Овчинникова Татьяна Николаевна

Овчинникова Татьяна Николаевна

PsyJournalsID: 6795

tatjana.nik.ov@mail.ru

Дата последнего обновления: 15.10.2022

Другие публикации автора

Монографии, научно-методические пособия и депонированные рукописи

  1. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция (руководство практического психолога). – М., Академический проект, 1998, 10,92 п. л.
  2. То же, 2-ое изд. 2000 г.
  3. То же, 3-е изд. 2002 г.
  4. То же, 4-ое изд. 2004 г.
  5. Зависимость особенностей мышления детей младшего школьного возраста от направленности личности – Автореф. дисс. канд. психол. наук, М., 1981. 1 п. л.
  6. Консультирование детей в психолого-педагогическом центре (тест): Научно-методическое пособие (соавт: Алексеева Л.С., Лидерс А.Г.). – М., НИИ семьи. – 1998. 10,5 п. л.
  7. Ценностность и мышление. – В кн.: «Методология целостного исследования в психологии» под ред. Непомнящей Н. И. М., 1985г. (деп. рук.) 1 п. л.
  8. Принципы и некоторые методы воспитания личности. – В кн.: Непомнящая Н.И. и др. «Пути формирования и развития личности», М., 1987. (деп. рук.) 1, 6 п .л.
  9. Сказка ложь, да в ней намек… М. – Карапуз. – 1996. 2 п .л.
  10. «О смысле слова. Осмысли слово», Билингва, 2019, 128, 3 п. л.

 

Статьи в сборниках научных трудов и материалов совещаний

  1. Соотношение возрастных и индивидуально-типологических особенностей мышления младших школьников. – В кн.: Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе, тезисы Всесоюзного симпозиума, Тула, 1976. 0,2 п. л.
  2. Особенности действий детей с разными типами ценностности. В кн.: Основные проблемы общей, возрастной и педагогической психологии, М., 1978. 0, 3 п. л.
  3. Некоторые особенности действий ребенка с ценностностью реально-практического функционирования. – В кн.: Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии, М., 1978. 0,3 п. л.
  4. Об индивидуальных особенностях ранних форм выражения активности у детей. – В кн.: Психологические проблемы индивидуальности, Вып.2, 1984. 0,2 п. л.
  5. Учебная деятельность и особенности самосознания ребенка. – В кн.: Учебная деятельность и творческое мышление, Уфа, 1985. 0.15 п. л.
  6. Некоторые особенности самосознания ребенка. – В кн.: Психологические проблемы индивидуальности, вып.3, М., 1985. 0,25 п. л.
  7. Психика и здоровье. – В кн.: Образование граждан мира. Тезисы докладов международного конгресса. – М., 1999. 0,1 п. л.
  8. К вопросу о предмете целостного исследования в психологии – В кн.: Культурно-историческая психология развития. - М., РГГУ, 2001. 0,2 п. л.
  9. Личностные основы развивающего обучения. – В кн.: Библиотечка журнала Вестник образования России, 2006, №3. 0, 35 п. л.
  10. Обучение детей чтению и осмыслению текста. – В кн. Поверх барьеров: человек, текст, общение. - М., 2006 0,24 п. л.
  11. Аутопсихотерапия как один из видов работы с семьей. – В кн.: Психология общения: тренинг человечности, М., Смысл, 2007, с.209-211. 0,2 п. л.
  12. О психике и здоровье. – В кн.: Первый конгресс Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. - М., НЦЗД РАМН, 2008. 0,15 п. л.
  13. Особенности взаимодействия человека с окружающим миром. – В кн.: Неклассическое общество: векторы развития. - Владимир, 2008. 0,3 п. л.
  14. Здоровье и радость в школе – В кн: Директор школы, М, Изд-во Сентябрь, 2008 № 9, с.63-68. . 0,45 п. л.
  15. О психике и здоровье. – В кн.: Конгресс Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. - М., 2008. 0,13 п. л.
  16. Развивающий эффект воспитания. – В кн.: Всероссийский психологический форум «Обучение. Воспитание. Развитие», 2009. 0,47 п. л.
  17. Эмоциональная регуляция жизнедеятельности человека. – В кн. «Актуальные проблемы современной когнитивной науки», Иваново, с. 157-159. 0,15 п. л.
  18. Саморегуляция и психосоматика (Диалектический подход в психологии). – В кн.: Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: материалы II Межд. научно-практической конф. (11-14 ноября 2009 г.), Северо-Кавказский гуманитарно-технический университет (ГТУ), Кисловодск Ставрополь М. 2009, ч. II, Симпозиум Субъект и личность в психологии саморегуляции, с. 254-260. 0,35 п. л.
  19. Активность субъекта, препятствующая его развитию. – В кн.: «Актуальные проблемы современной когнитивной науки», Иваново, 2011, с. 59-63. 0,2 п .л.
  20. Саморегуляция как условие развития и творческой активности субъекта. – В кн.: Социальные и гуманитарные науки образование и общество, Н. Новгород, 2011. 0,3 п. л.
  21. Особенности развития субъекта в современном социуме. – В кн.: «Психологические проблемы смысла жизни и акме». Материалы 16 симпозиума, Москва 2011.
  22. Диалектическое становление субъективности. – В кн.: «Актуальные проблемы современной когнитивной науки», (Материалы 4 научно-практической. конф. с международным участием), Иваново, 2011. - с. 188-196. 0,4 п. л.
  23. Диалектический подход к пониманию развития психики. Становление субъективности как процесс. – В кн.: «Знак как психологическое средство: субъективная реальность культуры» (Материалы международных чтений памяти Л. С. Выготского, 14 - 17 ноября 2011 г.), М. 2011, с. 42 - 48. 0,45 п л.
  24. Диалектический подход к саморегуляции как условие развития личности ребенка в социальной среде. – В кн.: Материалы Первой Международной конф. «Теория и практика социально-педагогической деятельности в современном социуме». 2011, с. 518 - 522, 0 35п.л
  25. Развивающийся человек в современном мире. В кн.: «Э. В. Ильенков: идеальное, мышление, сознание. - Материалы Х1У Межд. конф., 2012, с. 351 - 359. 0,45 п. л.
  26. Диалогическая природа общения. – В кн.: «Актуальные проблемы современной когнитивной науки» (Материалы V Всероссийской научно-практической. конф. с международным участием), Иваново, 2012, 0,1 п. л.
  27. Самоопределение и социальная активность человека в современной России. – В кн.: «Психология образования: модернизация психолого-педагогического образования» Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. М., 2012, с.272 - 275. 0,45 п. л.
  28. Особенности развития человека в современном социуме. В сб. Э. В. Ильенков Идеальное. Мышление. Сознание: Материалы XIV международной научной конференции «Ильенковские чтения 2012». М.,2012, с.351 -360, 0,35 п. л.
  29. Особенности обучения и развития человека в современном социуме – В кн.: «Актуальные проблемы современной когнитивной науки», Иваново, 2013, с. 302-309, 0,35 п. л.
  30. Современное обучение и воспитание: взгляд с диалектических позиций. – В кн.: «Психология сознания: истоки и перспективы изучения». Материалы IV Межд. чтений памяти Л. С. Выготского, т.2, 2013, с. 256-263. 0,4 п. л.
  31. Развивающая среда музея. – В кн.: «Современные формы работы в школьном музее» (ред.: Соколова Л. В., Беспятова Н. К.) - Межрегиональный обучающий семинар. 0,37п.л.
  32. Столкновение двух систем в социально-экономическом пространстве России. – В кн.: «Система ценностей российского общества в ХХ– ХХ1 в. в.: сущность, методы оценки и пути формирования.» (Материалы Всероссийской научно-практической конференции), Тверь, 2014, с. 151 – 160. 0,6 п. л.
  33. Три логики развития в жизнедеятельности человека. – В сб. ХХХ Международная конференция, посвященная проблемам общественных наук, М., Центр гуманитарных исследований «Социум»», 2015, с. 33-38, 0,7 п. л.
  34. Системный подход к рассмотрению проблемы наркологической зависимости. // Сборник материалов Второй ежегодной научно-практической конференции с международным участием "Дроздовские чтения" (8-9 декабря 2015г.), с. 337 – 342, 0,3 п. л.
  35. Диагностика общего психического развития младших школьников//сб. «Психологическое сопровождение образования: теория и практика».(материалы У Международной научно-практической конференции), часть 2, - Йошкар-Ола, 2015, с. 130-135. 0,35 п. л.
  36. З6. Возвращение к истокам: психология вчера, сегодня, завтра. – В сб. «Психология третьего тысячелетия» - Ш Международная научно-практическая конференция (Дубна, 25 – 26 апреля 2016). Дубна, 2016, с. 181 – 186, 0,3 п. л.
  37. Понимание условности речи и ее роль в развитии детей. – В сб. «Психология и литература в диалоге о человеке» (коллективная монография) Под ред. Н.А. Борисенко, Н.Л. Карповой, С.Ф. Дмитренко. Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. (Приложение к журналу «школьная библиотека»), сер.1, вып.1, М. 2016, с. 149-153., 0,45 п. л.
  38. Диалектический подход к рассмотрению зоны ближайшего развития. // Материалы международного симпозиума «Научная школа Л.С. Выготского: традиции и инновации», М., 2016, с. 278-288, 0,35 п. л.
  39. Три логики развития в жизнедеятельности человека. // «От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском Университете.» // под ред. Д. Б. Богоявленской, в 5т., т.1, с. 440 – 443, 0, 35 п. л.
  40. Диалектическое взаимодействие человека с миром как основа гуманитарного знания. // «Культурно-историческая психология: от научной революции к преобразованию социальных практик», -Материалы XVII Международных чтений памяти Л. С. Выготского 14–19 ноября 2016., т. 1, с.42-45, 0,2 п. л.
  41. Методологическое основание диалектического подхода к изучению психики человека. // «Культурно-историческая психология: от научной революции к преобразованию социальных практик», Материалы XVII Международных чтений памяти Л. С. Выготского 14–19 ноября 2016 г, т.1, с.34-42, 0,35 п. л.
  42. Препятствия развитию духовности и пути их преодоления. // II-я международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственное развитие молодежи: междисциплинарная проблема XXI века» (13-14 октября 2016 г, г. Набережные Челны). // Электронный журнал «Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация.» Выпуск №5 (72) 2016, Спецвыпуск, с. 277- 290, 0,65 п. л.
  43. Преступное поведение в России и его истоки. // Материалы ХУШ Международных чтений памяти Л. С. Выготского, М 13 -17 ноября 2017, с. 531 – 538, 0, 35 п. л.
  44. Диалектическое развитие субъекта. Диалогическая природа самоопределения и социальной активности. // ХХУ Страховские чтения. Материалы Всероссийской конференции (3 ноября 2017г.), Саратов, 2017, с.199 – 205/ 0,5 п л.
  45. Понимание условности речи как один из важнейших показателей общего психического развития детей. // Сборник избранных научных трудов. Выпуск 3. Составитель: Н.В. Лагутов. Сергиев Посад. Изд-во АГиОН-НГИСУ. 2017, с.161-169. ISBN 978-5-9976-0108-9, 06 п. л.
  46. Психология – наука о развитии? // «Инновационные технологии в подготовке психологов» Материалы Всероссийской методической конференции 2017 г. / отв. редактор Е. В Драпак. Яросл. регион. отд. РПО. – Ярославль, 2017., с.56 – 59. 0,2 п. л.
  47. Особенности развития духовной жизни в нашей стране. Диалектический подход к рассмотрению проблемы // «Ребенок и мир: открытые возможности», П Международная конференция, Самара, 2018, с.254 -260. – 0,8 п. л.
  48. Диалектическое развитие субъективности. // «Психология человека, как субъекта познания, общения и деятельности». /Под ред. В.В. Знакова, А. Л. Журавлева. Изд-во «Институт психологии РАН», М. 2018., с342- 348, 0,48 п. л.
  49. Диалог как механизм развития в процессе обучения// «Социальный мир человека» вып.8, Материалы УП Международной научно-практической конференции «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация», Ижевск, 2018, с. 110 – 115, 0,52 п. л.
  50. Зона ближайшего развития в ее эволюции и динамике // «Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения. Проблемы перспективы». Конф., посв. 80-летию Л. Ф. Обуховой, М, 2018, с.167 172, 0, 32 п. л.
  51. Диалектическое взаимодействие человека с миром и логика этого развития // конф. «Психология третьего тысячелетия» в Центр Мунипова, Дубна, 2019. с.100 –104,0,25 п. л.
  52. Саморегуляция в развитии человека и ее диалогическая природа // Материалы конференции «Методология, теория и история психологии личности», Изд-во ИПРАН, 2019, с. 45 – 54, 0,5 п. л.
  53. Условия профессионального самоопределения студентов // Наука–образование – профессия. Системный и личностно-развивающий подход» под ред. Митиной Л. М, Изд-во «Перо»,2019, с.363-366, 0,25 п. л.
  54. Человек как саморазвивающаяся система. Диалектический подход к изучению развития психики человека. // Сб Методология современной психологии. Вып.11, Под ред. Козлова В.В., Карпова А.В. Мазилова, В.А., Петренко В.Ф, Москва Ярославль, 2020, Яр ГУ,ЛКИИСИ РАН, МАПН, 2020, с. 258 -272, 1 п. л.
  55. Духовность человека в его диалектическом развитии. // сб. «Психология третьего тысячелетия». - УП Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной психологии» (Дубна, 14 - 15 апреля 2020). Дубна, 2020, с.131 -136, 0,3 п. л.
  56. Субъект-объектные отношения в процессе образования: диалектический подход к рассмотрению проблемы. // Материалы 1Х Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Молодежь и будущее: профессиональная и личностная самореализация», Владимир, 27 марта 2020г. / под ред. Прониной Е. В. Изд-во Транзит ИКС, 2020, 536 с. с.102 - 108. 0,45 п. л.
  57. Метод эмоциональной саморегуляции и его роль в укреплении здоровья. // . Материалы Ш Международного Конгресса «Психическое здоровье человека ХХ! в. Дети общество. Будущее.», М., КНОРУС, 2020, т.1, 342 с, с. 110 - 114, 0,48 п. л.
  58. Диалектический подход к пониманию развития психики в школе развивающего обучения // «Научная школа В.В. Давыдова: традиции и инновации», Сборник тезисов участников международной научно-практической конференции 21–24 сентября 2020 г М.: ФГБОУ, ВО, МГППУ,2020, 258 сс.42 - 46, 0,35 п. л.
  59. Особенности развития духовности современного человека. Диалектический подход к рассмотрению проблемы// Сб. «Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации» (22-23 октября 2020г), Москва, Знание, М.,2020, 978с. 0,7 п. л.
  60. Взаимодействие человека с миром как основа диалектического подхода к развитию его психики. // Сб. трудов Международной конференции по исследовательскому образованию школьников от учебного проекта к исследованиям и разработкам», М.2020, с.293 - 302, 0,75 п. л.
  61. Проблема развития в контексте теории индивидуально-психологических различий.// Международная конференция, посвященная 125-летию со дня рождения Б.М. Теплова " Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм"/ Под ред. М.К. Кабардова, Ю.П. Зинченко, А.К. Осницкого. М., ПИРАО, 2021, с.81-85, 0,35 п.л. 
  62. Диалектическое рассмотрение психики развивающегося субъекта.// Системное исследование индивидуальности растущего человека как субъекта образования ХХХУ1  Мерлинские чтения. М., 20021 , с. 98 - 107, 0,65 п. л. 
  63. Виртуальная активность как психологическая способность человека.// "Психология третьего тысячелетия": 1Х Международная научно-практическая конференция, посвященная памяти научного руководителя кафедры психологии государственного университета "Дубна" Б.Г. Мещерякова // "Актуальные вопросы современной психологии" (Дубна, 18 -19 апреля 2022), Дубна, Гос. ун-т "Дубна", 2022, с. 137 - 143, 0,33 п.л.
  64. Виртуальное общение и современное общество // сб, Международная конференция ""Общение в эпоху в эпоху цифровых технологий",  (памяти Ю.Б. Некрасовой), М., ПИРАО, 2022, с. 157 -161, 0,33 п.л. 
  65. Виртуальная активность и ее особенности // Сб. Материалы УШ Международной конференции ИФРАН "Инновационные технологии в кинематографии и образовании". М., ИПП "Куна", 2022, с. 174 - 187, 0,65 п. л.
  66. Особенности обучения и развития учащихся в современных условиях. Диалектический подход к решению проблемы .// Сб. Международный Конгресс " Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития: педагоги и системная практика". Отв. ред. Л.М. Митина. М., ПИРАО, 2022, с.159 -163, 0, 35 п. л.        

 

Статьи в научных журналах

  1. Особенности мыслительной деятельности детей с различными типами ценностности. // Новые исследования в психологии, 1980, №2. 0,4 п .л.
  2. Исследование личностных характеристик мыслительной деятельности. –Вопросы психологии, 1980, №2. 0,5 п. л.
  3. Особенности самосознания у детей 6 лет // Новые исследования в психологии,1987, №1 0,4 п. л.
  4. Особенности осознания себя у детей шестилетнего возраста .// Вопросы психологии, 1986,№4. 1 п. л.
  5. Опыт диагностического обследования детей младшего школьного возраста. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – М., – Консорциум Социальное здоровье России. – 1994 г., №3. 0,7 п. л.
  6. О гармоничном развитии личности ребенка в процессе чтения. Журнал международного института чтения им. А.А. Леонтьева Секция: Психология и педагогика чтения, ч.1 №7, с.47-48. 0,2 п. л.
  7. Регуляция поведения и жизнедеятельности человека. Журнал международного института чтения им. А. А. Леонтьева №9, Секция: Понимание в контексте науки, культуры, образования, 2010, с.93-95. 0,15 п. л.
  8. Обратная связь в культуре и обществе. // «Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы», 2010, с. 85-90. 0,3 п. л.
  9. Эмоциональная регуляция в процессе жизнедеятельности человека. «Психология зрелости и старения», 2011, № 1 (53). 0,75 п. л.
  10. Саморегуляция и психосоматика. Ж. Психотерапия №7 (103), 2011, с. 70-76. 0,7 п. л.
  11. Диагностика психического развития детей младшего школьного возраста. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, №3, 2011. с.24-42. 0,9 п .л.
  12. Истоки криминального поведения в современной России.// «Психотерапия», 2014, №3 с. 95-101, 1п.л, 0,8 п. л.
  13. Развивающийся человек в меняющемся мире// ж. «Психотерапия»,2013, №4,с.63 - 70, 0,8 п. л.
  14. Столкновение двух систем в социально-экономическом пространстве России//«Психотерапия, 2015, №1, с. 87 -92, 0, 65 п. л.
  15. Дети в современном мире: социальная обусловленность развития. // ж. «Психотерапия»,2015, № 5, с. 62 -68.
  16. Понимание условности речи и ее роль в развитии детей. – ж. «Психотерапия», 2016, №3. с. 35 -39, 0, 5 п. л.
  17. Три очерка о психологии русской культуры. – В ж. «Психотерапия», 2016, № 11, с. 59 – 66, 0,8 п. л.
  18. Психология и здоровье: саморегуляция как метод оздоровления. // ж. «Национальное здоровье», 2016, № 3 – 4, с. 117 – 132, 0,8 п. л.
  19. Препятствия развитию духовности и возможные пути их преодоления // ж. «Психотерапия», 2017, №, 4, с. 66 - 72, 0,75 п. л.
  20. Самореализация как механизм развития психики. // ж. «Психотерапия»,2018, №,11, с.64 -72, 1 п. л.
  21. Взаимодействие человека с миром как основа диалектического подхода к развитию его психики. // Сб. трудов Международной конференции по исследовательскому образованию школьников от учебного проекта к исследованиям и разработкам», М.2020, с.293 - 302,0,75 п. л
  22. . Особенности развития духовности современного человека. Диалектический подход к рассмотрению проблемы// Сб. «Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации» (22-23 октября 2020г), Москва, Знание, М.,2020, 978с. 0,7 п. л.
  23. От диалектики Л.С. Выготского до диалектики нашего времени» //«Актуальные проблемы культурно-исторической психологии», 1 Межд. Симпозиум по культурно-исторической психологии, посвященный памяти Е Е. Кравцовой, внучки Л. С. Выготского (Новосибирск, 17 -19 ноября 2020), Новосибирск, 2020, с. 168 - 180, 0,75 п. л.
  24. ЗБР как механизм развития регуляции взаимодействий человека с миром. Диалектический подход Л.С. Выготского к развитию психики.// Психотерапия, 2021, №1, с.81-88, 0,75 п. л. 
  25. Понимание условности речи детьми как показатель успешности их развития. // ж. Развитие человека в современном мире,  Новосибирск, 2022 №2, с.7 - 18, 0,85 п.л. 

 

Электронные публикации

  1. Особенности жизнедеятельности человека в русской культуре. – В кн.: «Особенности смысла жизни и акме». Материалы 12 Симпозиума. 18-19 апреля 2007 г. Москва. www.pirao.ru/ruscilife/ izdania/oglavl.doc.0,23 п. л.
  2. Психологический метод укрепления здоровья. CD Гигиена детей и подростков: история и современность. - Материалы Всероссийской научно-практич. конф. с международным участием, 26-27 мая 2009 г. 0,15 п. л.
  3. Эмоциональная регуляция и саморегуляция в жизнедеятельности человека. Прикладная психология и психоанализ: Электрон. науч. журн. 2011, N 3. URL: http://ppip.idnk.ru 0,75 п. л.
  4. Философские истоки психологических теорий. – CD «Новая жизнь классической теории» (110 лет со дня рождения П. Я. Гальперина), М. - 2012 0,3 п. л.
  5. Диалектическое понимание развития субъективности. // Материалы конф. «Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности», М.ИПРАН, 2018. (диск.), 0,5 п. л.