Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9352Новости 1845Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI)
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 36 место — направление «Психология» 0,323 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 0,829 — двухлетний импакт-фактор Экспериментальная психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2072-7593 ISSN (online): 2311-7036 DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2008 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Экспериментальная психология Восприятие цветных предметов 1855Измайлов Ч.А. Павлова М.К. Ханмагомедова М.А. АннотацияВ работе исследуется динамика цветового пространства в зависимости от усложнения паттерна стимуляции глаза, начиная от гомогенного светового излучения разного спектрального состава и интенсивности, которые при стимуляции ими сетчатки порождают апертурные цвета, и вплоть до изображения реальных объектов, характеризующихся разным фоном, разной текстурой и формой. Такие стимулы представляют цвет, наиболее близкий к цвету объекта, который мы видим в реальной среде. Построение цветового пространства во всех случаях основывалось на оценках больших надпороговых различий между стимулами и на анализе матрицы попарных различий одним и тем же методом многомерного шкалирования. В результате анализа полученных данных было показано, что цветоразличение более сложных с психофизической точки зрения стимулов (изображения реальных объектов, главной характеристикой которых были меняющиеся текстура и форма), согласно оценкам цветовых различий, представляет собой более простую геометрическую структуру, чем различение«простых» апертурных цветов. Упрощение цветового пространства реальных предметов касается как размерности цветового пространства (оно не увеличивается, а уменьшается), так и его метрики (которая вырождается до уровня порядковой шкалы). В соответствии с этим формулируется положение, что восприятие цвета реальных предметов основано на категориальных принципах, имеющих общие языковые корни с речью. Таким образом, при разработке теории зрительного восприятия одной только психофизической методологии недостаточно для описания восприятия сложных стимулов (которые наиболее приближены к реальным объектам внешней среды), необходимо использовать также и психолингвистическую методологию. Ключевые слова: апертурный цвет, предметный цвет, цветоразличение, цветовое пространство, цветовая метрика, многомерное шкалирование Рубрика: Психофизиология Фрагмент статьи
![]() Апертурный и предметный цвета традиционно различают прежде всего по физической природе стимуляции сетчатки. В первом случае – это излучение некоторого источника света, который попадает в глаз непосредственно от самого источника. Во втором случае стимул воспринимается как свет, отраженный от поверхности, освещенной внешним источникомизлучения, но самой свет не испускающей (Федоров, 1935; Кравков, 1953; Максимов, 1980).Однако исследователи давно обратили внимание, что при восприятии цвета как субъективного феномена физическая природа стимуляции никак не проявляется. Например, цвет лунного диска в ночной темноте апертурный, он воспринимается как цвет самосветящегося объекта, хотя физически в наш глаз попадает световой поток отраженного от поверхности луны солнечного излучения. Противоположным примером (наиболее простым и физически измеряемым случаем) предметного цвета служит восприятие стимула в виде небольшого диска (порядка 1–3 угловых градусов), окруженного немного большим по яркости и значительно большим по угловой величине кольцом. Хотя сам диск и окружающее поле являются источниками излучения, однако субъективно мы видим диск не как самосветящийся, а как кусочек поверхности, освещенный светом извне и окруженный самосветящимся световым полем (Федоров, 1935; Wallaсh, 1963; Рок, 1980). Наличие одновременно двух разных излучений оказывается достаточной характеристикой стимуляции, которая переводит субъективный образ из качества апертурного цвета в предметный цвет. Принципиальное отличие первого примера от второго состоит вовсе не в том, излученный или отраженный свет попадает в глаз, а в том, является ли зрительное поле гомогенным или гетерогенным. Чем более разнообразно по спектральному составу и интенсивности световое поле, тем более «предметным» будет воспринимаемый цвет. Самым распространенным примером предметного цвета служит цвет яблока, лежащего на столе в комнате, освещенной солнечным светом из окна. Такие стимулы характеризуются существенно большей гетерогенностью зрительного поля, вызванной значительными вариациями спектрального состава и интенсивности светового потока, попадающими от разных участков стимульного поля в глаз. Литература
Статьи по теме
Психологическая диагностика, Теория и методология | Куравский Л.С., Юрьев Г.А., Златомрежев В.И. Новые подходы к оцениванию работы операторов сложных технических систем Психология личности, Экспериментальная психология | Величковский Б.Б., Султанова Ф.Р., Татаринов Д.В., Качина А.А. Диффузионная модель времени реакции на недавние негативные пробы Психология труда | Куравский Л.С., Юрьев Г.А., Златомрежев В.И., Юрьева Н.Е. Оценка действий экипажа воздушного судна на основе модели рисков человеческого фактора Психологическая диагностика, Психология личности | Куравский Л.С., Юрьев Г.А., Златомрежев В.И., Юрьева Н.Е., Михайлов А.Ю. Оценка вклада человеческого фактора в эксплуатационные характеристики сложных технических систем |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|