Экспериментальная психология
2017. Том 10. № 4. С. 96–115
doi:10.17759/exppsy.2017100407
ISSN: 2072-7593 / 2311-7036 (online)
Передача знаний: обзор основных моделей и технологий
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: знания, опыт, воспринимаемое качество, вербализация, практика, метод, модель, технология
Рубрика издания: Методология психологических исследований
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2017100407
Для цитаты: Носуленко В.Н., Терехин В.А. Передача знаний: обзор основных моделей и технологий // Экспериментальная психология. 2017. Том 10. № 4. С. 96–115. DOI: 10.17759/exppsy.2017100407
Фрагмент статьи
Согласно современным представлениям, передача знаний в широком смысле включает в себя не только обмен знаниями, но также их приобретение и применение. Эффективная передача знаний требует способности поглощать, разъяснять, интерпретировать и применять новые знания.
Литература
-
Ломов Б.Ф. О путях построения теории инженерной психологии на основе системного подхода / Б.Ф. Ломов, В.Ф. Рубахин, В.Ф. Венда (ред.) Инженерная психология. Москва: Наука, 1977. С. 31—54.
-
Носуленко В.Н. Психофизика восприятия естественной среды. Проблема воспринимаемого качества. М.: ИП РАН, 2007. 400 c.
-
Носуленко В.Н. Воспринимаемое качество объектов и событий человеческой деятельности // Технологии сохранения и воспроизведения когнитивного опыта / Под ред. В.Н. Носуленко. М.: Изд- во «Институт психологии РАН», 2016. С. 228—247.
-
Носуленко В.Н., Самойленко Е.С. Парадигма воспринимаемого качества в задаче сохранения когнитивного опыта в условиях реальной деятельности // 7-я Российская конференция по экологической психологии. М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО»; СПб.: Нестор-История, 2015. С. 342—345.
-
Носуленко В.Н., Самойленко Е.С. Полипозиционное наблюдение // Технологии сохранения и воспроизведения когнитивного опыта / Под ред. В.Н. Носуленко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016a. С. 261—278.
-
Носуленко В.Н., Самойленко Е.С. Вербальный метод в парадигме воспринимаемого качества // Технологии сохранения и воспроизведения когнитивного опыта / Под ред. В.Н. Носуленко. М.: Изд- во «Институт психологии РАН», 2016b. С. 248—260.
-
Рабардель П. Люди и технологии. Когнитивный подход к анализу современных инструментов. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999.
-
Технологии сохранения и воспроизведения когнитивного опыта / Под ред. В.Н. Носуленко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.
-
Alavi M., Leidner D. E. Knowledge management and knowledge management systems: Conceptual foundations and research issues // MIS Quart. 2001. Vol. 25. № 1. P. 107—136.
-
Ambrosini V. ‘Tacit knowledge: some suggestions for operationalization // Journal of Management Studies. 2001. Vol. 38. № 6. Р. 811—829.
-
Argote L., Spector E. Organizational Learning: From Experience to Knowledge // Organizational Science. 2011. Vol. 2. № 5. Р. 1123—1137.
-
Argote L., McEvily B., Reagans R. Managing knowledge in organizations: An integrative framework and review of emerging themes // Management Sci. 2003. Vol. 49. № 4. Р. 571—583.
-
Le Bellu S., Lahlou S., Nosulenko V. Capter et transférer le savoir incorporé dans un geste professionnel // Social Science Information. 2010. Vol. 49. № 3. P. 371—413.
-
Le Bellu S., Lahlou S., Nosulenko V., Samoylenko E. Studying activity in manual work: A framework for analysis and training // Le Travail Humain. 2016. Vol. 79. № 1. P. 7—29.
-
Bengoa D., Köhler Y. Useful methodologies of knowledge transfer in education and in business // Proceeding of the 18th European conference on knowledge management / Eds. F. Marimon et al. Vol. 1. Spain, 7—8 September, 2017. P. 107—114.
-
Boje D. The storytelling organization: A study of story performance in an office supply firm // Administrative Science Quartely. 1991. Vol. 36, № 1. P. 106—126.
-
Boschma R. Proximity and innovation: A critical assessment // Regional studies. 2005. Vol. 39. № 1. Р. 61—74.
-
Bougon M.G. Uncovering cognitive maps: the self-Q technique // Beyond method: Strategies for social research / Ed. J. Morgan. Beverly Hills, CA: Sage, 1983, p. 173—188.
-
Brown J.S., Duguid P. Balancing act: how to capture knowledge without killing it // Harvard Business Review. 2000. Vol. 78, № 3. Р. 73—80.
-
Cohen W.M., Levinthal D.A. Absortive capacity: a new perspective on learning and innovation // Adm. Sci.Q. 1990. Vol. 35. № 1. P. 128—152.
-
Cross R., Sproull L. More than an answer: Information relationships for actionable knowledge // Organ. Sci. 2004. Vol. 15. № 4. Р. 446—462.
-
Dalkir K. Knowledge management in theory and practice. McGill University. Elsevier, 2005.
-
Davenport D.L., Holsapple Cl.W. Knowledge organizations // Encyclopedia of knowledge management / Ed. E.G. Schwartz. USA. Idea Group Reference. 2006. P. 451—458.
-
DeLong D.W., Davenport T. Better practices for retaining organizational knowledge: lessons from the leading edge // Employment Relations Today. 2003. Vol. 30. № 3. Р. 51—63.
-
Denning S. The Springboard: How Storytelling Ignites Action in Knowledge-Era Organizations / New York: KMCI Press. 2011.
-
Despres C., Chauvel D. How to map knowledge management // Mastering information management / Eds. D. Marchand, T. Davenport, & T. Dickson (Eds.). London: Prentice Hall. 2000. P. 170—176.
-
Dychtwald K., Erickson T. and Morison B. It’s time to retire retirement // Harvard Business Review. 2004. Vol. 82. № 3, Р. 48—57.
-
Eden C., Ackermann F., Cropper S. The Analysis of cause maps // Journal of management studies. 1992. Vol. 29. Р. 309—324.
-
Fowler A. The role of AI-based technology in support of the knowledge management value activity cycle // Journal of Strategic Information Systems. 2000. Vol. 9. № 2—3. Р. 107—128.
-
Gill P.B. Narrative inquiry: designing the processes, pathways and patterns of change // Systems Research and Behavioral Science. 2001. Vol. 18. № 4. Р. 335—344.
-
Grover V., Davenport T.H. General perspectives on knowledge management: Fostering a research agenda // Journal of Management Information Systems. 2001. Vol. 18. № 1. Р. 5—21.
-
Handzic M. Knowledge management: A research framework // Proceedings of the 2nd European Conference on Knowledge Management (ECKM 2001), Bled, Slovenia. 2001.
-
Harvey J.F. Managing organizational memory with intergenerational knowledge transfer // Journal of Knowledge Management. 2012. Vol. 16. № 3. P. 400—417.
-
Holsapple C.W., Joshi K.D. A formal knowledge management ontology: Conduct, activities, resources, and influences // Journal of the American Society for Information Science and Technology. 2004. Vol. 55. № 7. Р. 593—612.
-
Lahlou S., Nosulenko V., Samoylenko E. Numériser le travail. Théories, méthodes, expérimentations. Paris: Lavoisier, 2012. 328 p.
-
Levin D.Z., Kurtzberg T.R., Phillips K.W., Lount Jr.R.B. The role of affect in knowledge transfer // Group Dynamics. 2010. Vol. 14. № 2. Р. 123—142.
-
Levin D.Z., Cross R. The strength of weak ties you can trust: The mediating role of trust in effective knowledge transfer // Management Sci. 2004. Vol. 50. № 11. Р. 1477—1490.
-
Martin J., Harré R. Mataphor in Science. In D.S. Miall (ed.). Mataphor. Sussex: The Harvester press, 1982. P. 89—105.
-
Nahapiet J., Ghoshal S. Social capital, intellectual capital, and the organizational advantage // Academy of Management Review. 1998. Vol. 23. № 2. Р. 242—266.
-
Newman B.D. Agents, artefacts, and transformations: The foundations of knowledge flows. In Clyde W. Holsapple (Ed.), Handbook on knowledge management 1: Knowledge matters. Berlin: SpringerVerlag, 2003. P. 301—316.
-
Newman B., Conrad K. A framework for characterising knowledge management methods, practices, and technologies. Proceedings of the 3rd International Conference on Practical Aspects of Knowledge Management (P AKM 2000), Basel, Switzerland. 2000.
-
Nissen M.E. An extended model of knowledge-flow dynamics // Communications of the Association for Information Systems. 2002. Vol. 8. Р. 251—266.
-
Nonaka I. A dynamic theory of organizational knowledge creation // Organ. Sci. 1994. Vol. 5. № 1. Р. 14—37.
-
Nonaka I., Konno, N. The concept of “Ba”: Building a foundation for knowledge creation // California Managemen Rev. 1998. Vol. 40. № 3. Р. 40—54.
-
Nonaka I., Takeuchi H. The Knowledge-Creating Company How Japanese Companies Create the Dynamics of Innovation. Oxford University Press, Oxford, UK. 1995.
-
Nooteboom B. Interfirm alliances. Analysis and design. Routledge, London and New York, 2000.
-
Nooteboom B., Van Haverbeke W.P.M., Duijsters V.A., Gilsing V.A., Oord A.V. Optimal cognitive distance and absorptive capacity // Research Policy. 2007. Vol. 36. Р. 1016—1034.
-
Nosulenko V. Mesurer les activités numérisées par leur qualité perçue // Social Science Information. 2008. Vol. 47. № 3. P. 391—417.
-
Novak J.D. Learning, Creating, and Using Knowledge: Concept maps as facilitative tools in schools and corporations // Journal of e-Learning and Knowledge Society. 2010. Vol. 6. № 3. Р. 21—30.
-
Osterloh M., Frey B.S. Motivation, knowledge transfer, and organizational forms // Organ. Sci. 2000. Vol. 11. № 5. Р. 538—550.
-
Prat N. Automating knowledge indexing, and automated knowledge retrieval in soft domains. Proceedings of the 2nd European Conference on Knowledge Management (ECKM 2001), Bled, Slovenia. 2001.
-
Prat N. A Hierarchical Model for Knowledge Management. In: Encyclopedia of Knowledge Management. Hershey (Etats-Unis): Idea Group Reference, Schwartz, D.G. 2006.
-
Quigley N.R., Tesluk P.E., Locke E.A., Bartol K.M. A multilevel investigation of the motivational mechanisms underlying knowledge sharing and performance // Organ. Sci. 2007. Vol. 18. № 1. Р. 71—88.
-
Rabardel P. Les hommes et les technologies. Approche cognitive des instruments contemporains. Paris: Armand Colin, 1995.
-
Sackmann S. The Role of Metaphors in Organization Transformation // Human relations. 1989. Vol. 42. № 6. P. 463—485.
-
Strack R., Baier J., Fahlander A. Managing demographic risk, Harvard Business Review. 2008. Vol. 82. № 2. Р. 119—128.
-
Szulanski G. Exploring internal stickiness: Impediments to the transfer of best practices within the firm // Strategic Management J. 1996. Vol. 17. Р. 27—43.
-
Tsoukas H. A dialogical approach to the creation of new knowledge in organizations // Organization Science. 2009. Vol. 20. № 6. Р. 941—957.
-
Vrincianu M. Methodological framework for knowledge capitalization in accounting and financial area // Annals of DAAAM for 2011 & Proceedings of the 22nd International DAAAM Symposium. Vienna, Austria, 2011, 22(1).
-
Wang Sh., Noe R.A. Knowledge sharing: a review and directions for future research // Human resources and management review. 2010. Vol. 20. Р. 115—131.
-
Wiig K.M. Knowledge Management Foundations: Thinking about Thinking — How People and Organizations Create, Represent and use Knowledge, Schema Press, Arlington, TX. 1993.
-
Wiig K.M., de Hoog R., van der Spek R. Supporting knowledge management: A selection of methods and techniques // Expert Systems with Applications. 1997. Vol. 13. № 1. Р. 15—27.
-
Zollo M., Reuer J.J. Experience spillovers across corporate development activities // Organ. Sci. 2010. Vol. 21. № 6. Р. 1195—1212.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2646
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 3343
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 18