Лубовский Владимир Иванович

Лубовский Владимир Иванович

PsyJournalsID: 1249

15 декабря 1923 — 09 ноября 2017

доктор психологических наук, Профессор, академик РАО, Профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии, Член диссертационного совета, Член редакционного совета журналов «Культурно-историческая психология», «Клиническая и специальная психология», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ); Профессор дефектологического факультета Московского городского педагогического университета, ведущий научный сотрудник Института специального образования и комплексной реабилитации МГПУ, Москва, Россия

Дата последнего обновления: 29.03.2024

Биография

Лубовский Владимир Иванович — российский психолог, дефектолог, доктор психологических наук (1975), профессор (1978), действительный член АПН СССР (1989) и РАО (1993). Участник ВОВ, награжден многими боевыми и трудовыми наградами, орденом "Знак Почета". После демобилизации в ноябре 1945 поступил в Московский ин-т инженеров связи, но в 1946 г. оставил его и поступил на отделение психологии фак-та философии МГУ им. М. В. Ломоносова, который окончил в 1951 г. С 1953 работает в Институте дефектологии АПН РСФСР, в 1986—1992 гг. являлся директором института, с 1992 г. — зав. лабораторией психологического изучения детей с недостатками развития Института коррекционной педагогики РАО. Профессор дефектологического фак-та МГПИ им В.И. Ленина (ныне МГПУ). С 1970 по 1984 г. был гл. ред. журнала "Дефектология".

Основное направление научных исследований Лубовского В. И. связано с проблемами общих и специфических закономерностей психического развития детей с умственными и физическими недостатками. Продолжая и развивая идеи Л. С. Выготского, касающиеся основ психического развития, Владимир Иванович выделил и исследовал ряд закономерностей, проявляющихся в психическом развитии аномальных детей, изучал развитие произвольных действий умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития дошкольного и школьного возрастов ("Динамика развития детей-олигофренов", М., 1963, в соавт., М., 1967 (пер. на япон. яз.); "Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии", М., 1978). Исследована слуховая и зрительная чувствительность у детей с физическими недостатками.

Сконструирована методика объективной оценки слуха у детей дошкольного и школьного возрастов с недостатками в его развитии. Рассмотрены особенности световой чувствительности у слабовидящих разной этиологии ("Дети с задержкой психического развития", М., 1984). В связи с этим Л. ставились и решались общие вопросы организации обучения и воспитания детей с недостатками развития, создания для них специальных школ ("Обучение детей с задержкой развития", 1981, в соавт.). Лубовский В. И. занимается также исследованием проблем психологической диагностики аномального развития детей. Разработал новый подход к психологической диагностике нарушений развития, основанный на представлениях об общих и специфических закономерностях психического развития, первичных и вторичных дефектах, об актуальной и ближайшей зонах развития ("Психологические проблемы диагностики аномального развития детей", 1989). Теоретические исследования в области дефектологии потребовали разработки специальной терминологии, в связи с чем Владимир Иванович совместно с другими учеными создал словарь: "Терминология: дефектология", Юнеско, Париж, 1977 (пер. на англ., фр., исп. языки); "Терминология дефектологии", Юнеско, Женева, 1983.