Психологическое благополучие подростка: к вопросу о диагностическом инструментарии

2

Аннотация

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования содействие психологическому и социальному благополучию подростков сформулировано как профессиональная задача специалистов. В статье представлен анализ работы школьного психолога с базовыми характеристиками качества жизни подростков – психологическим благополучием и социометрическим статусом как надежным показателем социального благополучия обучающихся. Актуальность статьи определяется двумя аспектами – углублением знаний о психологическом и социальном благополучии современных подростков, а также обоснованием использования школьным психологом удобного диагностического кейса. Цель статьи – представить анализ применения компактного диагностического кейса, который может быть рекомендован педагогу-психологу для экспресс-диагностики психологического благополучия подростков, а также для выявления подростков группы социального риска. В данный кейс включены методики: социометрических измерений Я.Л. Морено, жизнестойкости С. Мадди, изучения доверия к себе Н.Б. Астаниной, шкала психологического благополучия (Варвик-Эдинбург). В исследовании участвовали 148 школьников 8-х классов г. Москвы, возраст – 14-15 лет. Рекомендуемый диагностический кейс отвечает значимым с точки зрения школьного психолога характеристикам, которые дополняют нормативные требования, в том числе соответствующие доказательному подходу в психодиагностике. К дополнительным характеристикам кейса отнесены: доступность методик для предъявления в различных форматах; комфортная по продолжительности и обработке результатов процедура исследования; корректность содержания и формулировок вопросов.

Общая информация

Ключевые слова: психологическое благополучие , социальное благополучие, качество жизни, социометрический статус, жизнестойкость, доверие к себе, диагностический инструментарий, педагоги-психологи, социальная ситуация развития подростка

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2024160401

Получена: 17.11.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Егорова М.А., Емельянова И.В. Психологическое благополучие подростка: к вопросу о диагностическом инструментарии [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2024. Том 16. № 4. С. 3–19. DOI: 10.17759/psyedu.2024160401

Полный текст

Введение

«… с точки зрения обыденной жизни очевидно одно: мы живем

для других людей – и более всего для тех, от чьих улыбок

и благополучия зависит наше собственное счастье»

Альберт Эйнштейн

Проблема психологического и социального благополучия подростка в контексте факторов, обусловливающих качество жизни, конкретизирована в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее – ФГОС ООО, Стандарт) в виде целей и задач реализации основной образовательной программы. В частности, в IV разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы» в п. 20 речь идет о создании образовательной среды, которая должна гарантировать сохранение и укрепление физического здоровья, психологического и социального благополучия обучающихся [18]. Для реализации требований Стандарта в отношении изучения различных аспектов благополучия ребенка школьный психолог и педагоги нуждаются в компактном, удобном в применении психологическом инструментарии с доказанной эффективностью. В настоящее время в психодиагностическом портфолио школьного психолога кейс с данными характеристиками отсутствует. Проблема психодиагностического инструментария, вызывающего доверие профессионального сообщества, была включена в повестку Всероссийского съезда психологических служб в системе образования Российской Федерации, состоявшегося в декабре 2023 года. Съезд рассмотрел и вынес соответствующие решения по вопросу «совершенствования системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и развития целостной комплексной системы психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп, позволяющей обеспечить качество и доступность данной помощи» [19]. Это предопределило актуальность проведенного исследования и представленных в статье результатов.

Уточним ряд используемых нами понятий, выбрав из научного понятийного многообразия наиболее функциональные с точки зрения исследуемого вопроса.

«Качество жизни». Д.А. Леонтьев раскрывает междисциплинарный характер этого понятия, что обусловлено его центральным местом в исследованиях, проводимых в ряде областей экономики, социологии, психологии и медицины [9; 10; 12]. В данных исследованиях акцент сделан на социальных факторах психологического благополучия индивида [3; 7; 12; 27; 28]. Д.А. Леонтьев предлагает «различать две стороны качества жизни: социологическую, характеризующую меру благоприятности внешних социальных условий существования индивида для удовлетворения его потребностей и реализации потенциала, и психологическую, характеризующую меру успешности формируемых индивидом жизненных стратегий, позволяющих ему по-разному строить взаимодействие с объективными условиями жизни» [11, с. 22].

«Благополучие» – психологическое состояние, обеспечивающее индивиду возможность вести полноценный, социально одобряемый образ жизни [12]. «Благополучие ребенка определенного возраста – это комплексный показатель, который включает психологическое, социальное благополучие, физическое здоровье и умственное развитие согласно возрасту. Благополучие ребенка исключает его противоправное, антисоциальное поведение, практики насилия и оскорбляющего отношения со стороны взрослых и сверстников» [1, с. 46].

«Психологическое благополучие». К. Рифф (американский ученый и психолог, занимающаяся изучением психологического благополучия и психологической устойчивости, профессор психологии в Университете Висконсин-Мэдисон) концептуально обосновала и эмпирически изучила предикторы благополучия индивида с позиции научной школы позитивной психологии [26]. К благам, необходимым для удовлетворенности человеком своей жизнью, «…исследователь отнесла базовые личностные ресурсы человека, генетические истоки которых формируются в детстве благодаря общению с психологически значимыми взрослыми, сверстниками и иными агентами социализации» [5, с. 74].

«Социальное благополучие» – удовлетворенность личности своим социальным статусом, межличностными отношениями [4]. Хотя «социальное благополучие» как самостоятельное понятие не введено в текст Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, его содержание в полной мере отражено в данном документе. В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования в п.п. 43.2 и 43.3 об универсальных коммуникативных и регулятивных учебных действиях обозначены ключевые компетенции, овладение которыми характеризует социальное благополучие обучающихся. Например, в сфере общения – это способности осуществлять коммуникацию в различных сферах жизни, распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, аргументированно вести диалог, развернуто и логично излагать свою точку зрения. В совместной деятельности – это готовность организовывать и координировать действия по достижению цели совместной деятельности, предлагать новые проекты, быть инициативным. По мнению М.Е. Сачковой, «контактные группы окружают человека с момента его рождения и на протяжении всей жизни. Однако известно, группа становится необходимой для индивида только в том случае, когда с ней напрямую связана его мотивационная структура, направленность личности. Так, человек может стремиться просто принадлежать к какому-то сообществу, чтобы не испытывать чувства одиночества, либо он хочет быть признанным и принятым другими людьми, участвовать в совместных делах и разделять общие эмоции, развиваться и самосовершенствоваться благодаря другим членам группы» [21, с. 8].

«Социометрический статус» в группе – отражает отношение к человеку, степень его авторитета и социальную позицию в изучаемой группе. Показатели социометрического статуса достоверно предсказывают удовлетворенность жизнью и переживание положительных и отрицательных эмоций [22]. Социометрический статус как эмпирический показатель социального статуса в группе позволяет дать оценку социального благополучия индивида.

Анализ приведенных выше понятий показывает сложные диалектические связи трех конструктов – психологического благополучия, благополучия социального и качества жизни индивида. В частности, Т.А. Гурко обосновывает необходимость изучения «психологического благополучия подростков … не только с точки зрения качества их жизни и склонности к саморазрушающему поведению, но и с точки зрения влияния на окружающих». По результатам исследования автор сделала вывод, что «статистически значимо чаще участвуют в травле своих сверстников юноши и девушки с низким показателем психологического благополучия» [2, с. 132]. Изучение социометрического статуса подростков может стать прогностическим инструментом, выявляющим группы социального риска, так как предикторами статуса являются такие характеристики, как включенность в жизнь группы, адекватное восприятие себя и самоотношение, уверенность в себе и др.

Исследовательский вопрос, к решению которого мы обратились: каковы инструментальные диагностические возможности школьного психолога в работе с психологическим и социальным благополучием подростков, какой надежный и компактный диагностический кейс можно рекомендовать для оценки этих базовых показателей качества жизни обучающихся. На основе мнений психологов образования, имеющих опыт работы в школе более 4 лет, опыта практической психолого-педагогической деятельности авторов статьи, а также результатов проектно-исследовательской деятельности магистрантов программы «Психологическое благополучие в детско-юношеском возрасте» (Московский государственный психолого-педагогический университет) [17] были сформулированы требования к данному кейсу, которые дополняют нормативные требования к диагностическим процедурам:

  1. Время проведения – в течение одного урока.
  2. Вопросы в методиках должны быть сформулированы понятно, без необходимости пояснений психологом, не вызывать негативного отношения респондентов.
  3. Обработка числовых результатов может быть проведена самими обучающимися без затруднений.
  4. Методики должны быть доступны для психолога и в электронном, и в печатном форматах. Требование обосновано тем, что психодиагностическая информация на бумажном носителе дает более широкие возможности ее обсуждения и совместной с педагогом интерпретации, что позволяет осуществить более тонкий дифференцированный анализ результатов.

В предлагаемый диагностический кейс были включены известные надежные и валидные методики, отвечающие обозначенным выше требованиям и позволяющие углубленно провести качественный анализ ключевых маркеров психологического и социального благополучия подростка. Так, широко используемая методика «Шкала психологического благополучия Варвик-Эдинбург» является подходящим инструментом для мониторинговых исследований психологического здоровья, однако не позволяет обозначить локальные проблемные источники неблагополучия подростков. В этой связи в кейс были включены дополнительные методики, расширяющие и уточняющие базовые характеристики психологического и социального благополучия старшеклассников (в частности, методики, изучающие жизнестойкость и доверие к себе).

Для решения исследовательского вопроса было проведено локальное эмпирическое исследование, цель которого состояла в апробации методики диагностики показателей психологического и социального благополучия обучающихся основной школы.

Методика исследования

В исследовании участвовали 148 школьников 8-х классов г. Москвы в возрасте 14-15 лет (57% – девочки и 43% – мальчики) ([17], результаты представлены частично).

Гипотеза: предлагаемый кейс методик отвечает требованиям, предъявляемым к диагностическому инструментарию школьного психолога, и позволяет выявить группы риска в отношении психологического и социального благополучия среди подростков. К группе социального риска мы относили подростков, характеризующихся психологическим неблагополучием, негативным эмоционально-личностным состоянием, не принимаемых сверстниками.

Методики:

  1. Методика социометрических измерений Я.Л. Морено определяет социометрический статус каждого ученика в классе и направленность статуса – положительную или отрицательную, а также позволяет косвенно оценить уровень сформированности коммуникативных навыков у обучающихся [13]. Данная методика широко применяется школьными психологами, так как зарекомендовала себя как информативная и удобная в проведении. Критерии социометрического статуса понятны и адекватно воспринимаются современными подростками.
  2. Методика жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина, Е.И. Рассказовой) позволяет определить готовность индивида конструктивно действовать в трудной ситуации, стрессоустойчивость [16]. Жизнестойкость является важным ресурсом психологического благополучия.
  3. Шкала психологического благополучия Варвик-Эдинбург (адаптация С.К. Нартовой-Бочавер), в которой 14 утверждений относятся к чувствам и различным аспектам позитивного функционирования личности и комплексно отражают психологическое благополучие личности [14; 24].
  4. Методика изучения доверия к себе как специфического отношения человека к своему внутреннему миру и субъектности как к ценности. Доверяющий себе человек воспринимает себя позитивно, исследует свои возможности в ситуациях неопределенности. Методика разработана Н.Б. Астаниной и позволяет изучить отношение подростка к себе и своей жизни как автору этой жизни, а также качество субъектной позиции личности, в частности, ценностные, эмоциональные, когнитивные, поведенческие составляющие субъектности [20].
  5. Методы математической обработки данных: критерий Манна-Уитни, критерий Х2 Пирсона, коэффициент корреляции Спирмена (программа SPSS, версия IBM SPSS Statistics 20, Exсel).

 

Результаты

Результаты изучения социометрического статуса обучающихся. Были применены 3 социометрических критерия: эмоциональный («Кого ты пригласишь/не пригласишь на день рождения»), интеллектуальный («С кем бы ты хотел/не хотел делать совместный проект»), организационный («С кем бы ты хотел/не хотел готовить Новогодний вечер»). Также использованы две характеристики: позитивный выбор (С +) и негативный выбор (С -). Подросткам, принявшим участие в исследовании, было предложено сделать только три выбора из всех членов группы (класса). Данное ограничение значительно повышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала.

На основании мнения одноклассников для каждого ученика были подсчитаны социометрические индексы, положительные и отрицательные выборы, по трем критериям. Также был определен общий социометрический индекс каждого ученика. Применив к результатам каждого испытуемого критерий «соотношение положительных и отрицательных выборов», мы выделили 4 группы подростков. В первую группу вошли лидеры, то есть подростки, имеющие максимальное количество положительных выборов и не имеющие отрицательных (5,49%). Ко второй группе были причислены предпочитаемые, то есть подростки, у которых положительных выборов значительно больше, чем отрицательных (36%). Третью группу составили среднестатусные подростки (31%), у которых примерно одинаковое количество положительных и отрицательных выборов. Четвертая, самая неблагополучная группа объединила отвергаемых подростков, у которых преобладали отрицательные и практически отсутствовали положительные выборы (27%).

Рассмотрим распределение обучающихся по выделенным социометрическим критериям в табл. 1.

Таблица 1. Распределение выборки по социометрическому статусу (в %)

Социометрический статус

Социометрический критерий

Эмоциональный

Интеллектуальный

Организационный

Общий

Лидеры

4,39

1,1

3,3

5,49

Предпочитаемые

20,88

20,88

17,58

36,26

Среднестатусные

41,76

51,65

49,45

30,77

Отвергаемые

39,27

26,37

29,67

27,47

 

Как видно из табл. 1, в обследуемой выборке преобладают подростки со средним статусом по всем трем критериям, то есть имеющие как положительные выборы со стороны одноклассников, так и отрицательные. По эмоциональному критерию более трети подростков (39%) испытывают трудности в эмоционально-личностных взаимоотношениях с одноклассниками и, по сути, находятся в изоляции, что может являться негативным фактором их психологического благополучия. Исходя из результатов по интеллектуальному критерию, более четверти учеников класса (26%) не принимаются другими учениками. По организационному критерию, который характеризует совместную деятельность, ответственность, исполнительность и креативность как целой группы, так и ее членов, группа отвергаемых подростков составила около 30%. Это свидетельствует о том, что почти треть учеников по различным причинам не вовлечены в школьные мероприятия. Примерно столько же учеников находятся вне зоны взаимного принятия одноклассниками. Результаты данной методики позволили выделить подростков непопулярных и отвергаемых, что может указывать на их возможное социальное и психологическое неблагополучие. Эти подростки нуждаются в дополнительном внимании педагога и психолога.

Результаты оценки психологического благополучия обучающихся. В качестве показателей психологического благополучия подростков были выбраны: 1) жизнестойкость; 2) показатели по шкале психологического благополучия; 3) индекс доверия подростка к себе. Жизнестойкость была проанализирована по следующим показателям: общая жизнестойкость, вовлеченность, контроль, принятие риска. Распределение обучающихся по показателям психологического благополучия представлено в табл. 2.

Таблица 2. Распределение обучающихся по уровням показателей психологического благополучия (в %)

Уровень

Показатели психологического благополучия

 

Общая жизнестойкость

Вовлеченность

Контроль

Принятие риска

Шкала психологического благополучия

Доверие к себе

Высокий

9,23

15,38

10,77

9,23

1

18,46

Средний

60

50,77

69,23

61,54

85

67,69

Низкий

30,77

33,85

20

29,23

14

13,85

 

Анализ результатов по шкале психологического благополучия демонстрирует, что у значительной части подростков – средний уровень благополучия (85%), и они чувствуют себя вполне эмоционально комфортно. Обследуемые подростки имеют более высокие результаты по методике «доверие к себе» (18,46% – высокий; 67,69% – средний, 13,85% – низкий уровень). Это означает, что в целом подростки уверены в себе и воспринимают себя позитивно. Тем не менее более 30% обучающихся имеют низкий уровень жизнестойкости, то есть могут испытывать трудности в реализации своих планов и менее стрессоустойчивы в ситуациях неопределенности и повышенной сложности. Дополнительное сравнительное изучение показателей психологического благополучия обследованных мальчиков и девочек не показало значимых различий между ними (по критерию Манна-Уитни).

Нам было важно посмотреть, насколько выбранные показатели психологического благополучия подростка связаны между собой, то есть насколько эти показатели определяют «подростковое ядро» психологического благополучия. В целях сопоставления выбранных для изучения показателей психологического благополучия подростков был проведен корреляционный анализ этих показателей. Результаты по Шкале психологического благополучия тесно связаны с показателями жизнестойкости – как с общим уровнем (r=0,67, p<0,01), так и ее составляющими: вовлеченностью (r=0,60, p<0,01), контролем (r=0,64, p<0,01) и принятием риска (r=0,60, p<0,01) и имеют меньшую связь с доверием к себе (r=0,36, p<0,05). Результаты по методике «доверие к себе» слабо связаны с показателями жизнестойкости, особенно с вовлеченностью. В большей степени доверие к себе связано с показателем контроля, что отражает самопринятие подростка, его уверенность в себе, ответственность за свои поступки и решения.

Обобщая эти данные, мы предполагаем, что выделенные нами компоненты психологического благополучия, тесно связанные между собой, характеризуют в целом структуру психологического благополучия подростков. Опираясь на теоретико-эмпирические исследования [6; 20; 23; 25], мы предположили, что социальный статус подростка в ученической группе (классе) связан с его психологическим благополучием.

Результаты исследования связи психологического благополучия и социометрического статуса подростка. Для изучения связи показателей психологического благополучия подростка с его социометрическим статусом был проведен корреляционный анализ. Между всеми показателями психологического благополучия: общим уровнем жизнестойкости, вовлеченностью, контролем, принятием риска, шкалой психологического благополучия и шкалой доверия к себе отсутствуют корреляционные связи с отрицательным социометрическим статусом по всем трем социометрическим критериям. Это говорит о том, что отрицательные выборы, то есть отвержение подростка одноклассниками, не могут однозначно свидетельствовать о его психологическом неблагополучии. Предполагаем, что данный непрогнозируемый результат может быть объяснен несколькими причинами:

  1. Подросток с отрицательным социометрическим статусом некритично воспринимает свой статус.
  2. Подросток компенсирует дефициты психологического благополучия за счет другой группы поддержки (сверстники не из ученической группы (класса), психологически значимые взрослые, например, учитель, спортивный тренер, родитель).
  3. Личностными особенностями, например, выраженной интровертированностью или завышенной самооценкой.

В то же время выявлена слабая положительная корреляция между жизнестойкостью (общим уровнем, вовлеченностью, контролем и принятием риска) и положительным социометрическим статусом подростка. Общий положительный статус положительно связан с показателем вовлеченности (0,215), менее связан с общим уровнем (0,173) и принятием риска (0,145). Значимая положительная корреляция (r=0,25, p<0,05) выявлена между вовлеченностью и социометрическим статусом по эмоциональному критерию и менее выражена по организационному критерию. То есть эмоционально взаимодействовать и организовывать совместные мероприятия подростки предпочитают с теми одноклассниками, которые активны, вовлечены в деятельность, инициативны.

Сопоставляя корреляционные связи показателей психологического благополучия и трех критериев социометрического статуса, обратим внимание на третий критерий, организационный, который предполагает способность индивида организовать себя и других в общем мероприятии. В данном случае важными являются все показатели жизнестойкости, особенно «принятие риска» и «контроль», что незначимо в эмоциональном и интеллектуальном критериях социометрического статуса.

Показатели шкал психологического благополучия и доверия к себе не связаны с положительным и отрицательным социометрическим статусом, что указывает на то, что уверенность в себе, доверие к себе, субъективное переживание психологического благополучия напрямую у подростков 14-15 лет не связаны с их социометрическим статусом в классе. Меньшая связь «шкалы психологического благополучия» и «доверия к себе» в социальном статусе может свидетельствовать о том, что общий позитивный настрой подростка к себе и другим, положительное эмоциональное состояние могут обеспечиваться не его социальным статусом, а иными факторами – отношениями в семье, школьными достижениями. Исходя из этого перед школьным психологом стоит задача интерпретировать диагностические результаты комплексно и дифференцированно, сопоставляя все изучаемые показатели.

Разделив выборку на две половины по медианному критерию показателя общего социометрического статуса, мы провели расчет распределения обследованных в этих подгруппах по показателям психологического благополучия, то есть определили количество подростков (в %), имеющих высокий, средний и низкий уровни выделенных показателей. Эти результаты представлены в табл. 3.

Таблица 3. Сравнение показателей психологического благополучия обучающихся с низким и высоким социометрическим статусом (СС), в%

 

Низкий СС

Высокий СС

Общий уровень жизнестойкости

Низкий уровень

48.0

25.0

Средний уровень

40.0

67.5

Высокий уровень

12.0

7.5

Вовлеченность

Низкий уровень

44.0

25.0

Средний уровень

44.0

57.5

Высокий уровень

12.0

17.5

Контроль

Низкий уровень

20.0

20.0

Средний уровень

68.0

70.0

Высокий уровень

12.0

10.0

Принятие риска

Низкий уровень

36.0

25.0

Средний уровень

52.0

67.5

Высокий уровень

12.0

7.5

Шкала психологического благополучия

Низкий уровень

4.0

0

Средний уровень

88.0

82.5

Высокий уровень

8.0

17.5

Шкала доверия к себе

Низкий уровень

12.0

15.0

Средний уровень

76.0

62.5

Высокий уровень

12.0

22.5

 

Как видно из табл. 3, подростки с низким социометрическим статусом имеют показатели психологического благополучия ниже, чем подростки с более высоким социометрическим статусом. Большинство различий не достигает уровня значимости (критерий Х2 Пирсона). Значимые различия (p<0,05) выявлены по общему уровню жизнестойкости: низкий уровень имеют 48% подростков с низким социометрическим статусом и 25% – с высоким уровнем общей жизнестойкости, средний уровень – 10% с низким социометрическим статусом и 67% – с высоким. То есть у подростков с низким социометрическим статусом преобладает низкий уровень жизнестойкости, а у подростков с высоким статусом – средний.

Более высокий уровень жизнестойкости, особенно по показателю «вовлеченность», у высокостатусных подростков дополняет результаты корреляционного анализа, описанного выше.

Обсуждение результатов исследования

В соответствии с целью исследования мы обобщили результаты по показателям психологического благополучия (жизнестойкость, шкалы психологического благополучия и шкалы доверия к себе), был подсчитан обобщенный показатель психологического благополучия подростков [17], принявших участие в исследовании. Выборка испытуемых распределилась следующим образом. Высокий уровень имеют 24,6% подростков, средний – 41,5% и низкий уровень – 33,9%, что говорит о том, что большинство обучающихся 8 класса воспринимают себя психологически благополучными: уверены в себе, в своем будущем. Относительно равномерное распределение подростков по суммарному показателю психологического благополучия, по нашему мнению, обусловлено тем, что дефициты по какому-либо показателю (жизнестойкость, шкалы психологического благополучия и шкалы доверия к себе) могут быть компенсированы другими, более сформированными компонентами психологического благополучия. У подростков в целом преобладают положительные эмоциональные состояния, обучающиеся способны противостоять трудностям и достаточно стрессоустойчивы (показатель – жизнестойкость).

Известно, что жизнестойкость является ресурсом стрессоустойчивого поведения в трудных жизненных ситуациях, гарантом достижения позитивных успехов [8; 15; 22]. В исследуемой выборке высокий уровень жизнестойкости имеют только 9,23% обучающихся, средний – 60%, а низкий – 30,77%. А также у трети испытуемых недостаточно сформированы все компоненты жизнестойкости (вовлеченность, контроль, принятие риска). В этой связи в подростковом возрасте следует обращать внимание на формирование и развитие компонентов жизнестойкости, что особенно актуально для современных подростков, которые живут в трудной ситуации с высокой степенью неопределенности.

Обнаружены высоко значимые корреляционные связи между выделенными нами показателями психологического благополучия – жизнестойкость, шкалы психологического благополучия, доверия к себе. Это может свидетельствовать о том, что данные показатели являются «ядром» и одновременно характеристикой психологического благополучия в подростковом возрасте. Высокая корреляционная связь шкалы психологического благополучия со всеми компонентами жизнестойкости, а также шкалой доверия к себе свидетельствует о том, что шкала психологического благополучия может служить интегральным показателем психологического благополучия подростка.

Выводы

Используемый в нашем исследовании инструментарий (методики: социометрических измерений Я.Л. Морено; жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева и др.; изучения доверия к себе как специфического отношения человека к своему внутреннему миру и субъектности как к ценности, автор Н.Б. Астанина; шкала психологического благополучия Варвик-Эдинбург в адаптации С.К. Нартовой-Бочавер;) позволяет оценить разные аспекты психологического и социального благополучия обучающихся подросткового возраста, и поэтому может быть рекомендован педагогу-психологу для включения в кейс диагностики психологического благополучия.

При необходимости проведения скрининга или экспресс-диагностики психологического благополучия большого количества обучающихся (например, всех школьников 6-11 классов) возможно, на наш взгляд, использование одной методики – шкалы психологического благополучия Варвик-Эдинбург, поскольку результаты по данной методике в целом отражают уровень психологического благополучия и значимо коррелируют с показателями других методик (в нашем исследовании – жизнестойкости и доверия к себе). Методика «Шкала психологического благополучия» имеет ряд преимуществ: ее возможно применять в бумажном и онлайн-форматах, она короткая (всего 14 вопросов), требует небольшого времени (5-10 минут) и удобна в обработке результатов (подсчитывается сумма баллов).

Рекомендуемый диагностический кейс отвечает значимым с точки зрения школьного психолога характеристикам, которые дополняют нормативные требования. К дополнительным характеристикам кейса отнесены: доступность методик для предъявления в различных форматах; комфортная по продолжительности и обработке результатов процедура исследования; корректность содержания и формулировок вопросов.

Применение предлагаемого нами инструментария целесообразно для расширенной (или уточняющей) диагностики психологического благополучия подростков группы социального риска, что позволяет наиболее точно определить «мишени» психолого-педагогического сопровождения и составить научно обоснованную программу поддержки обучающихся. В будущих исследованиях целесообразно, во-первых, рассмотреть опыт применения диагностического кейса на более широкой выборке обучающихся, во-вторых, изучить гендерные аспекты психологического и социального благополучия подростков группы риска в отношении позитивной социализации.

Перспективы исследования могут касаться в основном применения социометрического опроса по нескольким направлениям. Во-первых, модификация социометрических критериев в соответствии с конкретными целями и конкретной ситуацией в образовательной организации. Во-вторых, изучение «виртуального» социометрического статуса подростков, то есть их статуса в социальных сетях. В-третьих, определение ожидаемого социального статуса, то есть как сам подросток представляет свое социальное положение в группе (классе).

Литература

  1. Гурко Т.А. Благополучие детей в различных семейных структурах: обзор результатов зарубежных исследований [Электронный ресурс] // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2021. Том 61. № 1. С. 45–53. DOI:10.52452/18115942_2021_1_45
  2. Гурко Т.А. Динамика жизнедеятельности и факторы благополучия подростков // Мир России. 2023. Том 32. № 4. С. 119–137. DOI:10.17323/1811-038X-2023-32-4-119-137
  3. Дубровина И.В. Феномен «психологическое благополучие» в контексте социальной ситуации развития // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 3. C. 9–21. DOI:10.17759/bppe.2020170301
  4. Духновский С.В. Психодиагностика: учебник и практикум для вузов. М.: Изд-во Юрайт, 2023. 353 с.
  5. Егорова М.А., Терехова А.М. Воспитательная деятельность как ресурс сохранения и укрепления психологического благополучия младших школьников [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2023. Том 20. № 1. C. 71–80. DOI:10.17759/bppe.2023200107
  6. Ибадуллаева Г.М. Психологические аспекты исследования социометрического статуса у подростков [Электронный ресурс] // Восточно-европейский научный журнал. 2021. № 3-4(67). С. 41–52. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45661856 (дата обращения: 31.08.2024).
  7. Измерение показателей и постановка целевых ориентиров в области благополучия. Париж, Франция, 25–26 июня 2012 г. [Электронный ресурс] // World Healht Organization Europe. URL: https://www.euro.who.int/_data/assets/pdf_file/0004/195511/e96732r.pdf (дата обращения: 31.08.2024).
  8. Кайипбекова И.У., Гагай В.В. Жизнестойкость как основание преодоления трудных жизненных ситуаций подростками из семей мигрантов [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Том 9. № 2. С. 1–11. URL: https://mir-nauki.com/PDF/33PSMN221.pdf (дата обращения: 31.08.2024).
  9. Лебедева А.А., Леонтьев Д.А. Современные подходы к изучению качества жизни: от объективных контекстов к субъективным // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 4. С. 142–162. DOI:10.17759/sps.2022130409
  10. Леонтьев Д.А. Качество жизни и благополучие: объективные, субъективные и субъектные аспекты // Психологический журнал. 2020. Том 41. № 6. С. 86–95. DOI:10.31857/S020595920012592-7
  11. Леонтьев Д.А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля [Электронный ресурс] // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. Том 155. № 1. С. 14–37. DOI:14515/monitoring.2020.1.02
  12. Медведева Г.П., Шимановская Я.В. Социальное благополучие, как смысл социальной деятельности [Электронный ресурс] // Право и практика. 2018. № 4. С. 293–299. URL: https://helri.com/pip/pip-2018-4-soderjanie.pdf (дата обращения: 31.08.2024).
  13. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академический проект, 2001. 383 с.
  14. Нартова-Бочавер С.К., Подлипняк М.Б., Хохлова А.Ю. Вера в справедливый мир и психологическое благополучие у глухих и слышащих подростков и взрослых [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. Том 2. № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2013/n3/64003.shtml (дата обращения: 31.08.2024).
  15. Никитина Е.В. Феномен жизнестойкости: концепция, современные взгляды и исследования [Электронный ресурс] // Academy. 2017. № 4(19). С. 100–103. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-zhiznestoykosti-kontseptsiya-sovremennye-vzglyady-i-issledovaniya (дата обращения: 31.08.2024).
  16. Осин Е.Н., Рассказова Е.И. Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте // Вестник Московского университета. Серия № 14. Психология. 2013. № 2. С. 147–165.
  17. Пантюшев И.Н. Психологическое благополучие подростков с различным социометрическим статусом в классе [Электронный ресурс]: Автореф. выпускной квалификационной работы. М., 2019. 5 с. URL:https://psychlib.ru/resource/pdf/studwork/PantyushevIN_2019/PantyushevINpdf#page=1 (дата обращения: 31.08.2024)
  18. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 31.08.2024).
  19. Решение Всероссийского съезда психологических служб в системе образования Российской Федерации. Москва, 09 декабря 2023 г. URL: https://mgppu.ru/resources/images/faculties/Rieshieniie_Siezda.pdf (дата обращения: 31.08.2024).
  20. Рунец О.В. Апробация личностного опросника Н.Б. Астаниной «Методика изучения доверия к себе» // Социальная психология и общество. 2015. Том 6. № 4. С. 170–182. DOI:17759/sps.2015060413
  21. Сачкова М.Е. Психология среднестатусного учащегося: монография. М.: Изд-во Юрайт, 2023. 202 с.
  22. Ярощук И.В. Психология жизнестойкости: обзор теоретических концепций, эмпирических исследований и методик диагностики // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2020. Том 33. № 1. С. 50–60.
  23. Cameron Anderson, Michael W. Kraus, Adam D. Galinsky, Dacher Keltner. The Local-Ladder Effect: Social Status and Subjective Well-Being // Psychological Science. 2012. Vol. 23. № Р. 764–771. DOI:10.1177/0956797611434537
  24. Dietrich L., Cohen J. Understanding Classroom Bullying Climates: the Role of Student Body Composition, Relationships, and Teaching Quality // International Journal of Bullying Prevention. 2021. Vol. 3. Р. 34– DOI:10.1007/s42380-019-00059-x
  25. Marmara J., Zarate D., Vassallo J. et al. Warwick Edinburgh Mental Well-Being Scale (WEMWBS): measurement invariance across genders and item response theory examination // BMC psychology. 2022. Vol. 10. № 1. P. 1– DOI:10.1186/s40359-022-00720-z
  26. Moore S., Diener E. Types of Subjective Well-Being and Their Associations with Relationship Outcomes // Journal of Positive Psychology & Wellbeing. 2019. Vol. 3. № 2. P. 112– URL: https://journalppw.com/ (дата обращения: 31.08.2024)
  27. Ryff C.D., Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. № 4. P. 719–727. DOI:1037/0022-3514.69.4.719
  28. Tagareva K. Социално-комуникативни компетенции в предучилищна възраст // Padagogika. 2023.Vol. 95. № 4. P. 40–48. DOI:53656/ped2023-4s.04

Информация об авторах

Егорова Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогической психологии имени профессора В.А. Гуружапова, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0716-6858, e-mail: egorovama@mgppu.ru

Емельянова Ирина Викторовна, старший преподаватель кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А.Гуружапова», факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3006-1598, e-mail: emerina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 2
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2