Разумникова О.М. доктор биологических наук, Профессор кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет», Новосибирск, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7831-9404 e-mail: razoum@mail.ru
Яшанина А.А. младший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт физиологии и фундаментальной медицины (НИИФФМ), Новосибирск, Россия e-mail: tais4@physiol.ru
Асанова Н.В. ассистент кафедры психологии и педагогики, Новосибирский государственный технический университет (ФГБОУ ВО НГТУ), Новосибирск, Россия e-mail: asanova@corp.nstu.ru
Известно, что и общий, и эмоциональный интеллект отражают способности человека к адаптации и являются предикторами жизнеспособности, однако неизвестно как эти способности сочетаются в оценке текущего состояния здоровья. В связи с этим целью исследования стало изучение вклада вербального, пространственного и эмоционального компонентов интеллекта в самооценку качества жизни студентов. В исследовании приняли участие студенты в возрасте 18,7±1,5 лет, 66% — женщины. Установлено, что негативная экспрессивность и сопереживание несчастий являются основными компонентами эмоционального интеллекта, отрицательно коррелирующими с интегральными показателями как физического, так и психического здоровья. Пространственный компонент интеллекта в большей степени, чем вербальный, является прогностическим критерием в самооценке состояния здоровья, а его более высокие значения соответствуют меньшему количеству симптомов нарушения здоровья. Выявлены разные формы регрессионных уравнений для описания качества жизни на основе компонентов эмоционального интеллекта, что указывает на возможность психологической коррекции самочувствия с использованием разных контуров эмоциональной регуляции поведения.
В соответствии с современной психосоциальной моделью
здоровья его состояние определяется группой когнитивных, эмоциогенных и
социальных факторов. Когнитивные факторы включают накопленные знания о здоровье
и болезни и адекватную самооценку собственного состояния, формирующую
«функциональный оптимизм» или, напротив, пессимистический взгляд на
самосохранение и самореализацию.
Литература
Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы
психологии. 1995. № 1. С. 111—131.
Амирджанова В.Н., Горячев Д.В., Коршунов Н.И., Ребров
А.П., Сороцкая В.Н. Популяционные показатели качества жизни по опроснику
SF-36 // Научно-практическая ревматология. 2008. № 1. С. 36—48.
Анисимов О.С. Глазачев О.С. Сущность понятия
«здоровье» в рамках логико-методологического подхода // ЭПНИ Вестник
Международной академии наук «Русская секция». 2012. T. 2. C. 6—12.
Войтенко В.П. Здоровье здоровых (введение в
санологию). Киев.: Здоровье, 1991. 245 c.
Князев Г.Г., Митрофанова Л.Г., Разумникова О.М.,
Барчард К. Адаптация русскоязычной версии «Опросника эмоционального
интеллекта» К. Барчард // Психологический журнал. 2012. Т 33. № 4. С.
112—120.
Кремер Н.Ш. Теория вероятности и математическая
статистика, 3-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. C.454—473.
Мягкова Е.Ю. Эмоциональная сфера человека и язык:
подходы к исследованию // Язык, сознание, коммуникация: сб. статей. Вып. 40 /
Под ред. Н.В. Уфимцевой, В.В. Красных, А.И. Изотова. М.: МАКС Пресс, 2010. С.
118—124.
Никифоров Г.С. Психология здоровья: учебник для
вузов. СПб.: Питер, 2006. 607 с.
Новик А.А, Ионова Т.И. Руководство по исследованию
качества жизни в медицине. 2-е изд. / Под ред. Ю.Л. Шевченко. М.: ОЛМАПРЕСС,
2007. 313 с.
Психологическая диагностика: учеб. пособие / Под ред. К.М.
Гуревича и Е.М. Борисовой. М.: УРАО, 1997. 304 с.
Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая
теория. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. 264 c.
Allen N.B., Badcock P.B. The social risk hypothesis
of depressed mood: Evolutionary, psychosocial, and neurobiological perspectives
// Psychol. Bull. 2003. Vol. 129. P.887—913
doi:10.1037/0033-2909.129.6.887
Bar-On R. The impact of emotional Intelligence on
Health and Wellbeing. In Emotional Intelligence — New Perspectives and
applications In Tech Publ. Ed. Di Fabio A. 2012. P. 29—50.
Batty G.D., Deary I.J., Gottfredson L.S. Premorbid
(early life) IQ and later mortality risk: systematic review // Ann.
Epidemiology. 2007. Vol. 17. P. 278—288.
Bosma H., van Boxtel M.P.J., Kempen G.I.J.M., et
al. To what extent does IQ ‘explain’ socio-economic variations in function?
// BMC Public Health. 2007. Vol. 7. doi:10.1186/1471-2458-7-179
Breslau N., Lucia V.C., Alvarado G.F. Intelligence
and other predisposing factors in exposure to trauma and posttraumatic stress
disorder: a follow-up study at age 17 years // Arch Gen Psychiatry. 2006. Vol.
63. P. 1238—1245. doi:10.1001/archpsyc.63.11.1238
Calvin C.M, Batty G.D., Der G., Brett C.E, Taylor A.,
Pattie A.,ČukićI., Deary I.J. Childhood
intelligence in relation to major causes of death in 68 year follow-up:
prospective population study // BMJ. 2017. Vol. 357. doi:
10.1136/bmj.j2708
Ciarrochi J., Deane F.P., Anderson S. Emotional
intelligence moderates the relationship between stress and mental health //
Personality and Individual Difference. 2002. Vol. 32. P. 197—209.
doi:10.1016/S0191- 8869(01)00012-5
Cohen S., Pressman S.D. Positive affect and health
// Current Directions in Psychological Sci. 2006. Vol. 5. № 3. P. 122—125.
doi:10.1111/j.0963-7214.2006.00420.x
Corley J. W., Starr J.M., I. J. Deary,
Psychological and physical health at age 70 in the Lothian Birth Cohort 1936:
Links with early life IQ, SES, and current cognitive function and neighborhood
environment // Health Psychology. 2011. Vol. 30. P. 1—11.
Diener E., Suh E.M., Lucas R.E., Smith H. L.
Subjective well-being: Three decades of progress // Psychological Bulletin.
1999. Vol. 125. Р. 276—302. doi:10.1037/0033-2909.125.2.276
Extremera N., Fernández-Berrocal P.
Emotional intelligence as predictor of mental, social, and physical health in
university students // Span J. Psychol. 2006. Vol. 9. P. 45—51.
doi:10.1017/S1138741600005965
Fjell A.M., Walhord K.B., Brown T.T. et al.
Multimodal imaging of the self-regulating developing brain // PNAS. 2012. Vol.
109. P. 19620—19625. doi:10.1073/pnas.1208243109
Gevins A., Smith M.E. Neurophysiological measures
of working memory and individual differences in cognitive ability and cognitive
style // Cerebral Cortex 2000. Vol. 10. P. 830—839.
doi:10.1093/cercor/10.9.829
Hart C.L., Taylor M.D., Smith G.D., et al.
Childhood IQ, social class, deprivation, and their relationships with mortality
and morbidity risk in later life: prospective observational study linking the
Scottish Mental Survey 1932 and the Midspan studies // Psychosomatic Medicine.
2003. Vol. 65. P. 877—883.
Hemmingsson T., Melin B., Allebeck P., Lundberg I.
Cognitive ability in adolescence and mortality in middle age—a prospective life
course study // J. Epidemiol. Community Health. 2009. P. 1—6.
Jensen T.W. Emotion in languaging: languaging as
affective, adaptive, and flexible behavior in social interaction // Front
Psychol. 2014. Vol. 5. № 720. doi:10.3389/fpsyg.2014.00720
Kanazawa S. General intelligence as a
domain-specific adaptation // Psychol. Rev. 2004. Vol. 111. P. 512—523.
doi:10.1037/0033-295X.111.2.512
Lindquist K.A., MacCormack J.K., Shablack H. The
role of language in emotion: Predictions from psychological constructionism //
Front Psychol. 2015. Vol. 6. № 444. doi:10.1037/0033-295X.111.2.512
Matthews G., Emo A.K., Funke G., et al. Emotional
intelligence, personality, and task-induced stress // J. Exp. Psychol. Appl.
2006. Vol. 12. P. 96—107.
Mayer J. D., Roberts R.D., Barsade S.G. Human
abilities: Emotional intelligence // Annu. Rev. Psychol. 2008. Vol. 59. P.
507—536. doi:10.1146/annurev.psych.59.103006.093646
Miller G., Chen E., Cole S.W. Health psychology:
Developing biologically plausible models linking the social world and physical
health // Annu. Rev. Psychol. 2009. Vol. 60. P. 501—524. doi:10.1146/annurev.
psych.60.110707.163551
Razumnikova O.M. Creativity and intelligence as
predisposing factors of mental, social, and physical health // Adv. Biomed.
Res. Univ. Cambridge, UK, 2010. P. 205—214.
Schimmack U., Radhakrishnan P., Oishi S., Dzokoto
V. Culture, personality, and subjective well-being: Integrating process
models of life satisfaction // J. Pers. Social Psychol. 2002. Vol. 82. P.
582—593. doi:10.1037/0022-3514.82.4.582
Wraw C., Deary I.J., Gale C.R., Der G. Intelligence
in youth and health at age 50 // Intelligence. 2015. Vol. 53. P.23—32.
10.1016/j.intell.2015.08.001