В 1971 году закончила факультет психологии Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова.
В 1974 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Экспериментальный анализ особенностей организации понятийного мышления», в 1990 г. - докторскую диссертацию на тему «Структурная организация индивидуального интеллекта».
С 1971 по 1981 гг. работала на кафедре психологии и педагогики Томского государственного университета. Начиная с 1981 г. работала вначале доцентом, а затем профессором кафедры психодиагностики и медицинской психологии Киевского государственного университета. С 1994 г. работала ведущим научным сотрудником лаборатории психологии способностей Института психологии РАН и с 2001 по 2017 гг. заведовала лабораторией психологии способностей им. В. Н. Дружинина.
Область научных интересов: психология познания, в том числе интеллект, когнитивные стили, понятийное мышление, концептуальные способности, интеллектуальная одаренность, интеллектуальное воспитание учащихся в процессе обучения, психодиагностика интеллектуальных способностей.
Научный соруководитель образовательного проекта «Математика. Психология. Интеллект» (МПИ), в рамках которого (совместно с Э.Г. Гельфман) разработано новое поколение школьных учебников по математике для 5-9-х классов общеобразовательной школы, ориентированных на интеллектуальное воспитание учащихся на основе обогащения их ментального опыта.