Винникотт Дональд Вудс

Винникотт Дональд Вудс

PsyJournalsID: 1266

07 апреля 1896 — 25 января 1971

Лондон, Великобритания

Крупнейший английский детский психиатр и психоаналитик

Дата последнего обновления: 01.04.2024

Биография

Дональд Вудс Винникотт – британский педиатр и психоаналитик. Родился он 7 апреля 1896 года и умер 25 января 1971 года, в Лондоне.

Д. Винникотт был единственным младшим сыном в семье, после пребывания в пансионе, он окончил Кембридж, получил диплом врача, служил в военно-морском флоте. В 1923 году он начал специализацию по педиатрии, а также свой личный психоанализ. В 1934 году он стал членом Британского психоаналитического общества, затем – детским психоаналитиком. Во время известного раскола в Британском обществе, в 1941-45 годах, между Мелани Кляйн и Анной Фрейд, Винникотт не принял ни одну, ни другую сторону. В это время его развивающиеся идеи о важности реального окружения младенца были неприемлемы для М.Кляйн. Тогда он много занимался вопросами эвакуации детей из Лондона (во время войны). После войны Д. Винникотт стал директором педиатрической службы Лондонской психоаналитической клиники, он выступал на конференциях, в радиопередачах для матерей по поводу маленьких детей. Не присоединившись ни к какой группе, его идеи оказали большое влияние на членов «Средней группы», или «Независимых».

Творчество Д. Винникота базировалось на огромном педиатрическом опыте, опыте наблюдения за коммуникацией ребенка и его окружения, что позволило ему говорить о «первичной материнской озабоченности». Подчеркивая важность реального окружения ребенка, Д. Винникотт писал, что «нет такой вещи, как ребенок», то есть ребенок не существует сам по себе, всегда рядом с ним есть мать или замещающий ее человек. В своем развитии ребенок переходит от состояния абсолютной зависимости к состоянию относительной зависимости, благодаря повторяющемуся опыту гармоничного удовлетворения его потребностей «достаточно хорошей матерью». Важен этот акцент на «достаточности», а не избыточности или идеальности.

Д. Винникотт ввел понятие «переходного объекта» и «переходного пространства», то есть феномена «промежуточного». Это как первый плюшевый мишка, большой палец или краешек одеяла, который ребенок посасывает, когда засыпает, так и пространство всего культурного опыта, игры, религии, творчества, способность к одиночеству.

В случае отсутствия «достаточно хорошего окружения», когда мать физически или эмоционально отсутствует, если она слишком внедряющаяся или неадекватно понимающая потребности ребенка, она не может правильно реагировать на «жест ребенка», но замещает его своим собственным, который ребенок имитирует. Эта ситуация приводит к формированию «ложного Я».

Д. Винникотт большое внимание уделял чувствам матери по отношению к своему ребенку, а, в частности, ее ненависти к нему, а также отношениям психоаналитика к своему пациенту, ненависти в контрпереносе, ее необходимости, необходимости ее осознания и использования.

Творчество этого психоаналитика оказало огромное влияние как на современное психоаналитическое мышление, так и на многие области человеческой деятельности: социальную работу, педагогику, психологию развития, педиатрию. Его работы были переведены на многие языки мира.