Член Международной академии творчества, Нью-Йоркской академии наук, Международной ассоциации по экспериментальному изучению пения (International Association for Experimental Research in Singing, USA). Академик Академии имиджелогии. Почетный член Президиума Российской академии голоса. Член издательского комитета международного журнала Journal Research in Singing. Член Научно-методического совета по вокальному образованию при Министерстве культуры РФ.
В 1955 г. окончил биологический факультет Ленинградского государственного университета, в 1958 г. - аспирантуру биологического факультета ЛГУ.
В 1960 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Роль вибрационной чувствительности в регулировании голосовой функции человека в процессе речи и пения», в 1972 г. - докторскую диссертацию на тему «Биофизические характеристики вокальной речи (пения)».
С 1959 г. - научный сотрудник, в 1980-1987 гг. - заведующий лабораторией биоакустики Института эволюционной физиологии им. И.М. Сеченова АН СССР.
В 1960-1968 гг. - заведующий организованной им лабораторией певческого голоса Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.
С 1987 г. заведовал лабораторией невербальной коммуникации Института психологии РАН.
С 1988 г. - руководитель Межведомственного центра «Искусство и наука» (Art and Science Center) РАН и Министерства культуры РФ.
С 1991 г. - профессор кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, с 1993 г. — ведущий научный сотрудник, руководитель отдела научно-экспериментальных исследований музыкального искусства ВЦ МГК.
Область профессиональных интересов:
-
физиология человека
-
психофизиология пения
-
биоакустика
-
психоакустика
-
музыкальная акустика
-
вокальная методология
-
искусствознание
Автор теории резонансного пения.
Разработал классификацию и исследовал особенности восприятия человеком различных видов невербальной, экстралингвистической информации звуковой речи. Показал принципиальные различия в акустическом кодировании и психофизиологических механизмах декодирования мозгом вербальной и невербальной информации звуковой речи. Изучал роль функциональной, латеральной асимметрии мозга в восприятии и переработке указанных видов речевой информации. Выдвинул и экспериментально-теоретически обосновал новое представление об эмоциональном слухе человека. Исследовал индивидуальные и типологические проявления эмоционального слуха у людей различных возрастных и профессиональных категорий, показал значимость уровня его развития как критерия принадлежности к художественному типу личности. В ходе комплексного междисциплинарного исследования выявил сложную природу и многоуровневую структуру художественного типа личности.
Автор психоакустического теста на оценку эмоционального слуха человека.
Разработал теоретические основы и экспериментальные методы воссоздания психологического портрета человека по его голосу.