Вестник практической психологии образования
2010. Том 7. № 2. С. 87–89
ISSN: 2658-3100 (online)
«Навыки конструктивного общения». Программа элективного курса для учащихся 9-х классов (окончание)
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Попова Е.Б. «Навыки конструктивного общения». Программа элективного курса для учащихся 9-х классов (окончание) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2010. Том 7. № 2. С. 87–89. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2010_n2/34662 (дата обращения: 16.11.2024)
Полный текст
Окончание. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №№ 3, 4 за 2009 год и №1 за 2010 год.
Занятие 11
Тема. Учимся говорить «Нет».
Цель: освоение умения говорить «нет» в различных жизненных ситуациях.
Дидактический материал: карточки для практического задания, раздаточный материал по количеству участников.
Содержание занятия: навыки активного, пассивного и эмпатического слушания изучаются по единой схеме (см. занятие №6).
Теоретический материал для занятия:
Раздаточный материал «Как сказать “нет”»
1. Можно начать отказ с комплимента «Мне так приятно, что ты обратилась ко мне, но нет...» или «Я горжусь, что Вы обратились ко мне, но нет.» Этот способ помогает сохранить отношения в дальнейшем.
2. Оставляйте двери приоткрытыми. Не говорите окончательно и сразу «нет» — «Мне нужно подумать». Но важно соблюдать правило: «дверь» открытой долго не оставляйте, определитесь сразу с датой вашего окончательного ответа! Ответ нужно дать тогда, когда наметили.
3. Юмористический отказ — форма шутливого «нет». Можно применить самокритику — «Ой, я такая безответственная.»
4. Не извиняйтесь, не объясняйте, уверенным тоном говорите «нет» — «Нет, у меня не получится».
5. Решительно, жестко говорите «нет» — «Нет, я не смогу».
6. Отказ человеку, который как бы не просит, а намекает на просьбу, например, «Я думаю, ты найдешь компанию» или «Ты сможешь!».
Раздаточный материал «Отличия на вербальном и невербальном уровнях уверенного, неуверенного и агрессивного поведения»
Представлен в табл. 1.
Табл. 1
|
Агрессивное поведение |
Уверенное поведение |
Неуверенное поведение |
Контакт глаз |
Пристальный взгляд прямо в глаза собеседнику. |
Устойчивый контакт глаз: в глаза партнеру смотрят в момент предъявления требований, отводят взгляд, когда слушают возражения. |
Отсутствие контакта глаз; смотрят себе под ноги, на потолок, на свои бумаги, но не в глаза собеседнику. |
Дистанция общения |
Минимальная, на партнера все время «наступают», вторгаются на его территорию. |
Оптимальная. Соответствует принятым в данной среде стандартам дистанции официального общения. |
Стремится к увеличению: от партнера «отступают», начинают говорить с большого расстояния. |
Жестикуляция |
Бурная. Размахивают руками, совершают шумные и хаотичные движения, стучат дверями и бьют посторонние предметы. |
Соответствует смыслу сказанного. |
Напряженная. Дрожь и хаотичные движения. Судорожно перебирают бумаги, не знают куда деть руки. |
Тон, громкость голоса |
Крики, вопли, угрожающие интонации. Собеседника совсем не слушают, не дают договорить. Говорят короткими, рублеными фразами. |
Говорят достаточно громко, чтобы быть услышанным собеседником. Уверенные интонации. Собеседника внимательно выслушивают. |
Говорят тихо, сбивчиво, стремятся сократить паузы в разговоре. Фразы неоправданно затянуты. |
Чувства |
Злость, ярость. |
Спокойствие, уверенность. |
Страх, тревога, вина. |
Содержание речи |
Упреки, угрозы, приказы, оскорбления. |
Информирование о своих правах, желаниях, намерениях, действиях. |
Оправдания, извинения, объяснения. |
Местоимение «я», «мне» |
В фразах, содержащих угрозы и приказы. |
Указывают на тот факт, что именно я сам стою за данным требованием. |
Используется неопределенная форма глагола, речь от третьего лица. |
Содержание требования |
Угрозы, приказы. |
Краткое и четкое. |
Практически не может требовать, редко просит. |
Обоснование |
Не дается. |
Краткое и четкое. |
Обоснование излишне длинное и путанное, насыщено извинениями и ненужными объяснениями. |
Раздаточный материал «Индикаторы поведения»
Индикаторы уверенного поведения:
— свободная открытая поза;
— все действия уместны и функциональны;
— спокойное выражение лица, естественные мимические проявления, улыбка, смех уместны;
— взгляд направлен на собеседника;
— отчетливый голос, связная правильная речь, в которой используется местоимение «я» и личные обращения;
— сосредоточенность на выполняемых действиях;
— согласованность содержания звучащей речи, тона и пантомимики;
— инициативность в установлении контакта и продолжении взаимодействия.
Индикаторы неуверенного поведения:
— скованная, напряженная, «закрытая» поза;
— действия, движения неуместны, неадекватны (поправляет одежду, перекладывает предметы с места на место, прикусывает губы, подносит руки к лицу, держится за стул, и т. д.);
— напряженное выражение лица, тремор конечностей и тела, неуместные улыбка и смех;
— потупленный, уклоняющийся, бегающий взгляд;
— дрожащий, тихий, извиняющийся, лепечущий голос;
— речь прерывистая, бессвязная, присутствие в звучащей речи назализаций: «э-э-э», «м-м-м»;
— рассогласование содержания речи и тона, тона и пантомимики;
— отсутствие инициативы, длительные незаполняемые паузы;
— запальчивые объяснения своего поведения, оправдания даже в ситуациях отсутствия критики;
— вздохи;
— моментальное увлажнение глаз;
— гиперемия (покраснение) участков кожи.
Бланк для рефлексии
Сегодня я узнал о себе: ___________________________
Об этом мне сказали другие: ______________________
Мое состояние __________________________________
0 б. — отсутствие
10 б. — максимальное присутствие
Критерии эффективности программы
Отслеживание эффективности изучения теоретического материала занятий и освоения практических навыков происходит на протяжении всего курса, на каждом занятии. Результаты наблюдения фиксируются в дневнике психолога.
На итоговом занятии «Интервью-2» учащиеся демонстрируют, отвечая на «каверзные вопросы» психолога, усвоенные знания:
— навыки уверенного поведения («заигранная пластинка», «игра в туман», «негативное заявление», «негативные распросы»);
— правила интерпретации языка тела и речевой коммуникации;
— способы расположения относительно собеседника;
— навыки эффективного слушания;
— способность выражать и принимать благодарность;
— умение как предлагать другому свою помощь, так и просить о помощи;
— умение в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей характера сказать «нет».
Все ответы фиксируются камерой и на последнем занятии обсуждаются.
О высокой мотивации и интересе к изучаемым темам говорит то, что пропуски занятий в течение полугода их посещения единичные, по уважительным причинам.
Из интервью учащихся по итогам посещения курса:
Катя: «Занятия помогли мне в том, что я стала увереннее, я перестала бояться каких-то проблем, мне стало легче общаться с некоторыми людьми, с которыми до этого не могла общаться. И стала более адекватно вести себя в некоторых ситуациях».
Лена: «Занятия помогли мне в том, что я теперь знаю, как лучше поступить в каких-то ситуациях, высказать свое мнение».
Алена: «Занятия помогли мне научиться выражать свои мысли. Например, как правильно отказать человеку, чтобы сохранить с ним дружбу».
Ангелина: «На занятиях я научилась вести себя с теми, с кем вообще не могла общаться. Понимать и принимать их».
Наташа: «Этот курс научил меня выражать свое мнение, отстаивать его, что до этого было большой проблемой».
Аня: «Занятия помогли мне преодолеть свою лень — вставать утром и к восьми идти в субботу в школу на элективный курс, хотя учимся с 9 утра».
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1094
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 615
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2