Шипова Лариса Валентиновна

Шипова Лариса Валентиновна

PsyJournalsID: 1731

кандидат психологических наук, доцент, зав.кафедрой специальной психологии Педагогического института, СГУ им.Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, LarisaShi@yandex.ru

председатель экспертной группы по аттестации учителей, воспитателей и логопедов учреждений системы образования и здравоохранения области на высшую и первую квалификационные категории при Министерстве образования Саратовской области.

Дата последнего обновления: 16.04.2024

Биография

Родилась 10 мая 1964 года в г. Кузнецке Пензенской области.

Образование. В 1987 году с отличием закончила отделение психологии биологического факультета СГУ им. Н.Г. Чернышевского.

Работа в ВУЗе

В Педагогическом институте работает с 1989 года ассистентом, с 1996 года – старшим преподавателем, с 2000 года – доцентом. С 2001 по 2005 годы заведовала кафедрой дефектологии, с 2005 года заведует кафедрой специальной психологии, с 2001 по 2009 годы являлась заместителем декана факультета по учебной работе. Стаж работы в Педагогическом институте – 20 лет.

Опыт практической деятельности. С 1989 по 1999 годы совмещала работу в институте с работой психолога в Гимназии № 4 г. Саратова, Музыкально-эстетическом лицее г. Энгельса, Детском саду – начальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи №232 г. Саратова, Диагностико-консультативном центре г. Саратова. С 2004 года – член, с 2006 года – председатель экспертной группы «Коррекционная педагогика» по аттестации учителей, воспитателей и логопедов на высшую и первую квалификационные категории при Министерстве образования Саратовской области.

В 2000 году закончила заочную аспирантуру при кафедре олигофренопедагогики факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) и защитила кандидатскую диссертацию по специальности 19.00.10 – коррекционная психология (умственно отсталых) на тему «Формирование ориентировочной деятельности умственно отсталых детей при решении наглядно-действенных задач» под руководством докт. психол. наук, профессора, зав. кафедрой олигофренопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена Ю.Т. Матасова.

В 2001 году Л.В. Шиповой присуждено ученое звание доцента.
Шипова Л.В. – член Российского психологического общества.

Читаемые курсы: введение в специальность, специальная психология, психология лиц с умственной отсталостью, психология детей с задержкой психического развития, психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, психолого-педагогическая диагностика и консультирование.

Л.В. Шипова является автором и составителем 12 учебно-методических пособий по специальной психологии, олигофренопедагогике, психологии детей с умственной отсталостью, задержкой психического развития. В соавторстве ею подготовлены методические рекомендации по подготовке и защите курсовых и дипломных работ по специальности «олигофренопедагогика», по педагогической практике студентов в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида.

Сфера научных интересов: психология умственно отсталого ребенка, социальная адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью, психология агрессии детей и подростков, совершенствование профессиональной подготовки дефектологов.

Л.В. Шипова имеет более 70 публикаций, в том числе 1 монографию, 12 учебно-методических работ, ежегодно принимает участие в конкурсе научных и учебно-методических трудов преподавателей Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского.

Под руководством Л.В. Шиповой с 2002 по 2007 год по Тематическому плану Министерства образования и науки РФ выполнялось научное исследование на тему «Диагностика, коррекция и профилактика нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей с нарушением интеллекта».

Тема диссертационного исследования Л.В. Шиповой «Агрессия умственно отсталых подростков». По теме диссертационного исследования с 2001 года опубликованы монография «Исследование агрессии умственно отсталых подростков: теоретико-методологический подход» (2007), более 30 статей и тезисов в сборниках научных трудов, 2 учебных пособия.
Л.В. Шипова является участником 2 проектов, организатором 8 всероссийских, региональных и межвузовских научных конференций по проблемам специальной психологии и коррекционной педагогики на базе факультета, в том числе «Психологические проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями развития» (2001 г.), «Социально-психологические проблемы образования детей с отклонениями в развитии» (2002 г.), «Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью: проблемы теории и практики» (2002 г.), «Актуальные проблемы образования детей с нарушениями развития» (2004 г.) и др., ответственным редактором 6 межвузовских сборников научных трудов.

Участие в конкурсах, проектах

1. «Поддержка правосудия в отношении несовершеннолетних» под эгидой Программы развития ООН, 2003 год (исполнитель).
2. «Психологические факторы самоповреждающего поведения в подростковом и юношеском возрасте». Грант № 08-06-00492а РГНФ, 2008 год (исполнитель).
Редактура научных сборников
1. Психологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями развития. Саратов: Изд-во Латанова В.П., 2001. – 160 с.
2. Социально-психологические проблемы образования детей с отклонениями в развитии: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Л.В. Шиповой. – Саратов: Изд-во Латанова В.П., 2002. – 234 с.
3. Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью: проблемы теории и практики: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Л.В. Шиповой. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. – 268 с.
4. Труды педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. – Вып. 3 Дефектология. – 272 с.
5. Актуальные проблемы образования детей с нарушениями развития: Сб. науч. тр. / Под ред. доц. Л.В. Шиповой. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. – 276 с.
6. Инклюзивное образование: опыт и перспективы (2009 год).