Неквалифицированный труд школьников и студентов — потерянное время или «школа жизни»?

246

Аннотация

От редакции. Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается результат сотворчества известного специалиста в области профориентационной работы Галины Владимировны Резапкиной и художественного редактора журнала «Вестник практической психологии образования» Евгения Олеговича Пятакова.

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Для цитаты: Резапкина Г.В., Пятаков Е.О. Неквалифицированный труд школьников и студентов — потерянное время или «школа жизни»? [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2013. Том 10. № 1. С. 121–126. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2013_n1/Rezepkin_Dimes (дата обращения: 25.04.2024)

Полный текст

Г.В. Резапкина, Е.О. Пятаков

Неквалифицированный труд школьников и студентов — потерянное время или «школа жизни»?

 

Резапкина Галина Владимировна — старший научный сотрудник Центра развития психологической службы образования Федерального института развития образования и Центра практической психологии образования Академии социального управления. Почти двадцать лет занимается вопросами, связанными с профессиональным и личностным самоопределением человека. Сфера профессиональной деятельности и научных интересов: психологическое консультирование; профдиагностика и профотбор; оценка профессиональной компетенции; психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;разработка новых технологий в области профессионального самоопределения; подготовка специалистов в области психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Автор нескольких книг, программ и методик по данным вопросам.

Пятаков Евгений Олегович — в недавнем прошлом — педагог-психолог с опытом работы в различных воспитательных, образовательных и досуговых детских учреждениях. В настоящее время работает редактором научно-методических журналов «Школьные технологии» и «Вестник практической психологии образования». Постоянный автор журналов «Школьный психолог», «Народное образование», «Социальная педагогика» и др. Творческое кредо — поменьше абстрактных теорий и умозрительных рассуждений, побольше практики и здравого смысла.

 

От редакции. Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается результат сотворчества известного специалиста в области профориентационной работы Галины Владимировны Резапкиной и художественного редактора журнала «Вестник практической психологии образования» Евгения Олеговича Пятакова.

Идея статьи возникла случайно в ходе кулуарной беседы нескольких коллег-редакторов за чашкой чая. Как это часто бывает, зашел разговор о проблемах «современной молодежи». Одним из участников чаепития был задан вопрос: «Все это замечательно, но что конкретно вы можете предложить тем же молодым людям, которые стоят у метро, болтают, курят, пьют пиво и никуда не торопятся? Они ведь отлично знают, что хорошая работа им “не светит”, учеба в престижном вузе — тоже. Какие у них перспективы — неясно».

По всем законам жанра, вопросу полагалось «повиснуть в воздухе» — остаться риторическим. Но внезапно, опережая сознание автора этих строк, на свободу вырвался его жёсткий и предельно конкретный ответ: «Пусть курьерами поработают — для начала, а там, глядишь, поймут, что к чему, и в более серьезные дела втянутся».

Это был классический «инсайт», основанный на весьма богатом и разнообразном жизненном опыте говорившего, в который входили периоды работы как по специальности, так и вне ее. Например, работа дворником, рекрутером, рекламщиком, менеджером по продажам. Конечным результатом осмысления идеи и последующей работы над ней стала данная статья.

Не секрет, что стратегическая задача профориентационной работы — психологическая, мировоззренческая, компетентностная подготовка вчерашнего школьника и студента к переходу из «мира учебы» в «мир реального труда». Говоря языком научной фантастики, это два принципиально разных «измерения». Переход из первого во второе порой бывает мучителен и сложен для неподготовленного человека. Например, экс-студента «краснодипломника», который еще вчера свысока смотрел на своих подрабатывавших сокурсников-троечников, а уже сегодня столкнулся с миром циничных, «некомпетентных» и «неправильных» работодателей. Неправильных постольку, поскольку ими «ни в грош» не ставится его диплом. Мало того, ему — отличнику — они предпочитают этих «бывших троечников».

Проблема в отсутствии у бывшего отличника многих практических знаний, ценностей и навыков, востребованных работодателями. А также в том, что, в отличие от бывших сокурсников, он упустил возможность развития нужных качеств.

Казалось бы, решение подобной проблемы полностью входит в компетенцию специалистов по профориентации. У них должен быть весь необходимый теоретический и методологический арсенал, надо только интенсивнее его осваивать. В том числе — черпая из копилки зарубежного опыта.

Однако, на наш взгляд, есть один пробел, который даже лучший специалист не в состоянии закрыть в ходе своей непосредственной деятельности.

Стать профессионалом в каком-либо виде деятельности невозможно без развития определенных личностных качеств — часто универсальных, общих и для дворника, и для генерального директора крупной корпорации. Причем качеств, полноценное формирование которых возможно только в реальном труде — пускай сезонном, неквалифицированном, неоплачиваемом (работа волонтера).

Привычку к постоянному труду, ответственность перед обществом, перед коллегами невозможно развить в полноценном виде никакими имитационными, игровыми, диагностическими, агитационными мероприятиями.

Именно поэтому для формирования из школьников и студентов будущих полноценных хозяев собственной жизни необходимо задействовать те ресурсы, которые сегодня дает сама жизнь. А именно — стимулировать молодых людей к приобретению настоящего рабочего опыта параллельно с учебой, консультировать их по конкретным вопросам выбора временной работы, психологически поддерживать и т. д.

И в этих вопросах педагоги, психологи, социальные работники и родители могут оказать очень серьезную помощь своим подопечным и опосредованно, но очень значительно повлиять на их дальнейшую жизнь. В этих целях можно использовать тренинг «Парад профессий» (приложение).

Во многих зарубежных странах общество уже давно дозрело до понимания важности таких действий. В итоге дети даже очень богатых родителей, метящие на посты топ-менеджеров и генеральных директоров, не стесняются в юности работать официантами и уборщиками в летних кафе.

Не пора ли и нам начать менять свое отношение к проблеме будущей карьеры наших детей и перестать цепляться за идеи «счастливого бездеятельного детства» и жесткого разделения жизни на этапы «до и после диплома». Тем более, что и сами дети с определенного возраста начинают тяготиться ролью «несмышленышей, от которых ничего не зависит».

Что такое «престиж профессии» и надо ли его «поднимать»?

Ежегодно в нашей стране проводятся десятки социологических исследований, результаты которых очевидны. Большинство из них сводится к констатации следующих положений: во-первых, учащиеся имеют недостаточное представление о своих возможностях, требованиях профессии и рынка труда; во-вторых, влияние взрослых и школы на выбор профессии или мало, или деструктивно; в-третьих, выбор профессии большинством выпускников определяется соображениями престижа, а не требованиями рынка труда. Из этих фактов делается парадоксальный вывод — надо поднять престиж профессий, не пользующихся популярностью у молодых людей.

Насколько решаема эта задача и что стоит за ее постановкой — наивность, благие намерения или попытка отвлечь внимание от более важных проблем?

В основе любого выбора, в том числе и профессионального, лежат мотивы, убеждения, ценности. Конструктивные, то есть направленные на личностный рост и благо общества, надо воспитывать и взращивать. Деструктивные, как сорняки, пробиваются сами, а если их еще и удобрять, задушат все здоровое, что еще осталось.

Фильмы и книги как формы профпропаганды, моделирующие привлекательный, но далекий от реальности образ профессии, активизируют желание быть на виду, в центре внимания, чтобы о человеке знали и говорили, неважно, хорошо или плохо. Так развивается тщеславие — качество, которое сплошь и рядом встречается у политиков, так называемых общественных деятелей, людей искусства, тех, кто себя к ним причисляет, и тех, кто им подражает. Оно не имеет ничего общего с профессиональной успешностью, более того, блокирует творческие способности и разрушает личность.

Кроме мотива привлечения внимания к своей персоне есть еще один мощный мотив — стремление к власти. Проще отказаться от денег и славы, чем от власти. Эта потребность ненасыщаема — история показывает множество примеров, когда человек держится за власть вопреки здравому смыслу и инстинкту самосохранения. Если стремление к власти — не инструмент достижения каких-то благородных целей, а самоцель, то такой человек опасен для общества.

Наиболее понятный и очевидный мотив — деньги. Известный немецкий психолог Эрих Фромм называет этот мотив «стяжательским» и одним из деструктивных, а тип человека, работающего исключительно из материальных соображений, — рыночным. Рыночный человек, по Фромму, воспринимает себя как товар, который надо подороже продать. Дороже всего стоят услуги на грани и за гранью закона.

Все три мотива тесно переплетены и известны с древних времен как славолюбие, властолюбие и сребролюбие. Так, жажда денег обычно обусловлена желанием с их помощью достичь большей власти и славы, а стремление к власти и славе вызвано желанием иметь много денег. Человек, выбирающий профессию под влиянием этих мотивов, не имеет шансов стать успешным профессионалом. Более того, логическое развитие этих мотивов — патологические состояния, граничащие с психическими заболеваниями.

 

Задачи «повышения престижа рабочих профессий», «перераспределения трудовых ресурсов с учетом потребностей рынка труда», «ориентации молодежи на профтехобразование» не могут быть решены ни в приказном порядке, административными мерами, ни с помощью манипуляции перечисленными мотивами. Престиж профессии — это степень ее уважения в обществе. По тому, какие профессии «престижны», можно ставить диагноз обществу. Но лечить надо не симптомы, а болезнь.

Даже если мы сегодня бросим все силы на пропаганду рабочих или инженерных профессий, завтра — на агитацию в педагогические и медицинские вузы и колледжи, эксплуатируя стремление человека к деньгам, власти и славе, мы получим всего-навсего новое поколение людей, готовых на все ради денег, власти или славы.

Среди факторов, искажающих выбор профессии, «престиж» — самый коварный. Проблемы природы престижа профессии поднимались еще в восьмидесятые годы психологами, социологами и философами. Смысл предложений ученых сводился к тому, чтобы направить усилия не на перераспределение мест профессии в иерархии престижа, а на сокращение, «сжатие» этой иерархии путем обесценивания престижа как мотива выбора профессии в глазах молодежи на этапе профессионального самоопределения.

Деление на «престижные» и «непрестижные» профессии — скорее, следование стереотипам, чем проявление действительной практичности, адекватного оценивания своих способностей и объективных обстоятельств, потому что не существует «рыночных» и «не­рыночных» профессий. Среди «престижных» профессий подростки чаще всего называют профессии юриста, экономиста, менеджера, дизайнера, психолога, а среди «непрестижных» - профессии дворника, уборщицы, плотника, врача, учителя.

В Словаре русского языка С.И. Ожегова «престиж» определяется как «влияние, уважение, которым пользуется кто-либо или что-нибудь» (от франц. prestige — обаяние, очарование; лат. — praestigium — иллюзия, обман чувств). В социологическом словаре престиж определяется как отрицательная или положительная оценка индивидуальных качеств или социальной эффективности. В этом значении термин «престиж» близок к социальному смыслу понятия «статус».

Престиж профессии определяется на основании сложившейся системы ценностей и является феноменом общественного сознания, в котором отражается существующая в обществе иерархия профессий, складывающаяся из уровня образования, ответственности, величины оплаты труда и т. д.

Престиж профессии представляет собой оценку социальной значимости профессии, выработанную обществом, и является элементом представления о профессии, тесно связанным с социальным аспектом самоопределения.

Молодежь, не имея собственного профессионального опыта, копирует транслируемые семьей и обществом модели восприятия профессий. Поэтому любые попытки изменить представления молодежи о «престижности» или «непрестижности» определенных профессий неэффективны, если не меняется общественное мнение. Более того, попытки манипуляции сознанием молодых людей могут вызвать обратный эффект в силу свойственного возрасту негативизму.

Временная работа:

как получить опыт и сохранить достоинство

Мы досадуем, ежедневно выгребая из почтовых ящиков ворох рекламных буклетов, боремся со спа­мом в интернете, брезгливо обходим назойливых людей, нередко рекламирующих сомнительные услуги. Не торопитесь их осуждать — может быть, молодой человек, которые смущаясь, сует вам листовку в руки, зарабатывает на лечение близкого человека или на свою учебу. Хотя есть масса более достойных и полезных видов подработки.

Рассмотрим варианты временной работы, которая может стать для молодых людей не только источником дохода, но и школой трудолюбия, ответственности и смирения.

Не делая секрета, Билл Гейтс написал свод правил, которые помогли ему достичь успеха. Пятое правило в этом списке таково: «Подавать гамбургеры не ниже вашего достоинства. Ваши дедушки и бабушки использовали другое слово для раздачи котлет — они называли это Возможностью».

Молодым людям, не имеющим профессиональных знаний, навыков и опыта, в первую очередь, надо признать, что они не могут считаться квалифицированным персоналом. К неквалифицированному персоналу относятся не только дворники, уборщики, грузчики, но и упаковщики, комплектовщики, транспортировщики, разнорабочие, работники call-центров, рекламные агенты, статисты в массовках, торговые агенты, охранники. Страшно представить, что произойдет, если не станет этих специалистов.

Гипермаркеты испытывают большую потребность в кассирах и консультантах отделов, которые также считаются неквалифицированной рабочей силой. Даже страховые компании и банки готовы нанимать сотрудников без познаний в финансовой сфере, в дальнейшем надеясь обучить их работе с клиентами. Раньше поиск персонала такого рода был невыгоден кадровым агентствам. За последние годы в связи с повышением спроса и развитием новых технологий многие агентства стали оказывать услуги в области массового рекрутинга.

Человеку всегда не хватает времени и денег. Особенно этот дефицит ощущают студенты, вынужденные совмещать учебу и работу. Для них в Москве действует программа службы занятости «Временное трудоустройство студентов в свободное от учебы время и в период каникул». Участие в программе позволяет устроиться на временную работу учащимся школ, начальных и средних профессиональных учебных заведений как в период каникул, так и в свободное от учебы время в течение всего учебного года.

В службе занятости предлагают такие виды временных работ, как озеленение, благоустройство дворов, улиц городов и поселков, памятных мест, пришкольных территорий; ремонт детских площадок, спортивных сооружений, ремонт школ, школьной мебели; помощь ветеранам, инвалидам, людям пожилого возраста; работа в школьных лесничествах; работа по оформлению и доставке различных документов.

Труд не должен наносить ущерба здоровью подростков, поэтому их трудоустройство допускается только при наличии медицинской справки, подтверждающей возможность работы по состоянию здоровья, и письменного согласия одного из родителей или законного представителя. Главное преимущества работы в рамках государственной программы — социальная защищенность.

Самостоятельный поиск подработки повышает как риски, так и возможности. Двадцатилетний канадец Кайл Макдональд, начав интернет-обмен с большой красной скрепки, получил двухэтажный дом. Российские студенты тоже ищут способы заработка. Вот далеко не полный список занятий:

—    участвовать в нестандартных агрессивных рекламных акциях;

—    делать уборку, в том числе и в производственных помещениях;

—    монтировать стенды или конструкции;

—    сканировать стикеры на товарах из покупательских тележек;

—    следить за неверными супругами;

—    выполнять неквалифицированные строительные и земляные работы на приусадебных участках;

—    работать на складе, сортировать и маркировать продукцию;

—    расклеивать и раздавать листовки.

Оплата за час подобной работы обычно не превышает 100 рублей.

Даже временная работа может носить творческий характер. Можно вспомнить о своих интересах, хобби и постараться найти для них практическое применение. Например, любители компьютерных игр могут стать продавцами-консультантами в специализированных магазинах.

Если у вас есть литературные способности или вы планируете заняться журналистикой, пишите статьи в печатные и интернет-издания по интересующей вас тематике — это будет профессиональная проба пера.

Если вас интересует кино, телевидение или шоу-бизнес, обратите внимание на приглашения сняться в массовке. Участники всех телевизионных ток-шоу — в основной массе наемные статисты, которые получают 500-700 рублей за свои бурные аплодисменты с утра до вечера. И смогут увидеть себя по телевизору в новогодней программе, снятой в ноябре.

Если у вас есть музыкальные таланты, есть смысл предложить свои услуги владельцам ресторанов или клубов. Люди с хорошей фигурой и без комплексов могут работать моделями для боди-арта или натурщиками для художников (естественно, данный вид работ мы предлагаем только студентам. При этом не стоит думать, что подобная деятельность слишком примитивна и не развивает никаких навыков, полезных для дальнейшей — более серьезной — работы. Напротив, работа тем же натурщиком самым непосредственным образом развивает важнейшие универсальные способности, необходимые в любой работе: физическую и психологическую выносливость, стрессоустойчивость и терпение).

Всегда много вакансий в сфере обслуживания, куда можно устроиться официантом, барменом или охранником. Однако работа в позднее время может плохо отразиться на вашей учебе.

Для студентов и даже школьников актуальна раздача рекламных листовок на улицах, или участие в презентациях различных товаров, расклейка объявлений и афиш.

Ваш интерес к медицине может привести вас в фирму, проводящую клинические исследования эффективности различных лекарственных препаратов. Плата на порядок выше других видов подработки. Прежде чем допустить вас к эксперименту, доктора проверят состояние здоровья (анализы, ЭКГ и т. д.).

Возможно, вам придется задержаться больнице более чем на сутки, чтобы пройти повторное исследование действия лекарства. Как правило, все «подопытные кролики» застрахованы от всяких непредвиденных случаев. Но страховка — не гарантия от опасных для здоровья последствий. Чтобы оценить степень риска, стоит навести справки о предстоящем исследовании, проконсультироваться со специалистами.

Выбирая способ подработки, следует помнить о трех вещах.

Во-первых, то, что вы делаете, не должно приносить вред другим людям. Если вы чувствуете, что вас используют «втемную» или открыто вовлекают в сомнительный бизнес, — не соглашайтесь ни за какие деньги.

Во-вторых, вы должны с достоинством выполнять свою работу, независимо от того, что думают о ней другие. Одно только ваше отношение к работе способно поднять или опустить вас в глазах ваших клиентов.

И, в-третьих, остерегайтесь мошенников, которые наживаются на людской доверчивости и неопытности. Вас должно насторожить предложение вложить деньги в покупку товаров или сырья, привести в бизнес друзей (это часто практикуется в сетевом маркетинге), непонятные и трудновыполнимые условия работы, требование пройти испытательный срок без оплаты. Эти ловушки стары, как мир, но действуют безотказно. Внимательно читайте документы, которые подписываете, и ни в коем случае не отдавайте потенциальному работодателю свои документы, иначе вместо подработки вы рискуете долгие годы выплачивать кредиты, которых не брали.

Путь к профессиональному успеху может быть извилистым и долгим. «Приз» получает тот, кто не боится трудностей и не ждет быстрых результатов. Современный рынок труда дает молодым людям возможность зарабатывать трудом, напрямую не связанным с будущей профессией. И здесь в выигрыше окажутся те, чье сознание свободно от навязанных стереотипов о «непрестижности» профессий.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

РОЛЕВАЯ ИГРА «ПАРАД ПРОФЕССИЙ»

 
(Г.В. РЕЗАПКИНА)

Подростки очень часто выбирают профессию из соображений престижа. Между тем, среди факторов, искажающих выбор профессии, «престиж» является самым коварным. Представления о престижности профессий тесно связаны с завышенным уровнем притязаний молодых людей, их нереалистичными представлениями о себе и мире профессий, во многом навязанными средствами массовой информации.

Ролевая игра «Парад профессий» помогает преодолеть некоторые стереотипы, мешающие сделать осознанный выбор профессии. В ходе игры учащиеся не только знакомятся с содержанием наиболее популярных и востребованных профессий, но и начинают понимать смысл любой профессиональной деятельности как уникальной и незаменимой. Участники ролевой игры самостоятельно и с помощью ведущего ищут и находят аргументы в защиту жизненно необходимых, но в массовом сознании не пользующихся уважением профессий.

Ролевая игра «Парад профессий» предназначена для подростков 12-14 лет. Рекомендуемое число участников — 20-25 человек. Время проведения — 1 час 20 минут. Место проведения — класс или просторное помещение со стульями, расставленными по кругу. Список профессий может быть сокращен или дополнен с учетом численности участников.

Необходимые материалы: карточки с названиями и кратким описанием профессий, по три жетона для каждого участника.

Ход игры

I этап. «Престижные» и «непрестижные» профессии (20 минут)

На партах или на стульях, поставленных в круг, лежат карточки с названиями и кратким описанием профессий.

Ведущий: Придумайте несколько словосочетаний со словами «престиж», «престижный». Как вы понимаете слово «престиж»? Как престиж влияет на выбор профессии? У каждого из вас есть список из 24 профессий. Отметьте в этом списке три, на ваш взгляд, самые престижные и три самые непрестижные профессии.

Обсуждение задания. Участники зачитывают свои списки, желательно, с комментариями, а ведущий записывает на доске профессии, которые звучали чаще всего.

Ведущий: Одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии — выбор из соображений «престижа». Но «престиж» — понятие относительное. Сто лет назад профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера. Что касается моды на профессию, то, как говорил Станиславский, мода существует только для тех, кто не умеет одеваться сам.

II    этап. Защита профессий (40 минут)

Ведущий: Назовите профессии своих родителей. Как ваши родители относятся к своей работе? Знаете ли вы, чем они руководствовались, выбирая эти профессии?

Обратите внимание на профессии, которые многие из вас отметили как «престижные» и «непрестижные». Есть ли среди них профессии ваших родителей? Как вы относитесь к этим профессиям?

Интересно, что еще в XVIII веке известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил свою классификацию видов профессиональной деятельности:

— нужные и полезные науки (образование, здравоохранение, экономика, право, сельское хозяйство, физика, биология, математика);

— щегольские или увеселяющие науки (литература, искусство);

— тщетные и вредительские науки (алхимия, астрология, колдовство).

К сожалению, и в наше время наивные и малообразованные люди пользуется услугами экстрасенсов и астрологов, нанося тем самым непоправимый урон своему здоровью и здоровью близких и поддерживая материально современных шарлатанов и вредителей.

Потребность в жилище, питании, одежде не оставит без работы строителей, технологов и производителей изделий и продуктов питания. Пока есть болезни, нужны врачи. Пока есть дети, нужны учителя. Пока есть преступность, нужны правоохранительные органы. Сейчас в России активно формируется рынок услуг, который через несколько лет может дать пять миллионов рабочих мест. Особую категорию специалистов составляют ученые, изобретатели, люди искусства, представители редких профессий, например, реставратор, летчик-космонавт, криптограф, дегустатор, ювелир, переводчик, психолог. Это — «штучный» товар. Если в эту нишу устремляется большое количество людей, возникает падение спроса и конкуренция — неизбежные следствия рыночных отношений.

Подготовьте краткое, на 2-3 минуты, выступление, в котором сможете доказать важность и преимущества доставшейся вам профессии (время на подготовку — 5 минут).

Ведущий: Я прошу выступить тех, в чьих конвертах — «престижные» и «непрестижные» профессии. Остальные участники могут отдать свои жетоны тем, кто сумеет их переубедить. Победителем станет тот, кто наберет больше всех жетонов.

III    этап. Рейтинг профессий (20 минут)

Ведущий: О важности многих вещей люди начинают задумываться только тогда, когда их лишаются. Ваши представления о профессиях сегодня могли измениться, потому что вы узнали о них много нового. Оцените профессии, учитывая их необходимость в повседневной жизни. Проранжируйте профессии, поставив в своем списке рядом с самой важной, на ваш взгляд, профессией, цифру «1», рядом со второй по значимости — цифру «2» и так до «24» рядом с самой неважной, по-вашему мнению, профессией.

Подведение итогов

Ведущий: Ответы зарубежных школьников на вопрос «Кем ты хочешь стать?» поразительно отличаются от ответов наших ребят. Никто из юных англичан, венгров, чехов, финнов или шведов не видел себя в будущем космонавтом, пианистом, актером, писателем, да и тех, кто мечтал о карьере адвоката, врача, инженера или какой-либо другой профессии, требующей высшего образования, набиралось немного. Зарубежные школьники видели свою будущую профессиональную деятельность вполне конкретной: химики-аналитики, инженеры-проектировщики холодильных установок, разработчики компьютерных программ. Наши школьники и их учителя были удивлены, когда большинство их сверстников из-за рубежа выразило желание стать столярами, водителями грузовиков и автокаров, машинистами электропоездов, строителями, медиками, специалистами сельского хозяйства, секретарями, домохозяйками. Кто, по-вашему, более реалистично подходит к вопросу выбора профессии? В чем заключается этот реализм? Цель нашего занятия — расширение представлений о мире профессий и преодоление стереотипов, затрудняющих правильный выбор. Изменились ли сегодня ваши представления о профессиях?

Кому вы отдали свои жетоны и почему?

Подростки рассказывают о своих впечатлениях и называют самых активных участников ролевой игры «Парад профессий», которые затем награждаются символическими призами.

Информация об авторах

Резапкина Галина Владимировна, старший научный сотрудник, Центра развития психологической службы образования Федерального института развития образования и Центра практической психологии образования Академии социального управления, Москва, Россия

Пятаков Евгений Олегович, редактор, научно-методические журналы «Школьные технологии» и «Вестник практической психологии образования», постоянный автор журналов «Школьный психолог», «Народное образование», «Социальная педагогика» и др.

Метрики

Просмотров

Всего: 385
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 246
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1