Воронцова Татьяна Алексеевна

Воронцова (Шкурко) Татьяна Алексеевна

PsyJournalsID: 6172

кандидат психологических наук, Руководитель отделения психологии, доцент кафедры социальной психологии Академии психологии и педагогики, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» (ФГАОУ ВО ЮФУ); Преподаватель спецфакультета психокоррекции, глубинной психологии и психоанализа факультета психологии, педагогики и дефектологии Донского государственного технического университета и Ростовского отделения Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии. Член федерального УМО в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 37.00.00 Психологические науки., Ростов-на-Дону, Россия, shkurko@sfedu.ru

  • В 2004 г. была номинирована на национальную премию в области связей с общественностью «Серебряный лучник»

Дата последнего обновления: 24.10.2024

Биография

Родилась 5 марта 1971 года в п. Рамонь Воронежской области.

С 1988 по 1993 год училась в Ростовском государственном университете на отделении психологии философского факультета.

В 1997 году защитила кандидатскую диссертацию в Ростовском государственном университете на тему: «Динамика отношений личности в процессе танцевально-экспрессивного тренинга» (по специальности 19.00.05 «социальная психология»).

1993 – 1997 - преподаватель кафедры социальной психологии и психологии личности факультета психологии Ростовского государственного университета

1997 – 1999 - старший преподаватель кафедры социальной психологии и психологии личности факультета психологии РГУ

1999 – 2000 - старший преподаватель кафедры социальной психологии факультета психологии РГУ

2000 – наст. время - доцент кафедры социальной психологии факультета психологии Южного Федерального университета

Общественная деятельность:

С 1994  – член Российского психологического общества

2002 – 2006 - заместитель председателя Ростовского регионального отделения Российского психологического общества.

«Социально-психологические факторы формирования и развития отношений личности». Автором разработаны теоретические положения, программа, методические приемы танцевально-экспрессивного тренинга; проведено комплексное изучение динамики отношений участников (осознаваемых и частично неосознаваемых; отношений к себе, к другим и к группе и т.д.)  в процессе танцевально-экспрессивного тренинга.

В рамках этого направления изучается проблема контроля в межличностных отношениях,  связь контролирующих тенденций поведения и успешности педагогической деятельности; разработан социально-психологический портрет женщины – профессионального психолога как субъекта помогающей профессии; созданы теоретическая и эмпирическая модели контролирующего типа личности; проведен анализ выраженности потребности в контроле у топ-менеджеров и менеджеров среднего звена; изучена динамика контролирующего поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы в связи со стажем работы  и т.д.

Также автором производится анализ территориально-пространственных факторов формирования и развития системы отношений личности.  В 2013 году под руководством автора защищена кандидатская диссертация Балакиной А.А. «Социально-психологические особенности отношений к другим людям жителей городов разного типа» по специальности 19.00.05 - социальная психология; выполняется магистерская диссертация Никитенко И.С. «Социально-психологические особенности отношений к другим людям жителей российской глубинки». 

Сфера научных интересов:

  • социальная психология личности
  • психология отношений личности
  • развитие экспрессивного «Я» личности
  • социальная психология танца
  • экспрессивные методы диагностики и коррекции личности

Автор метода танцевально-экспрессивного тренинга (вид социально-психологического тренинга, основанный на использовании танца как формы самовыражения и невербального общения с целью развития личности и её системы отношений).

С 1994 г. занимается разработкой теоретических положений, программы, методических приемов танцевально-экспрессивного тренинга, изучением его эффектов и результатов, динамики отношений участников (осознаваемых и частично неосознаваемых; отношений к себе, к другим и к группе и т.д.). Разработала авторскую модификацию тренинга на основе синтеза подходов современной танцевальной психотерапии и отечественного социально-психологического тренинга.

Изучает территориально-пространственные факторы формирования и развития системы отношений личности.

В сфере практической социальной психологии занимается организационным консультированием; психологической диагностикой руководителей и сотрудников предприятий; проблемами социально-психологического климата организаций; разработкой и проведением PR-проектов; разработкой обучающих программ и программ социально-психологических тренингов по отработке навыков эффективных коммуникаций во внешней и внутренней среде организаций; разработкой психологических аспектов и методов диагностики стандартов обслуживания в организациях.

Изучает проблему контроля в межличностных отношениях, связь контролирующих тенденций поведения и успешности педагогической деятельности; разработала социально-психологический портрет женщины – профессионального психолога как субъекта помогающей профессии; создала теоретическую и эмпирическую модели контролирующего типа личности; провела анализ выраженности потребности в контроле у топ-менеджеров и менеджеров среднего звена; изучала динамику контролирующего поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы в связи со стажем работы и т.д.

Автор нескольких программ социально-психологического тренинга, разработанных в рамках Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантности и профилактика экстремизма в российском обществе»: «Программа социально-психологического тренинга изменений в коллективах госслужащих», «Программа социально-психологического тренинга преодоления контролирующих форм поведения у сотрудников спецслужб (МВД, ФСБ, Госкомнаркоконтроль)», «Развитие системы отношений толерантного общения в коллективах старшеклассников».

Создала и модифицировала методики:

  • схемы анализа проксемических параметров рисуночного теста «Я и группа» для диагностики отношений к группе
  • «Тест ситуаций» (диагностика активной, инициирующей позиции во взаимоотношениях)

Читает курсы:

  • Социальная психология
  • Профессиональная этика психолога
  • Социально-психологические основы PR-коммуникаций
  • Основы танцевально-экспрессивного тренинга
  • Основы социально-психологического тренинга
  • Социально-психологическая типология личности
  • Социальная психология личности
  • Прикладная социальная психология
  • Танцевальная психотерапия в клинической практике
  • Психология PR-коммуникаций

Профили автора

Персональный сайт