Лысенко Елена Михайловна

Лысенко Елена Михайловна

PsyJournalsID: 3094

доктор философских наук, доцент, профессор кафедры специальной психологии факультета коррекционной педагогики и психологии Педагогического института , СГУ им.Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, lem280662@mail.ru

член–корреспондент Петровской академии наук и искусств, руководитель одного из подразделений центра «Синергия науки и образования», руководитель научной студенческой работы на факультете

Дата последнего обновления: 06.06.2024

Биография

Родилась в Саратове в 1962 году.

Образование. В 1985 году с отличием закончила СГУ им. Н.Г. Чернышевского по специальности «психология».

Опыт практической деятельности

С 1985 года работала преподавателем психологии Заочного техникума советской торговли, Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Саратовского филиала Современной гуманитарной академии, Института повышения квалификации работников образования. В роли методиста-психолога руководила психологической службой Октябрьского района г. Саратова, включающей специалистов из 13 образовательных учреждений разного профиля: гимназия, лицеи, школа компенсирующего обучения, общеобразовательные учреждения, занималась консультативной практикой, работала психологом в Областном коррекционно-диагностическом центре, проводила управленческие, коммуникативные тренинги и тренинги личностного роста.

Работа в ВУЗе. С 1990 года работает преподавателем Педагогического института на кафедре дефектологии, теории речи и психологии, и в настоящее время — на кафедре специальной психологии. В 1998 году после окончания аспирантуры (при кафедре педагогики СГУ) защитила кандидатскую диссертацию «Дифференцированное обучение студентов в условиях личностно-ориентированного образования (на материале дисциплин психолого-педагогического цикла)» (13.00.01 — Общая педагогика), а в 2007 году — докторскую диссертацию «Субъектная динамика культуры жизни» (24.00.01 —Теория и история культуры по философским наукам). В 2002 году получила ученое звание доцента.

С 1999 по 2006 годы работала заместителем декана по социально-воспитательной работе факультета коррекционной педагогики и специальной психологии, а с 2008 году проводит активную работу с инновационными образовательными учреждениями в рамках лаборатории сверхнормативной активности и творчества. В настоящее время является руководителем подразделения «Психология культуры» Российского психологического общества и «Центра синергии науки и образования» на факультете. Организует круглые столы и диспуты, ведет дискуссионный клуб в рамках РПО, руководит научной работой студентов и аспирантов. Имеет дополнительную специальность «врач-психолог», высшую квалификационную категорию по специальности «педагог-психолог». Активно сотрудничает с администрацией и психологами коррекционно-диагностических центров, приютов, реабилитационных центров, инновационных учреждений Саратова и Саратовской области (Саратовского областного колледжа искусств, Музыкально-эстетического лицея им. А. Шнитке г. Энгельса и др.). В 2001 году в рамках гранта «Специальное образование: перспективы сотрудничества» посетила Восточно-Каролинский университет Северной Каролины (США), а 2008 году — Монгольский Педагогический университет г. Улан-Батор.

Область научных интересов: проблемные поля философии, психологии, педагогики, культурологии, синергетики по вопросам формирования, сохранения и преобразования культуры жизни как биопсихосоциодуховной категории; передачи и преображения ценностей поколений; разрешения психологических проблем в детско-родительских и супружеских отношениях; специфике психического развития детей с особыми образовательными потребностями; преодоления девиаций в поведении; разработки технологий креативного и инклюзивного образования и оказания ювенологической помощи учащимся «группы риска»; изучения динамики культуры жизни в молодежных субкультурных сообществах; профессионального и личностного роста учащихся и педагогов инновационных и специальных учреждений; проведения консультативной практики и организации психолого-педагогического сопровождения субъектов учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений.

Лысенко Е.М. – член Российского психологического и философского обществ.

Читаемые курсы: психология, психологическое консультирование, методы психологической коррекции, психология дошкольника и младшего школьника, психология подростка и старшеклассника, теории личности, дисциплины специализации по практической психологии и консультированию для специальных психологов.

Член ученого совета факультета. Руководит научной студенческой деятельностью студентов, активно организует научно-практические конференции на факультете. Руководила психологической практикой студентов в специализированных диагностических, коррекционно-развивающих, реабилитационных центрах и социальных приютах. Под ее руководством выполнено более 70 дипломных работ по проблемам диагностики, коррекции и профилактики девиантного поведения, а также формирования индивидуального стиля деятельности практического психолога и дефектолога. Под ее руководством защищены две кандидатские диссертации по педагогике.

В соответствии с читаемыми лекционными курсами и основными направлениями научных исследований кафедры и факультета подготовлено более 10 учебных и учебно-методических пособий для студентов факультета коррекционной педагогики и специальной психологии и педагогов массовых общеобразовательных и коррекционных школ, а также для родителей.

Лысенко Е.М. участвовала более чем в 60 международных, всероссийских конференциях, съездах и форумах. Среди них – конференция «Психологическая помощь в кризисных ситуациях» (Астрахань, 2008), научно-практическая конференции «Ананьевские чтения — 2005» (Санкт-Петербург, 2005), «Общество риска и человек в XXI веке: альтернативы и сценарии развития» (Саратов, 2006), международные конференции «Инклюзивное образование: опыт и перспективы» (Саратов, 2008).

Лысенко Е.М. являлась участником съездов Российского психологического общества: III Съезда «Психология и культура» (Санкт-Петербург, 2003), IV Съезда «Психология — будущему России» (Ростов-на-Дону, 2007), Международного форума «Образ российской психологии в регионах страны и в мире» (Сочи, 2006), конгресса «VIII Международный социальный конгресс «Россия в многополярном мире: новые реалии и перспективы развития» (Москва, 2008) и др.

Имеет более 150 публикаций, из них 12 индивидуальных и коллективных монографий, более 10 учебных, учебно-методических пособий, публикации в центральных изданиях.

Участие в конкурсах, проектах

1. Участие в грантах РГНФ – МинОКН Монголии «Мир Центральной Азии» Тема «Пропаганда ЗОЖ в молодежной среде», грант №08-03-92260 г/G. – U
2. РГНФ «Особенности культуры общения молодежи в странах Центральной Азии» № проекта 63-03-91831 а/G.- U
3. Глобальное партнерство для демократического будущего (СГУ-Университет Восточной Каролины, США

Публикации

1. Молодежная субкультура: синергетическое осмысление феноменов – Саратов: Научная книга, 2006. – 230 с.
2. Концепты личностно развивающего обучения // Эмпиризм и рационализм креативного образования / Е.М. Лысенко, И.И. Колисник, В.Б. Самсонов. – Саратов: Наука, 2006. – С. 42 -102 с.
3. Человеческая синергия культуры // Синергия науки: (междисциплинарный опыт осмысления) / Е.М. Лысенко, И.И. Колисник, В.Б. Самсонов [и др.]. – Саратов: Эмос, 2006. – С. 171-226.
4. Проектирование культуры жизни // Проектирование геосистемы: от философии к практике / Е.М. Лысенко, С.П. Позднеева, В.Б. Самсонов [и др.]. – Саратов: Наука, 2007. – С. 52-65.
5. Ювенальный аспект культуры молодежи // Мир Центральной Азии: молодежь, культура, образование / Е.М. Лысенко, Б.С. Клементьев. – Саратов – Улан-Батор, ИЦ: Наука, 2007. – С. 106-124.
6. Континуум феноменов молодежи. Молодежная культура как саморазвивающаяся система. Динамика молодежной культуры и субкультуры. Культурные деформации молодежных кругов // Методология исследования молодежи в мире Центральной Азии / Е. М. Лысенко, Т. Дорждагва, Т. Сарантуяа. – Улан-Батор – Саратов, 2007. – С. 98-185.
7. Проектирование креативной развивающей среды. Проектирование индивидуальных траекторий развития учащихся // Проектирование креативного образования. Научное издание. – Саратов: ИЦ «Наука», 2008. – С.30-44; 52-66.
8. Пространство культуры жизни // Простирание геосистемы: теория и практика. Научное издание / Под ред. В.Б. Самсонова. – Саратов: Изд. НПЦ ЭМОС, 2008. – С.121-135.
9. Пропаганда здорового образа жизни в молодежной среде. Научное издание / под ред Т. Дорждагва, С.И. Замогильного / Е.М. Лысенко, О.А. Рагимова – Улан-Батор-Саратов: ИЦ «Наука», 2008. – С.89 – 116.
10. Российско-монгольские исследования молодежных субкультур; Молодежные контркультуры и субкультуры в полиэтнической среде // Методология российско-монгольских этнокультурных исследований Научное издание / Под ред Т. Дорждагва, С.И. Замогильного – Саратов: ИЦ «Наука», 2008. – С. 139-164; 192-201.
11. Культура как жизнетворчество // Будущетворение (грядущее образование) Научное издание / Под ред. И.И. Колисник. – Саратов: ИЦ «Наука», 2008. – С. 26-55.
12. Генезис профессиональной направленности студентов-дефектологов // Высш. образование в России. – 2005. – № 1. – С. 172-176.
13. Феноменология «культуры простирания» / Е.М. Лысенко, И.И. Колисник // Вестн. Сарат. госагроун-та им. Н.И. Вавилова. – 2006. – №4. – С. 111-114.
14. Парадоксы и тропы молодежной субкультуры // Вестн. Сарат. госагроун-та им. Н.И. Вавилова. – 2006. – №4. – С.123-126.
15. Ювенологические аспекты социокультурных процессов в контексте жизненного пути человека / Е.М. Лысенко, С.А. Лысенко // Социально – гуманитарные знания. – 2007. – №5. – С. 270-278.
16. Культура жизни и культура здоровья / Е.М. Лысенко, О.А. Рагимова // Высш. образование в России. – 2008. – № 11. – С. 139-143.
17. Обзор концептуальных моделей процесса профессиональной подготовки студентов на этапе модернизации высшей школы // Теория и практика модернизации образования в российских регионах. – Рязань: Изд-во Ряз. гос. пед. ун-та им. С.А. Есенина, 2005. – С. 79-85.
18. Экологизация образования в условиях реформирования российского общества // Интеграция науч.-метод. работы и системы повышения квалификации кадров : материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Челябинск: Образование, 2005. – С. 135 – 143.
19. Аномии культурных стандартов поведения молодежи и организация их личностно ориентированного сопровождения // Интеграция метод. (науч.-метод.) работы и системы повышения квалификации кадров : материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. – Челябинск: Образование, 2006. – Ч. II. – С. 131-135.
20. Социально-психологическое изучение культурных ценностей молодежи: региональный аспект // Междунар. форум «Образ российской психологии в регионах страны и в мире». – М.: Изд-во ин-та РАН, 2006. – С. 273-278.
21. Социально-психологический анализ особенностей национального самосознания // Психология XXI века: материалы междунар. межвуз. науч.-практ. конф. – СПб., 2006. – С. 337-340.
22. Синергийный анализ функционирования культуры // Философия и образование: интеллектуальные традиции и новации: сб. науч. cтатей. – Саратов: Научая книга, 2006. – Вып. V. – С. 147-156.
23. Консультирование родителей по вопросам формирования коммуникативного поведения у детей-дошкольников // Практическая психология. – №5(22), 2006.
24. Культура жизни как способ жизнедеятельности человека // Философия и образование: интеллектуальные традиции и новации: Сб. науч. статей. – Саратов: Наука, 2007. – Вып. VI. – С. 16-22.
25. Пространственно-временные модусы культуры // Человек в условиях социальных изменений : материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Уфа: Изд-во Башкир. пед. ун-та, 2007. – Ч.1. – С. 71-77.
26. Социально-психологические основы проектирования культуры жизни // Проблемы региональной психологии: теория, практика, эксперимент. – Саратов: Научная книга, 2007. – С. 96 – 99.
27. Культурологические феномены возрастной психологии. Учебное пособие. – Саратов, 2006. – 133 с.
28. Индивидуальное психологическое консультирование. Краткий курс лекций. Учебное пособие для вузов. – М.: Изд-ский центр «Владос-Пресс», Изд. Серия «Психология», 2006. – 159 с.(в соавт. с Т.А. Молодиченко)
29. Групповое психологическое консультирование. Краткий курс лекций. Учебное пособие для вузов.–М.: Изд-ский центр «Владос-Пресс», Изд. Серия «Психология», 2006. – 159 с. .(в соавт. с Т.А. Молодиченко)
30. Возрастная психология: Краткий курс лекций для вузов М.: Изд-ский центр «Владос-Пресс», 2006 – 173 с.
31. Концептуальные основы проектирования культуры жизни в трансформационном обществе // Российское общество: цивилизационные горизонты трансформации: сб. науч. тр. – Ч. 1. – Саратов: ИЦ «Наука», 2008. – С. 33 – 40.
32. Континуум феноменов молодежи Соёл судлаачдын уедэсний IV семинарын материал – Улаанбаатар: МУИС-ийн Хэвлэх уйлдвэр, 2008 – – С. 495-498.
33. Молодежная субкультура как саморазвивающаяся система Соёл судлаачдын уедэсний IV семинарын материал 2008.03.29 – Улаанбаатар: МУИС-ийн Хэвлэх уйлдвэр, 2008 – 497. – С. 449-462
34. Динамика молодежной контркультуры и субкультуры Соёл судлаачдын уедэсний IV семинарын материал 2008.03.29 – Улаанбаатар: МУИС-ийн Хэвлэх уйлдвэр, 2008 – 497. – С. 439-449
35. Проектирование культуры жизни в контексте управления человеческими ресурсами Мировой опыт и отечественные традиции управления человеческими ресурсами: сб. материалов Международной научно-практической интернет-конференции (Москва, 9 декабря 2008 года) / Ред. колл.: д.ф.н., проф. В.П. Пугачев; к.ф.н. Г.В. Черняева; к.с.н. Е.В. Батоврина. – М.: МАКС Пресс, 2008. – 164 с. 25-28 с.
36. Культура жизни и здоровья в трансформирующемся российском обществе Человек и общество: культурная интеграция: Сб. науч. ст. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. – 304 с.