова родителей. Затем то же самое делают дети, представляя своих родителей.

2.    Игра «Путаница»

Выбирается водящий, который на несколько минут уходит из комнаты. Остальные участники встают в круг и берутся за руки. Их задача — запутаться так, чтобы водящий не сразу смог их распутать.

3.    Игра «Угадай, чьи ручки»

Родители садятся на скамью и кладут руки на колени. Каждый ребенок с завязанными глазами по очереди подходит к ним и по рукам угадывает, где его родитель. Затем родители и дети меняются местами.

4.   Творческое задание «Совместное рисование одним карандашом»

Все участники садятся парами: ребенок — родитель. Каждой паре выдается лист бумаги и один карандаш. Задание: держась вместе за карандаш, выполнить рисунок, не договариваясь и не разговаривая друг с другом в процессе рисования. После того как все закончили, каждая пара представляет свое произведение, рассказывая, что нарисовано, кем был нарисован рисунок, кто инициатор, лидер в паре и т. п. Психолог обязательно наблюдает за процессом, отмечает характерный тип взаимодействия на различных этапах рисования: сотрудничество, соперничество и пр.

5.    Игра «Колючий ежик»

Родители и дети садятся парами. Один из пары (сначала ребенок) «сворачивается в клубочек» и сохраняет такое положение пока второй, ис­                                            р способы: словесные. |.и,- тильные, не «развернет его». Затем ребенок и взрослый меняются местами.

Подведение итогов:

Все садятся в круг и по очереди обмениваются впечатлениями о прошедшем занятии. Говорят, что понравилось, а что  И

нет и почему.

Продолжение в следующем номере.

Информация об авторах

Хухарева Людмила Васильевна, руководитель психологической службы, государственное образовательное учреждение Ярославской области «Центр детей и юношества», Ярославль, Россия

Савельева Валентина Алексеевна, педагог дополнительного образования , государственное образовательное учреждении Ярославской области «Центрдетей и юношества», Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 946
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 874
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0