Аллахвердов Виктор Михайлович

Аллахвердов Виктор Михайлович

PsyJournalsID: 2315

доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии, Санкт-Петербургский государственный университет; Президент Санкт-Петербургского психологического общества, председатель программного комитета III Съезда РПО, председатель экспертного совета РПО, член редколлегии научного журнала «Методология и история психологии»., Санкт-Петербург, Россия, vimiall@gmail.com, crhome@mail.rcom.ru

победитель Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2021 года в номинации «Проект года в психологической науке» — за собрание сочинений, победитель конкурса научных работ им. Б.Г. Ананьева (2019) — за серию статей, победитель Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2018 года в номинации «Мастер-класс года для психологов»,  удостоен звания «Почетный президент Санкт-Петербургского общества» (2016 г.), лауреат премии СПбГУ «За научные труды – 2009», победитель (в составе коллектива авторов) Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2007 года в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», награжден знаком «Почетный работник высшей школы России» (2004 г.), победитель (в составе коллектива авторов) Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2003 года в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», победитель Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2003 года в номинации «Лучший проект в научной психологии» — за книгу «Методологическое путешествие по океану бессознательного…», победитель конкурса Санкт-Петербургского психологического общества 2001 г. на лучшую научно-популярную книгу по психологии — за книгу «Психология искусства», лауреат Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2000 года в номинации «Лучший проект в научной психологии» — за книгу «Сознание как парадокс», лауреат премии СПбГУ «За педагогическое мастерство» (1999 г.), медаль Челябинского политехнического института за разработки в области игровых методов обучения (1988 г.), награжден министром путей сообщения СССР именными часами (1984 г.), многократно награждался грамотами Российского психологического общества, многократный лауреат звания «Лучший преподаватель Зимней психологической школы СПбГУ»

Дата последнего обновления: 29.10.2024

Биография

Родился в Таллинне в 1946 г. в католическое рождество, вечером (в это время даже Скорую помощь было не вызвать). В возрасте до года переехал а Санкт-Петербург, где до войны жили родители. 7 лет учился в музыкальной школе-десятилетке при консерватории (до сих пор остались друзья среди великих музыкантов), но закончил обычную школу. Во всех школах был редактором стенгазет. Год зачем-то ходил в шахматный клуб и во Дворец пионеров в кружок литературных критиков – хотя это было скучно. Всегда хотел понять, как человек мыслит. Поэтому решил заняться искусственным интеллектом – пошел в технический вуз, а по вечерам посещал как вольнослушатель лекции на матмехе. Захотел поставить «Носорога» Ионеску. Так попал в драмстудию, где даже сыграл адмирала в каком-то спектакле. После двух лет обучения понял, что все это не для меня.

Перешел на факультет психологии. На лекции к В.А. Ганзену по кибернетике не ходил. Пришел на зачет. Ганзен хитро посмотрел и спросил, что я читал. В ответ назвал книг двадцать, наиболее известных на тот момент, половину из которых я, конечно, в глаза не видел. Ганзен, видимо, настроившийся вначале меня выгнать, тут же передумал и предложил мне писать у него курсовую. Так я стал его первым студентом, а потом и первым аспирантом. Был одним из организаторов и президентом ставшего легендарным студенческого клуба «Леонардо». Ставили оперу и даже балет «К критике фрейдизма», пели со сцены Галича (это в начале семядисятых, незадолго до его высылки), организовали вечер памяти Мандельштама (первый в стране после его смерти в лагерях), первые в стране выставки левой живописи (все остальные, включая бульдозерную, были позже). И множество музыкальных вечеров. Даже купили замечательный рояль (Бехштейн!), который и сейчас стоит в 213 ауд. В итоге получил выговор «за нанесение ущерба престижу факультета» и после защиты диссертации меня отказались принять в университет.

Так я попал в ЛИИЖТ (институт инженеров железнодорожного транспорта, ныне – ПГУПС), где собрал многих леонардовцев и в 1981 г. мы открыли первую в городе, а, может, и в России кафедру психологии (я был ее первым заведующим). В 70-е гг. экспериментально обнаружил поразительный психологический эффект, который назвал феноменом неосознанного негативного выбора. Написал много текстов, но в тех условиях совершенно не мог нигде ничего серьезного опубликовать. В конце 80-х — начале 90-х гг. обучался различным западным техникам (от транзактного анализа до конфликтологии), вел много тренингов разных типов, некоторые разрабатывал сам. Один из организаторов Центра разрешения конфликтов в Петербурге. Мы придумывали оригинальные способы разрешения конфликтов в процессе переселения пострадавших от чернобыльской аварии, при приватизации (группа заводов «Арсенал», гостиница «Астория» и пр.).

В 1989 г. вместе с друзьями разработал одну из первых в стране систем психологической подготовки кандидатов в депутаты (тогда все только начиналось). Делали мы все это из гражданских позиций, полагая, что нельзя психологу остаться в стороне от самых важных социальных процессов в отечестве. Но то, что получилось (и в процессе приватизации, и в результате выборов) очень не нравилось, и я перестал этим заниматься. Хотя то, что мы делали – уверен – было и нравственно, и профессионально. Последний всплеск явной гражданской активности – участие в Президентской кампании М.С. Горбачева 1996 г. (очень не хотелось голосовать ни за Ельцина, ни за Зюганова). Горбачев принял многие наши предложения, многое пообещал, но ничего из этого не сделал. Из всех мероприятий мы в итоге сами (невесть зачем) провели в Питере форум «Невостребованная Россия» и успокоились.

И тут я решил уйти из ЛИИЖТа – почти не было студентов, которых можно было увлечь психологическими исследованиями. Я принял давнее предложение тогдашнего декана А.А. Крылова и в 1997 г. перешел на факультет. Меня тут же избрали Президентом Санкт-Петербургского психологического общества. В 2000 г. в качестве приглашенного профессора прочитал курс лекций на факультете психологии МГУ. В следующие годы стал членом экспертных советов фондов РФФИ и РГНФ. Когда в 2003 г. в Петербурге проходил Третий Съезд РПО – Российского психологического общества (я был Председателем Программного комитета этого съезда), меня избрали Председателем Экспертного совета РПО. В 2000 г. за книгу «Сознание как парадокс» стал лауреатом конкурса «Золотая психея» в номинации научных исследований (победителем стал Л.М. Веккер), в 2003 г. – уже победителем этого конкурса за книгу «Методологическое путешествие...».

В 2005 г. «Психологическая газета» опубликовала рейтинг самых известных психологов России и поместила меня на первое место (это было приятно, но вызвало удивление не только у моих коллег, но и у меня самого). Всегда завидовал К. Левину – его дипломницы входили в мировую психологию с открытыми ими эффектами (эффект Зейгарник, эффект Бирнбаум и пр.). Надеюсь, и мои ученики оживят психологию своими именами. Во всяком случае, сложилась группа замечательных исследователей (пример тому – коллективная монография «Когнитивная логика сознательного и бессознательного»).

 Участие в конференциях и научных школах

  • IV Всероссийский съезд психологов. Ростов-на-Дону, 2007. Куратор направления «Психология сознания». Ведение секции «Конструкты сознания и когнитивное бессознательное»;

  • Психология перед вызовом будущего. Научная конференция, приуроченная к 40-летию факультета психологии МГУ, 2006, выступление на секции;

  • Современные проблемы прикладной психологии. Ярославль 2006. Пленарный доклад;

  • Вторая международная конференция по когнитивной науке (Санкт-Петербург, 2006), зам. председателя оргкомитета, руководитель секции;

  • Мировой форум «Диалог цивилизаций», Родос, 2004, 2006;

  • Дни петербургской философии, СПб., 2004. Пленарный доклад;

  • Конференция, посвященная 300-летию Санкт-Петербурга. Университет Хоффстра, Нью-Йорк, 2003;

  • III Всероссийский съезд психологов. СПб., 2003. Председатель программного комитета, пленарный доклад, руководитель секции;

  • Личность в исторической психологии. СПб, 2002. Председатель оргкомитета. Пленарная дискуссия;

  • Всероссийская конференция РПО «Психология и практика». М., 2002. Пленарная дискуссия. Руководитель секции;

  • Пути развития отечественной игрушки (Санкт-Петербург, 2001), председатель оргкомитета;

  • Психологическая служба в техническом вузе (Санкт-Петербург, 1981), председатель оргкомитета.

Гранты

2008—2010 – грант РФФИ – на инициативный проект

2008 – грант РГНФ на издание книги П. Жане «Психический автоматизм».

2006—2008 – грант факультета психологии СПбГУ на научный проект

2007—2009 – грант РГНФ на инициативный проект (Осознание как когнитивный процесс и его роль в социальном взаимодействии)

2005—2007 – грант РФФИ на инициативный проект (Когнитивная деятельность по преодолению ситуации неопределенности)

2004—2006 – грант РГНФ на инициативный проект (Процесс осознания как самостоятельный этап при решении сенсорно-перцептивных задач).

2003 – гранты РГНФ и Института «Открытое общество» на проведение III Всероссийского съезда психологов

2002—2004 – грант РФФИ на инициативный проект (Моделирование роли сознания в процессах научения и заучивания)

2002 – грант РФФИ на проведение конференции «Личность в исторической психологии»

2000 – 2002 – грант Минобразования РФ (Разработка критериев психологической экспертизы детских игрушек)

1997 – грант WWF (Интеграция особо охраняемых природных территорий в экономику региона)

Диссертационные исследования, дипломные и курсовые работы, защищенные под руководством Аллахвердова В.М.

Докторская диссертация А.Ю. Агафонова «Феномен осознания в когнитивной деятельности» (2006 г.)

Кандидатские диссертации М.О. Олехнович «Когнитивное смещение под воздействием иррелевантной информации» (2002 г.), В.Ю. Карпинской «Влияние иллюзорного изменения стимула на порог его обнаружения» (2003 г.), В.А. Гершкович «Целенаправленное игнорирование в мнемической деятельности» (2006 г.), Н.В. Морошкиной «Осознаваемые и неосознаваемые компоненты принятия решения в процессе научения» (2006 г.), М.Г. Филипповой «Роль неосознаваемых значений в процессе восприятия многозначных изображений» (2006 г.).

Дипломные работы Я.А. Ледовой, Н.А. Ивановой, А. Лихачевой, М.Б. Кувалдиной, С. Покровского, Т. Маминой, О.В. Науменко, Н.П. Владыкиной, Е.Ю. Воскресенской и др.

Профили автора

Страница в Википедии