Российский психолог.
Окончил Среднюю художественную школу при институте им. Сурикова и постановочный факультет Школы-студии МХАТ (1965). Член Союза художников России.
С 1972 г. - аспирант лаборатории психологии способностей школьников Психологического института РАО (научный руководитель В. А. Крутецкий). С 1975 - сотрудник института. В 1976 г. защитил кандидатскую, а в 1994 - докторскую диссертацию на тему «Психологические основы способностей к художественному творчеству». Заведующий лабораторией психологических проблем художественного развития ПИ РАО (с).
В исследованиях М-П. реализуется целостно-личностный подход к проблеме художественного творчества, которое рассматривается как один из путей самореализации высшего, творческого «Я» человека. В качестве психологической первоосновы способностей ко всем видам художественного творчества выступает целостное отношение человека к действительности («эстетическое отношение»), для которого характерно осознанное переживание своей сопричастности миру и особая ценностная значимость внешнего, чувственного облика предметов и явлений. Благодаря развитому эстетическому отношению, отдельные качества психики человека трансформируются, приобретая характер и статус художественных способностей. Основные положения научной концепции М-П. Нашли отражение в работах «Педагогика искусства и творческие способности» (1981), «Ступеньки к творчеству» (1987).