Научные интересы:
- Психотехника;
- социология психологического знания;
- психотехнический анализ в психологии;
- культурно-историческая психология;
- психология развития;
- клиническая психология.
Родился 2 апреля 1961 года в деревне Осовцы Брестской области. Первоначально учился в техническом вузе в Минске. Затем в 1991 г. окончил кафедру возрастной психологии на факультете психологии Московского Государственного Университета имени М. В. Ломоносова. В 1997 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психоанализ как феномен новой психотехнической культуры».
Начиная с 1983 года, Олешкевич работал в рамках методологического и игрового движения, сотрудничал с О. С. Анисимовым и другими непосредственными учениками Г. П. Щедровицкого. Начиная с конца 1990-х гг., Олешкевич читал курсы лекций в различных вузах, в том числе в МГУ и РГГУ, также занимался практической работой с детьми с ограниченными возможностями здоровья, девиантными и проблемными подростками. В последние годы работал в Научно-практическом центре психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой.
Скончался 6 июля 2021 года в Москве. Прах захоронен на Ваганьковском кладбище.
Научная деятельность
В.И. Олешкевич занимался изучением проблем социальной природы психологического и клинико-психологического знания. В его работах раскрывались социальная и культурная подоплека знания, заключенного в центральных психологических концепциях З. Фрейда, А. Адлера, теории эго-идентичности Э. Эриксона, культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, теории формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Это позволило не только обсуждать условия возможности появления этих концепций, их гносеологические и методологические границы и определенный исторический смысл, но и реконструировать тот культурно-исторический опыт, который лежит в основе содержания знания. Было создано также направление изучения психологических теорий как производных от психотехнических структур человеческого опыта.
В совместных проектах в сотрудничестве с Бурлаковой Н.С. удалось объединить широкое многообразие объективных и феноменологических, диалогически-герменевтических методов и способов работы для понимания и изучения культурно-исторического объекта, психологической теории, личности, особенностей формирования психического расстройства и внутреннего мира пациента. Это позволило реализовать новые для российской психологической науки образцы системного культурно-исторического исследования, а также очертить перспективы дальнейших их разработок. Данная линия исследований не только находит свое применение в решении общепсихологических задач, но и открывает новые возможности в целом ряде прикладных исследований на базе культурно-исторической методологии.
Начиная с 1992 г., В.И. Олешкевич начинает работать над разработкой авторского понимания психотехники как техники производства и воспроизводства сознания, как элемента самосознания человека и как формы развития сознания и самосознания. Анализ истории и логики европейской психотехники, истории психотерапии и психологических практик, собственный богатый практический опыт легли в основу оригинального психотехнического подхода в психологии, которому посвящены книги «Рождение новой психотехнической культуры (очерки развития европейской психотехники. Психотехнический подход к психоанализу и психотерапии. Психотехнические циклы)» (1997), «История психотехники» (2002), «История и логика развития психотехники» (2005) и др., многочисленные статьи.
Статья в журнале «Консультативная психология и психотерапия»
Бурлакова Н. С. Профессиональный путь Валерия Ивановича Олешкевича // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Том 29. № 4. С. 180—182. DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2021290412